TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году:

    "Стоило ли г. Ф. Боткину ехать в Париж, там долго жить и учиться, чтобы потом рисовать свои „женские силуэты“ на оранжевых фонах, с безобразной орнаментикой из листвы вокруг,

    Боткин. Вечер на берегу озера. Три женских силуэта.

    (Опыт декоративного мотив в жёлтых тонах) 1897. Холст, масло.

    Боткин. Купальщица. Конец 1890-х.

    Боткин. Женский силуэт. 1897. Эскиз.

    — совершенную рабскую копию с декадентских подобных же рисунков, сотнями и тысячами являющихся всякий день

    Одилон Редон. Куколка.

    Одилон Редон. Книга Света. 1893.

    Уголь на коричневой бумаге

    в Париже?” (https://www.libfox.ru/472036-vladimir-stasov-vystavki-obzor-vystavki-russkih-i-finlyandskih-hudozhnikov-organizovannaya-s-dyagilevym.html).

    В общем, понято, почему так безрадостно всё. Во Франции был проигрыш войны Германии и восстания Парижской Коммуны. В России разгром народничества. Плюс у Редона была эпилепсия, по крайней мере, в детстве, смерть первенца. Боткин "вследствие тяжёлой наследственной болезни ушёл из жизни [в 1905] в возрасте 44 лет” (https://www.liveinternet.ru/users/mena_muria/post191224551/),

    Но я всегда перед проблемой: есть ли тут такие странности, что позволяют их счесть следами подсознательного идеала автора (то есть есть ли художественность). Ибо такой мой изыск, если хотите, подкреплён не только здравым смыслом, не только словами Выготского в “Психологии искусств” (написана в 1925, издана впервые в 1965), но и, вот, свежей цитатой из отчета о новейших исследованиях: "подсознание способно выполнять любые фундаментальные задачи, которыми только может заниматься сознание” (https://theoryandpractice.ru/posts/10509-iceberg-of-brain). То есть всё в искусстве, рождённое сознанием, можно считать искусством прикладным, а всё, рождённое подсознательным идеалом – искусством неприкладным. И, если подсознание сильнее сознания, то судите сами, какому надо отдать пальму первенства.

    Ну и понятно, что странность имярек обязана оцениваться не только относительно окружения, но и относительно содержания идеала, осознан он или подсознателен.

    Согласитесь, что задача безумно трудна – на или за гранью решаемости, то есть результат можно запросто оспорить или вообще не начинать читать за безнадёжность правильности решения или неминуемую муть относительно него.

    Задача лично для меня усложняется тем, что я наработал всякие соображения относительно этого пессимистического искусства, и мне нужно ещё и с ними сообразовывать свой разбор. А для читателя плохо ещё то, что эти мои соображения не только ему не известны, но и не общеприняты. То есть не имеют никакой авторитетности. Да ещё эти соображения трудны в постижении.

    Ужас-чтение!

    Пессимистическое искусство, по-моему, это декадентское и ницшеанское (активное – собственно ницшеанство, пассивное – пробуддизм). К нему не относится христианоподобное (с благим для всех идеалом в сверхбудущем, принципиально достижимом {например, достижимом душам прощённых в бесплотном Царствии Небесном после конца света}) Ницшеанское, когда есть подсознательный идеал, - это метафизическое принципиально недостижимое иномирие (радость – только в умении художника дать ему образ и в умении восприемника этот образ подсознанием воспринять и осознанно при этом пережить какой-то позитив). И всякое из перечисленных, кроме декадентского, могут иметь идеал как надуманный, осознаваемый, то есть неестественный, так и подсознательный, то есть естественный. Даже и христианского типа (тот свет) естествен – из-за тысячелетней привычки, сделавшей его обычным. И из-за способности художника впадать в транс по поводу естественного (тогда идеал из сознания переходит в подсознание, а то – могущественно). И только декадентское (с новостью – ценностью смерти или ЗЛА) не может быть естественным для живого нормального человека и потому движимо только сознательным замыслом человека, человека так или иначе больного телом или душой.

    Что сразу можно отсечь, как не относящееся к приведённым репродукциям, это осознаваемое ницшеанство (его лучше для определённости называть недоницшеанством). У того осознаваемый идеал – вседозволенность с формулой “над Добром и Злом”. (За то, что оно не против Зла однозначно, большинство его считает аморальным.)

    По-моему, можно ни слова не говорить в обоснование такого отсечения. Достаточно просто ещё раз посмотреть на тишь первой, второй, третьей и пятой репродукции. Только некая бурность четвёртой репродукции может чуть поколебать: не активное ль там ницшеанство. Но где ж там добро, где зло? – Скорее всё – Зло. Мне представляется варящееся в котле ада существо насмехающееся над тем, кто его варит. – Все пять, вроде, есть более или менее тихое приятие смерти, небытия. Особенно это ясно для пятой. И название “Книга Света” не помогает. Мне, во всяком случае. Как-то очень уж нарочито всё бесцветно. Даже коричневая бумага – лишь бы не белая. – А чёрное всё-таки отторжения почему-то не вызывает. – Почему? – Не потому ли, что плавен к нему переход. Книга же Света – пуста. Там ничего не написано и не изображено. – Небытие полное. А не как на том свете христианства.

    Потому, хоть Редона называют одним из основателей символизма, я к этому утверждению не присоединюсь. Он, по-моему, типичный представитель декаданса. Который от ума и неестествен. Это, таким образом получается, прикладное искусство.

    Стасов относительно такого лишь тем не прав своими проклятиями, что ему по сердцу искусство, приложенное не к такой идее (приятие небытия), а к идее борьбы за хорошее будущее народа.

    А не прав он, что бёрёт в кавычки "женские силуэты” и называет "безобразной” орнаментику из листьев. В силуэтности самой по себе нет отрицательного качества. На стасовскую же борьбу нужны б дополнительные: красное и зелёное.

    Но если без борьбы. Если приятие смерти. – Надо позитивным (тёплым: коричневым, красным, оранжевым, жёлтым) дать не позитивную борьбу, а позитивность негативности.

    "Чтобы несколько смягчить воздействие сочетаний дополнительных цветов, можно использовать не чистые, спектральные цвета, а разбелённые, пастельные или разбавленные аналоговыми [например, коричневое, красное, оранжевое, жёлтое]. Так, сочетание салатового и охры не так раздражающе, как пара зеленого и оранжевого” (https://psychologist.tips/4769-tajny-tsvetovyh-sochetanij-tochka-zreniya-psihologa.html).

    Зелёное и оранжевое как раз и выбрал Боткин. Ибо салатовое и охра совсем бы успокоили. И остался б один позитив. Стасова б и успокоение, наверно, устроило: после борьбы нужен отдых. – Но не всё ж прикладному искусству быть приложенным к борьбе за народное счастье. Особенно, если эта борьба опозорилась.

    Так что и Боткин создал произведения прикладного искусства, приложенные к идее декадентства.

    А почему это истаивание у него не счесть пробуддизмом, идеалом бесчувствия, но всё же существования какого-то? Заодно и возможность художественности открылась бы.

    Но. Может, надо отказать пробуддизму по той же причине, почему не выбрал Боткин салатовое и охру?

    Как издевательски говорил Райкин: “Кроксворд! Регбус! Большая промблема!”

    Но мне кажется, что лучше нарваться на издевательство, чем проявлять дипломатичность по отношению к жизнелюбию обычных людей:

    "2 (15) марта 1905 года С.П. Яремич, живший в то время в Париже, писал А.Н. Бенуа: “Несмотря на некоторую прохладу, тут дни стоят чудесные, слегка туманные, серебристые. Почки везде набухли и ждут, довольно только более сильного удара солнечных лучей, чтобы распуститься, а пока все дерево кажется покрытым множеством булавок, зардевшиеся головки которых видны издалека”. В этой ранней весенней гармонии мартовского парижского дня 1905 года словно намеренно удержана вся та палитра приглушенно-звучного колорита, который так любил и настойчиво выражал в своей живописи Боткин. Смешанная гамма глубоко прослушанных тонов… каштаново-рдяных, переходящих в бронзово-золотистые… в лучших работах художника всегда хранят отголосок неуловимого интенсивного возрождения красок, звуковой тембр которых сдержан… закатным угасанием – самым сильным и пламенным состоянием суток, творчески вдохновлявшим Боткина во время длительных прогулок в Булонском лесу, на Елисейских полях, в парках Версаля или Фонтенбло: “...стремлюсь вон из городов, как только начинает позволять погода”, – писал он в 1892 году” (О. Давыдова. http://artstudies.sias.ru/upload/2012_3-4_322-360-davidova.pdf).

    Ну посудите сами, что есть правда: "цвета… разбелённые” и "разбавленные аналоговыми” или "гамма глубоко прослушанных тонов… каштаново-рдяных, переходящих в бронзово-золотистые” и отголосокинтенсивного возрождения красок”? Ну где "золотистые”, где интенсивность?

    Уж Стасов с декадентством, по-моему, более чуток, чем Давыдова без него.

     

    У меня странное ощущение. Я умом доказал себе, что Боткин декадент не подсознательный, то есть художественности-по-моему его лишил. Оставил ему более широкую, эстетическую ценность. А он мне нравится. – Почему? За ценность эстетическую? Захотел, мол, что-то выразить – и получилось отлично, значит, молодец?…

    "…искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/).

    13 сентября 2020 г.

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100