Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
29.10.2020 |
Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным
|
28.10.2020 |
Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот
|
27.10.2020 |
|
24.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.
|
23.10.2020 |
"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."
|
22.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.
|
21.10.2020 |
|
18.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.
|
17.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.
|
16.10.2020 |
О! Мысль! Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию и её предателей (в том числе и себя, если виноват), то позитивно трактуемое варварство, образы: "необузданной воли, бешеного бега коней, несущих диких всадников” (https://vk.com/topic-36044791_26744178), - применяют ницшеанцы. А ими можно (с некоторыми натяжками) назвать и националистов – они понимают свою страну и свой народ исключительными. Они, например, композиторы “могучей кучки”, скажем, Бородин, даже изображая половцев в опере “Князь Игорь”, имеют в виду Россию, как почти восточную страну (ведь половцы растворились в татаро-монголах, а те вошли в Московию). Я имею в виду "стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым” (https://arzamas.academy/materials/1375), - очаровывавшие европейцев, особенно французов, рвавшихся вон от немецкой гегемонии в музыке. И надо, наверно, признать существование коллективистского ницшеанства, выражающего настроение коллектива индивидуалистов-националистов (вспомним клич “Германия превыше всего!”). И тогда как-то понятно, почему ницшеанцы-индивидуалисты типа Дягилева и иже с ним так рванулись ко вседозволенности (родной сестре метафизического ницшеанства), выражаемой реформатором балета Фокиным. До него и Лев Иванов в половецких танцах пошёл на что-то из ряда вон выходящее: "…лучники, скачущие стремглав, взвивающиеся в диких прыжках в воздух; мальчики, на бегу хлопающие себя по коленям, топчущие землю в своеобразной присядке…”(https://vk.com/topic-36044791_26744178). А Фокин – вообще… "Ему удалось не только с блеском воплотить в танце свои неистовые хореографические фантазии, но и убедительно раскрыть музыкальные образы. “Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, в зеленых одеяниях, испещренных красными и коричнево-желтыми пятнами, в ярких полосатых штанах, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан”… пляска мужчин, основанная на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, “взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами. М. Фокин - Половчанин (Главный воин). "Половецкие пляски". Париж. 1909 (?) Адольф Больм – Половчанин (Главный воин). “Половецкие пляски”. 1909 Фотография. L. Choumoff, Paris. В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел” (В. Красовская). Впечатляет и пляска мальчиков — диковато-ритмичная, с прихотливо меняющимся групповым рисунком. Завершающая общая пляска захватывает стихийным напором, варварски грубой силой. Все прежде звучавшие темы здесь объединяются, сплетаются в исступленном движении. “... синхронный поток... заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега — прибоя... Гончарова. Половецкие пляски. Тела раскачивались в мощном унисоне-заклинанье, как бы вторя хору, славящему хана. Колдовское, шаманское было в повторах торопливой припрыжки, разрезаемых внезапным приседаньем, в одинаковых всплесках рук, в одинаковом безумии пляски. Занавес опускался в момент полного ее разгула” (В. Красовская). Половцы в заключительном порыве неслись лавиной прямо на публику” (Там же). И всё бы хорошо, но. – Мне ж надо для себя решить, из подсознательного ль идеала родом фигуры необузданности, чтоб мне признать их художественными? И признать так я не могу. Для меня есть догма, что я должен почувствовать в благодикостях, что они есть образ метафизического иномирия. А я этого не почувствовал. Значит, тут прикладное искусство, приложенное к задачи усилить переживание в общем-то знаемой вседозволенности. Недоницшеанство тут, а не ницшеанство. Скууучно, - завоет читатель. – А я ничего не могу поделать. Я раб логики, и нахожу удовольствие в мысли. 22 сентября 2020 г.
|
15.10.2020 |
Фильм "Ржев" Копылова - провокация
|
14.10.2020 |
|
13.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.
|
12.10.2020 |
|
11.10.2020 |
|
09.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.
|
08.10.2020 |
|
07.10.2020 |
|
05.10.2020 |
Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...
|
04.10.2020 |
Почему художник мечется и туда и сюда
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"