21.07.2006 |
|
||||||||||
03.07.2006 |
|
||||||||||
27.06.2006 |
Нужен реальный план развития науки
|
||||||||||
27.06.2006 |
|
||||||||||
21.06.2006 |
ШОС - это геополитический <приштинский бросок>
|
||||||||||
16.06.2006 |
Кадров для чужого автопрома исходно не может быть ни в одной стране
|
||||||||||
09.06.2006 |
|
||||||||||
09.06.2006 |
Новая российская школа должна стать столь же прославленным брендом, как советская
|
||||||||||
02.06.2006 |
Благовещенску и русскому Приамурью - ПОЛТОРА ВЕКА
|
||||||||||
02.06.2006 |
200 миллионов русских к 2050 году
|
||||||||||
11.05.2006 |
Послание президента Федеральному Собранию - первый шаг к новому курсу на развитие страны
|
||||||||||
09.05.2006 |
Поздравляю с праздником Великой Победы в Великой Войне
|
||||||||||
24.04.2006 |
Институту мирового развития требуются
|
||||||||||
24.04.2006 |
|
||||||||||
24.04.2006 |
Основы проектно-аналитической журналистики
|
||||||||||
20.04.2006 |
"Прямой диалог с Юрием Крупновым" на радио "Говорит Москва" (92,0 FM)
|
||||||||||
20.04.2006 |
Систему начального профобразования надо выстраивать не как в СССР, а на порядок лучше
|
||||||||||
12.04.2006 |
Онлайн-конференция Юрия Крупнова по теме "Пути развития России"
|
||||||||||
08.04.2006 |
Без союза с ключевыми державами Евразии никакого будущего у России и мира нет Интервью Русской Службы Голоса Исламской Республики Иран
Вопрос: Как Вы комментируете нынешнее состояние и характер российско-иранских отношений? Ответ: Я считаю, что в целом отношения хорошие. Поскольку Россия ни разу не ставила вопрос в поддержку каких-либо санкций против Ирана или иных форм оказания давления на суверенное государство. При этом, безусловно, политика большей дружбы и даже союза с Ираном могла бы проводиться более настойчиво. Пока такая политика отсутствует и идеи союза с Ираном не сформулированы. Мне кажется, что это большой недостаток. Вопрос: Как Вы думаете такая политика отсутствует в силу каких обстоятельств? Ответ: Прежде всего, речь идет о той внешней политике, которая складывалась в России последние двадцать лет. И в рамках этой инерционной внешней политики вообще не принято называть не только врагов, но и друзей. И поэтому на сегодняшний день ставится вопрос лишь о стратегическом партнерстве, но вопрос о союзах не ставится и практически не принято его ставить. Вопрос: Юрий Васильевич, в чем на Ваш взгляд заключаются основы представляемого Вами союза или союзнических отношений между Россией и Ираном? Ответ: Мне кажется нельзя не принимать во внимание растущую роль Ирана на Большом Ближнем Востоке и, исходя из этого, России просто необходимо строить свои отношения на принципах союзничества. Иными путями невозможно быстро и эффективно добиться мира и стабильности в Центральной Азии и Азии в целом. Это первый момент. Второй момент: существует очень много проблем, которые Россия и Иран явно должны решать совместно. И опять же речь идет о том, чтобы ни в коем случае не допустить дальнейшего ухудшения ситуации на Большом Ближнем Востоке, как это случилось после агрессии США против Ирака. И решать любые вопросы исключительно дипломатическим и мирным путем. Третий момент: есть большие задачи и возможности по сотрудничеству между нашими двумя странами в энергетической, экономической, образовательной, культурно-духовной областях. По этому поводу я хотел бы сделать акцент на принцип <Диалога цивилизаций>, который сегодня в России широко обсуждается. Эта доктринальная идея разделяется самыми разными российскими партиями, общественными организациями и движениями. И рассматривается как тот необходимый принцип, без которого справедливый мировой порядок просто невозможен. Отсюда возникает и четвёртый момент. Надо принцип Диалога цивилизаций, во-первых, развивать совместно (тем более, что именно Иран в этом вопросе выступал инициатором). Во-вторых, переходить от принципа диалога цивилизаций к принципу союза цивилизаций. Вопрос: Вы упомянули о российско-иранском сотрудничестве в энергетической области. Сегодня многие злые языки говорят о том, что в этой области Иран больше конкурент России и это тот фактор, который может оказывать негативное воздействие на отношения двух стран. Ваше видение проблемы? Ответ: Здесь есть два разных момента. Если между странами не существует прочного и долгосрочного союза, то при наличии у них богатства в виде газового ресурса, они так или иначе будут выступать конкурентами. Это просто реальность и от нее никуда не уйти. Для того, чтобы не выступать конкурентами в газовой сфере, нужно поддерживать долгосрочные стратегические и союзнические отношения. Это первый момент. Но когда я говорил об энергетическом сотрудничестве, то прежде всего имел в виду ядерное энергетическое сотрудничество. Поскольку и для Ирана и для России, и в том числе, кстати, для Европы после газового кризиса начала этого года вопрос о ядерном <ренессансе> встал на повестку дня. Насколько я знаю и представляю по сообщениям СМИ, Иран планирует в ближайшие двадцать лет в разы увеличить количество вырабатываемой ядерной энергии. Значит, Иран делает ставку на ядерную энергетику. И это как раз в наибольшей степени соответствует и интересам России, которая может серьёзно помочь в этой области, и интересам Ирана. Вопрос: Мы еще вернемся с Вами к вопросам российско-иранского сотрудничества в области мирного атома. Но сейчас давайте более подробно раскроем тему российско-иранского сотрудничества на политическом уровне. Как Вы расцениваете перспективы Ирана в таких организациях как ШОС и как это может повлиять на сотрудничество между Тегераном и Москвой? Ответ: Иран в последние годы начинает активно участвовать в такого рода международных организациях. Мне кажется, это хороший знак. Безусловно, ШОС при этом является ключевой. Чем в большей степени будет происходить вовлечение Ирана в такого рода организации, тем больше это позволит превратить вопрос о безопасности в Центральной Азии во всеобщий, а Ирану выступать ключевым участником этого процесса. Между нашими странами, как и любыми соседними государствами, существовали и будут существовать различные противоречия. Но они носят тактический характер. Поэтому для того, чтобы уходить от излишней привязанности к подобным тактическим противоречиям нужно обсуждать и новые организации, а не только довольствоваться теми, которые уже есть. Например, вопрос который пока практически не обсуждается, но который требует настоятельного решения, - проблема будущего Кавказа в целом, Большого Кавказа. И здесь Иран и Россия, которые с двух сторон окружают Кавказ, к сожалению, пока этот вопрос всерьез не обсуждают. А необходимость такого обсуждения налицо. Поэтому, с моей точки зрения, нужно думать и о новых организациях. Вопрос: Вы имеете в виду новых организаций инициаторами которых должны стать Иран и Россия? Ответ: Конечно. Я именно это и имею в виду. Вопрос: Как Вы думаете почему по Кавказу не проводятся серьезные обсуждения между Россией и Ираном, несмотря на то, что стороны одинаково обеспокоены усилением американского влияния здесь? Ответ: Причина, с одной стороны, в том, что не существует долгосрочных союзнических отношений между нашими странами. Это как бы главная причина. Но вторая причина заключается в том, что сегодня у России нет ясной и четкой политики по Кавказу. Главной задачей является создание организации по типу ШОС, которая обсуждала бы проблематику Кавказа. Кавказ, Ближний Восток и Центральная Азия это три самых важных геополитических региона в которых Россия и Иран должны совместными усилиями обеспечивать мир и стабильность. Иначе дело может дойти до крайне неприятных последствий. Вопрос: Учитывая, что Россия на данный момент является единственным партнером Ирана в ядерной области, как Вы расцениваете сотрудничество в этом вопросе? Ответ: Я считаю, что для России, крайне важно, во-первых, это партнерство не потерять. Во-вторых, это сотрудничество требуется расширять и углублять. Это первый момент. Второй момент: та ситуация, которая сегодня складывается по так называемой <ядерной проблеме Ирана> начинает все в большей степени выглядеть попросту неприличной. Особенно это очевидно после недавнего визита президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша в Индию, где для Индии со стороны США сделаны существенные исключения с точки зрения ДНЯО. Мы видим, что по отношению к разным странам Соединёнными Штатами могут применяться разные стандарты. В этой ситуации необходимо на всех уровнях подчёркивать, что Иран предлагает очень интересную программу мирного ядерного энергетического сотрудничества. На эту программу и надо делать основной упор, а все, что касается других проблем их надо решать уже во вторую очередь. Вопрос: Сегодня вокруг ядерной программы Ирана идет много дискуссий. При рассуждении о российской позиции по этому вопросу так же говорят о возможном торге со стороны Москвы. Ваш комментарий? Ответ: Дипломатия и решение международных проблем включает в себя очень сложные решения, которые иногда даже можно сравнивать с торгом. Но как мне кажется, по высказываниям министра иностранных дел России Сергея Лаврова ни в коем случае нельзя делать вывод, что какой-то торг идёт и вообще может быть, что нет чётких границ для переговоров. Очевидно, что принципиальная позиция РФ состоит в том, что все вопросы необходимо решать исключительно дипломатическим путем и, как буквально на днях заявил Лавров в США, даже введение санкций против Ирана является бессмысленным с точки зрения самой постановки вопроса. Позиция, озвученная министром иностранных дел России в Нью-Йорке, достаточно ясная и вряд ли претерпит какие-либо изменения. Вопрос: Но давление со стороны США, которые настроены на обострение обстановки вокруг иранского вопроса очень сильное. Как Вы думаете, насколько Россия может выдержать это давление? Ответ: Давление действительно очень сильное. Это ощущается даже извне, без знания о скрытой внутренней стороне дипломатического диалога. Все же граница у разного рода договоренностей и компромисса есть, и эта граница состоит в том, что ни в коем случае нельзя организовывать какие-либо международные коалиции для наказания суверенного государства, тем более, такого как Иран. Кроме того, мне кажется, что Российской Федерации следовало бы меньше своими руками таскать каштаны из огня для других, под их, чужие нам, интересы. Необходимо уделять большее внимание политике сотрудничества и союзничества на Большом Ближнем Востоке и, прежде всего, с Ираном. А поскольку такой политики не проводится, то по необходимости все в основном сводится к проблемам <ядерного досье> и рассматривается исключительно в негативном формате. Вопрос: Да сегодня столько много говорится о ядерной проблеме вокруг Ирана, что производит такое впечатление, что между Россией и Ираном нет больше других сфер сотрудничества помимо мирного атома. Как Вам видится проблема? Ответ: Я с вами полностью согласен. Действительно, в этом и кроется главная опасность. Я бы сказал даже, что именно в этом - тактический проигрыш нашей российской дипломатии и пропаганды. Ведь с нашей стороны пока что дозволяется по чужим сценариям сводить все к этому единственному вопросу, который для России ни в коей мере не является принципиальным. Совершенно очевидно, что существует несколько сфер, где сотрудничество между Ираном и Россией просто необходимо. Прежде всего, это сотрудничество в гуманитарной сфере. На самом деле мы очень мало знаем о сегодняшнем Иране. О том, как он живет, что реально делается в экономической, политической сфере, в сфере образования. Хотя для специалистов очевидно, что процессы, которые происходят у Вас, крайне интересны и поучительны. Но никакого устойчивого сотрудничества в гуманитарных областях попросту нет. Во-вторых, помимо ядерной энергетики, существуют огромные возможности для экономического сотрудничества между двумя странами. Тем более, что уже сегодня зоны Центральной Азии и Кавказа во многом входят в зону экономической экспансии (в хорошем смысле слова) Ирана. Здесь необходимо сотрудничать, договариваться и разрабатывать совместные проекты. В-третьих, сотрудничество в рамках инфраструктурных и транспортных проектов. Опять же все эти проекты известны. Они позволят создать трансконтинентальный мост <Север - Юг> и стать для России вторым Транссибом. На обсуждение этих проектов ушли десятилетия и сегодня уже требуются серьезные и решительные меры по их реализации. И наконец, последний момент, который мне кажется самым важным. Речь идёт о совместных проектах в том, что можно назвать строительством нового мирового порядка. Обычно идеи нового мирового порядка заведомо отдают тем, кто выстраивает гегемонистскую политику. Мне кажется это неправильно. Тот же принцип диалога цивилизаций или союза цивилизаций как раз может и должен стать основополагающим принципом нового мирового порядка. Иран и Россия совместно могли бы ставить этот вопрос на повестку дня мировой политики. Вопрос: Как Вам видится перспектива российско-иранских отношений учитывая, если уж смотреть на ситуации с пессимизмом, возможных негативных процессов вокруг Ирана? Ответ: С моей точки зрения, даже в качестве прогноза нельзя допускать негативных сценариев, имея в виду военное и паравоенное решение <иранского вопроса>. То есть нельзя даже обсуждать такой сценарий. России необходимо громко и ясно заявлять свою позицию, что Москва не допустит подобных сценариев. России следует четко и ясно заявлять, что дальнейшего военного развертывания событий на Большем Ближнем Востоке не выдержит не только Азия, но и весь мир. Иначе случится непоправимое. Мне кажется, как только мы начинаем обсуждать негативные сценарии, то по принципу самосбывающихся прогнозов можем сами же принять определенное участие в подталкивании развертывания событий в негативном направлении. Поэтому ни в коем случае нельзя даже обсуждать такой сценарий. Всё-таки в наши дни ситуация резко отличается от той, которая была десять лет назад. Сегодня у России есть возможности четко заявлять свою позицию, которая бы ни в коем случае не была конфронтационной в отношении США, ЕС к другим странам, но в то же время четко задавала основополагающие принципы российского и мирового развития. Один принцип очевиден - без союза с ключевыми державами Евразии никакого будущего у России и мира нет. Если этот принцип будет проводиться последовательно, аккуратно и четко, то, уверен, никаких негативных событий не наступит. Беседу вел корреспондент Русской службы ГИРИ
|
||||||||||
31.03.2006 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"