TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся.

    Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), и что, следовательно, раз от сознания всё, то эта вещь нехудожественна, - как меня посетили сомнения. Очень сложного свойства.

    Я вспомнил Беньямина. Он аморальность капиталистической социальности (Первой мировой войны как должного и нормального – всегда, мол, воевали) назвал асоциальностью. – Вот такое, наверно.

    Шухаев. Полк на позициях. 1917. Не окончена.

    И подобное, спокойное, того же Шухаева, в виде подготовительных рисунков к этой картине.

    Так кардинальное неприятие такой асоциальности (миллионы убитых) рождает в качестве социальности… изоразвлечение.

    Арп. Без названия. 1917.

    В частности – кино.

    "Живописное полотно приглашает зрителя к созерцанию; перед ним зритель может предаться сменяющим друг друга ассоциациям.

    Перед кинокадром это невозможно. Едва он [зритель] охватил его взглядом, как тот уже изменился… Дюамель… характеризует это обстоятельство так: "Я больше не могу думать о том, о чем хочу. Место моих мыслей заняли движущиеся образы."” (https://e-libra.ru/read/386699-proizvedenie-iskusstva-v-epohu-ego-tehnicheskoy-vosproizvodimosti.html).

    Так, собственно то же сделал Битов в своём “Коне” – например, ежестрочное переключение внимания читателя на эволюции слоняющейся по Сухуми компании, описываемой “я”-повествователем, отвлекающимся на описание собственных четверть-мыслей, по более или менее далёкой ассоциации с окружающим. Скачки я стану обозначать греческими буквами в скобках (ещё одно предуведомление: Битов себя телесного обозначает местоимением, напечатанным косым шрифтом, а себя духовного – прямым):

    "…я более или менее с чистой совестью передоверил его Миллиону Помидоров [кличка такая], и они побрели (α) “по белым кудрям дня” (выражение Даура Зантария, кажется, из Есенина).

    (β) Если у современного героя и стёрлись черты лица и вылезли кудри, то у белого дня они остались. Чистый его локон окунулся в Чёрное море в виду белоснежного лба гостиницы “Абхазия” (γ) (построенной по проекту академика Щусева, (δ) как и гостиница “Аджария”, что в Батуме, для запланированной Сталиным конференции стран-союзников, (ε) ни там, ни там, однако, не состоявшейся, (ζ) а потому получившей название Ялтинской). (η) Чтобы скобки не были такими длинными, с этого и начнём подслушивать их разговор (θ) в кафе “Амра”, что выдаётся белым молом в Чёрное море напротив гостиницы “Абхазия”…”.

    Балуется Битов.

    Это у него от ненависти к советской власти, которую он за её прегрешения считает асоциальной, имея в подсознании какой-то другой идеал социальности.

    Клокотание ненависти оправдано: Ялтинская конференция была зимой 1945 года. Страна в разрухе.

    "Нацистская армия, отступая из Крыма, разграбила Ливадийский дворец – оккупанты вывезли даже обои и дверные ручки. Мебель и продукты для конференции завозили со всего Советского Союза, в Ливадии, Кореизе и Алупке в ходе подготовки были установлены несколько электростанций” (https://zen.yandex.ru/media/crimeainform/konferenciia-na-nepotopliaemom-avianosce-5e387a1ae0d0b71a458b89a9).

    Так надо было это дублировать ещё и строительством “Аджарии” в Батуми? – Ну да, если на народ – плевать.

    Пишется это Битовым в 1983 году. Имея в виду, в частности, сохраняемые более или менее в секрете от народа привилегии номенклатуры (которые есть мизер по сравнению с тем расслоением, какое обрушилось на Россию с реставрацией капитализма, наставшей через 8 лет после создания “Коня”). Посему можно думать, что периферийный капитализм не был подсознательным идеалом Битова в 1983 году. – А что?

    Тайные привилегии номенклатуры были явным отступлением от социализма. Можно ли думать, что подсознательным идеалом Битова был настоящий социализм? И его достижение ему – в том же его подсознании – “виделось” в каком-то благом для всех сверхбудущем? Именно в сверхбудущем, так как мерзость наблюдаемого в 1983-м такова, что аж вон, какие кульбиты вытворять автора заставляет его подсознательный идеал.

    И тогда “Конь” – произведение художественное.

    За то говорят и другие разборы моих вещей Битова (см., например, тут).

    15 июля 2020 г.

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100