TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, . . .

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек.

    По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А исхожу из собственного мнения, что русский менталитет хорошо выразила урезанная (мною) цитата из Феофана Затворника: "Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца". А так же исхожу из слуха (в передаче "Право знать"), что на Валдайском форуме Мединский говорил об отказе от русского мессианства. Он, подозреваю, подпевает путинской установке на стабильность. Мессианство же предполагает пассионарность народа, и какая при этом стабильность?..

    Но это, думаю, - идти против народного менталитета.

    Я подозреваю, что холодный климат приложил руку к страстному темпераменту русских. Да ещё и история позаботилась, чтоб страна почти всегда жила вопреки. Пришлось отстать, защищая, получается, Западную Европу от татаро-монгольского нашествия. Пришлось догонять потом. Что предопределило судьбу стать слабым звеном капитализма и спровоцировало разведать дорогу в коммунизм. Чуть при этом не погубив себя. А потом ещё раз чуть себя не погубив, когда дала себя знать ошибочность разведываемого пути (силового).

    Отбил ли страну последний случай катастрофы от жизни вопреки? – По Мединскому – да. По рейтингу Путина, стоящему за стабильность – тоже да. А по тому, как готовится страна к бунтам (какие законы принимает, как росгвардию организует), - не совсем да. Не исключено очередное массовое изменение настроения сердца.

    И, хоть страна всё ещё очень бедна (18 миллионов живут на доход, ниже прожиточного минимума), но это какая-то не совсем бедная бедность. Вон, бабушка Владислава Рослякова скопила на похороны 20 тысяч (а внук украл, чтоб ружьё купить). А мама, санитарка, обеспечила ему возможность играть в компьютерные игры. Мир катится к гибели от перепроизводства и перепотребления. Швейцарцы, вон, пока отказались (референдумом) от гарантированного дохода. Их ещё пьянит эра Потребления. Но иным это скучно. Скучно – с большой буквы. Русские и ментально-то народ бытийный, не имущественный (у немецких детей головы имеются, а у русских они есть), к бедности привычный, от не совсем бедности и бесцельности жизни по большому счёту предпочитают, иные, пить. Что и сделал отец Владислава.

    Я вспоминаю себя в конце войны и в первые месяцы после победы… – Я любил рисовать. А бумаги не было. Я рисовал на газетах. Которые не помню как оказывались в доме. Война отца убила. Мать работала ретушёром в фотографии. Прокормить зарплатой себя, меня и дедушку не могла. Повесила объявление на улице возле дома: "Фотография" и стрелу. И частным образом подрабатывала после работы. Ночами проявляла и печатала. Материалы, наверно, тащила с работы. На это, видно, смотрели сквозь пальцы и начальство, и милиция. Я не знал. Но усвоил, что надо быстрее и получше выучиться и вырасти, чтоб маме дать спать по ночам. Мне было не до скуки.

    Дедушка, правда, удирал от беды в молитву. Пацаны во дворе были под влиянием религиозных бабушек. Были сброшены атомные бомбы. Говорили, что подошёл конец света.

    Религиозным я не стал. Но чутким к Абсолютам – сделался. И теперь обожаю ницшеанство. Оно для меня только на поверхности тем является, чем для всех – "над Добром и Злом" (аморально, то есть), а в глубине – это для меня ТАКОЕ неприятие злого мира (точнее, скучного), что за счастье видится побег в принципиально недостижимое иномирие. Во вневременье какое-то. В исчезающий миг, как образ вневременья. Оттого ницшеанцы не боятся смерти. И могут на неё нарываться и других убивать. Но меня пленяет метафизичность этого мироотношения. И оба в чём-то сродни упомянутому настроению сердца.

    Так если сердце занято страстью из-за жизни России вопреки – не до метафизики и не до смерти. А вот если скучно… И это уже не только российская болезнь. Вот Великий Отказ, контркультура молодёжи и возникла в эру Потребления.

    Так можно представить, как вживается художник в эту проблематику и как жалеет впавших в бунтарство поневоле, получается. Волею судьбы. Этих рабов Свободы.

    Голощапов. Многоликий город. 2006-2007. Керамика, металл. Фрагмент.

    Жалеет… ну, хоть бы тем, из чего делает свои скульптуры – из отбросов.

    Свободные-то сами себя считают сверчеловеками. Вон, тот же Росляков. Надел чёрную кожаную перчатку на правую руку, отправившись на расстрел соучеников, военные ботики, чтоб не поскользнуться на крови, майку с надписью "НЕНАВИСТЬ" (на заказ ему сшили?). Он, наверно, считал себя выше этого праха человеческого, смолоду согласившегося (всего лишь в техникум поступили) ограничить себя какой-то мизерной жизнью: жить, чтобы есть, и для того – работать.

    Голощапов. Многоликий город. 2006-2007. Керамика, металл. Фрагмент.

    А художник – жалеет, жалеет. Какими-то помоями облил лицо. Плохо-де им.

    А вот те, кого они презирают.

    Голощапов. Зима в Москве. Многоликий город. 2006-2007.

    Художник тоже согласен, что мещане – люди второго сорта. Но и бунтари от всех недалеко ушли. И поместил он "ирокеза" среди этих отбросов общества. И сделал, в общем, не отличающимся его от них.

    Странное отношение… К себе, получается, такому же отвергаемому сверхчеловеку. Осталось только сделать саморазрушающееся произведение.

    Но пока он делает образ саморазрушающегося мира.

    Голощапов, Симатова. Внутренняя тайга. 2013.

    Или хуже – уже разрушенного цивилизацией (параболические антенны справа), а вместо него подсунут муляж. Вон, видны следы брака: вдруг изогнувшийся бетонный столб слева (от нас), вдруг бугор на стволе сосны, вдруг одинаково изогнувшиеся тени от деревьев по центру, вдруг обнаружившие свою искусственность иглы хвои справа. А что за белые овалы с красным ободком? Один обнаруживает, что он приклеен не только к какому-то потолку, но и к какой-то стене.

    Пока я-рационалист лишь мыслью улетаю в предупреждение, что все мы, человечество, умрём от неограниченного материального прогресса, и зову в коммунизм, где люди будут жить искусством (и это уравновешивает во мне тёмный и сладкий ужас ницшеанского иномирия), не имеющие устремлённости в коммунизм, вон, рисуют какие ужасы или убивают, как Росляков.

    Надо, надо национальную идею России. Она должна быть достойна вековечным глобальным амбициям народа. – Указать человечеству, КАК спастись, должна Россия: каждому – по разумным потребностям. Жить в искусстве: творцом или сотворцом. А не – мещанами. Вопреки эре Потребления. Не то Швейцария на следующем референдуме отнимет приоритет.

    А не пенять на глобализацию.

    21 октября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340928  2018-11-06 18:12:03
Sweetheart
-

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100