TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с писателем, когда он хочет выразить свой подсознательный идеал. (Я, в своём эстетическом экстремизме, это называю актом создания художественности.) Так у меня осложнение. Почему, удачно выразив свой подсознательный идеал, писатель через короткое время пишет ещё одно художественное произведение. То есть опять выражает свой подсознательный идеал. Писатель что: так и не осознал его, пока писал первое произведение? Тот его по-прежнему будоражит, вдохновляет и заставляет писать следующее? Или писатель просто запомнил сомнамбулическое состояние, в котором он был при написании первого, и удачно имитирует его или удачно, артистически вживается в него? Театральные артисты ж не гнушаются играть одну и ту же роль спектакль за спектаклем. Может, и писатель так? А мы – лопухи. Думаем, что он искренен.

    Если думаем в такую сторону. Большинство, уверен, не думает. А просто получает удовольствие от ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. И всё.

    Ну а я? Кем являюсь я, который раз за разом берётся, словно наново, открывать художественный смысл очередного, рядом по времени создания отстоящего, произведения? Когда почти наверняка известно, что результат будет прежним…

    Это ж, как потенциальная бесконечность (всегда можно сделать ещё один шаг) – скучно!

    Или иначе: зачем читателю читать такую статью? Потому что мне, критику, таки интересен процесс переведения словами невыразимого в словами выраженное. Пусть я и огрубляю художественный смысл. (Я себя оправдываю тем, что художественный смысл подлежит бесконечному приближению к себе в очередных попытках на него намекнуть.) Хорошо, я люблю процесс такой мыслительной деятельности – я ею занимаюсь. Но не заблуждаюсь ли я относительно читателя, что ему интересно следить за этим? Или я просто бездумно надеюсь на такого же любителя такой вот мыслительной деятельности, и всё? Или не бездумно, а придумал, что количество переходит в качество, и, читая о примерах чуяния ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, и о примерах переведения этого в слова о подсознательном идеале, читатель, до того не умевший так делать самостоятельно, научится…

    Так или иначе, а я принимаюсь за четвёртую повесть “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – за “Потерянную грамоту”.

    Что там? – Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. – Полная свобода и победительность. Но…

    Если б у меня была хорошая эмоциональная память, я б иначе помнил… А так – смутно. Но какая сладость – как нам, малышам лет шести-семи, в поздний украинский вечер, освещённый только месяцем с неба (это было сразу после войны, а может, и до её окончания, и даже в домах тогда горели керосиновые лампы, и где уж было быть освещению во дворе), - так вот сладко помнится, как чуть старше нас мальчик рассказывал нам про чёрную-чёрную комнату, и волны ужаса прокатывались по телу. И вообще сердце падало в пятки, когда он громко выкрикивал заключительное: “лежал мертвец”.

    Но каково сознавать, что ты отстал, что ли, в развитии, и тебе, взрослому, хочется страшилок…

    "Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу — и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало, навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку, да и только”.

    Тебе, Гоголю, всё ещё мнится, что почти ты сам исключительный герой в исключительных обстоятельствах. А они были совсем недавно – потерпевшие поражения дворянские посленаполеоновские революции чуть не по всей Европе. И надо бы угомониться. Ан нет. Тянет.

    Так осмеять увлекающихся!

    Пусть это будут какие-то чуть не дикие люди без тормозов:

    "…и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу”.

    Это отъезд гонца, дедушки рассказчика, от гетмана к царице, Екатерине Второй. Времена, казалось бы, уже цивилизованные, лет 30-40 тому назад от 1829-го года.

    "На ту пору была там [по пути, в Конотопе] ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка, с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой — чумак…”.

    Ужас.

    Но именно так можно, насмешкой, выгнать из самого себя романтизм.

    Сделать гонца безответственным до невероятия.

    "Слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед Постом Великим”.

    Подозрительное знакомство вышло боком. Знакомый гонца обобрал: украл коня и шапку. (А в шапке – грамота царице зашита.) Продал их (можно вывести из слов корчмаря) цыганам, что за лесом живут. Пришлось туда отправляться и выдирать правдами и неправдами. Шапку отдали. В общем (если понимать реалистически), пришлось возвращаться домой в Батурин, и оттуда отправляться наново, уже без залётов. А дома жена, наверно, устроила скандал и повторяла его в каждую годовщину. И вокруг этого немногого нагромождено невероятиц и страшилок в три короба.

    Осмеял. Понимай, самого себя, неискоренённого романтика (страшный лес, ведьмы, черти – вместо цыган, собственный невероятный героизм и находчивость). Но всё больше косвенно осмеял. Хотя затесалось и прямое (с голосом автора-Гоголя):

    ""Уже, добродейство, будьте ласковы: как бы так, чтобы, примерно сказать, того... (дед живал в свете немало, знал уже, как подпускать турусы, и при случае, пожалуй, и пред царем не ударил бы лицом в грязь), чтобы, примерно сказать, и себя не забыть, да и вас не обидеть, — люлька-то у меня есть, да того, чем бы зажечь ее, черт-ма [не имеется]"".

    В таком, осмеиваемом, контексте, как завелось у Гоголя (романтизм и национальное самосознание – родные проявления), его персонажи плохими словами говорят о москалях:

    "…на самой дороге раскинул ноги бородач москаль с поясами и рукавицами... ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам”.

    “…когда черт да москаль украдут что-нибудь, то поминай как и звали”.

    Нет надобности это и развенчивать, раз всё тут – насмешка. Ну и раз всё (кроме выше процитированных слов с голосом автора), - раз всё – слова какого-то Фомы Гигорьевича, которого – от имени, мол, деда – заносит в выдумку немилосердно.

    Подзаголовок повести: “Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви”.

    И тогда можно подумать, что Гоголь (молодой, мол, всё же) и над религией посмеялся: дед, мол, обыграл ведьм в карты, перекрестив их под столом, жена его, мол, в годовщины неудачного возвращения его домой без коня и без денег, непроизвольно танцует, ибо избу, мол, не освятили после происшествия.

    Можно подумать, что в самой потуге мировоззренческого отрезвления от идеализма, Гоголь не щадил ничего: ни религию, ни народ, ни царское достоинство, казалось бы:

    "…глядь — сидит сама [царица], в золотой короне, в серой новехонькой свитке, в красных сапогах, и золотые галушки ест”.

    Но, когда он был сторонником республики, мыслимо, что он карикатурой представлял царя. Так раз захотел над таким собою-карикатуристом посмеяться, то пусть дьячок словами деда выведет карикатуру царицы. А мы – посмеёмся над… Фомой Григорьевичем. То есть трезвеющий Гоголь против царской власти уже ничего не имел. Как и прощённый Николаем Первым Пушкин, давно к тому времени ставший реалистом. И империя, включающая в свой состав Малороссию, протрезвевшему Гоголю годилась. А несуразный народ, наоборот, не годится – в смехе сквозь невидимые слёзы. Но не религия. Дьячок, церковнослужитель, введён не в насмешнический текст повести, а в подзаголовок. То есть, если мы смеёмся, а рядом – религиозное мировоззрение дьячка (с например совершенно неуместными танцами по годовщинам позора), то мы смеёмся больше, чем над дьячком. А над самим его утрированным мировоззрением. Какое, не исключено, было смолоду и у впечатлительного Гоголя. Пока ему надо было трезветь, он и на религию посягнул. – Искренний человек. Собственно, в будущем, когда он сжёг вторую часть “Мёртвых душ”, в нём художник тоже победил верующего.

     

    Признаюсь, мне непросто далось написать эту статью. Я ведь сперва написал преамбулу. Потом прочёл повесть (впервые в жизни). А потом, заметив только привычные выпады против москалей и не зная, как их объяснить и что же писать дальше, я не опечалился и подумал: ну подумаешь, не напишется статья – и не надо; никто ж не узнает. И лишь наткнувшись на одном сайте на слова: "изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах” (https://znanija.com/task/27038063), - дело пошло. Так фокус в том, что всегда что-то случается, от чего дело начинает идти.

    В этом и состоит одно из удовольствий. Это как решить трудную задачу. Не подогнать под ответ: расставание с романтизмом (за подгонку в школе двойку ставили). А показать промежуточные ходы мыслечувств.

    12 августа 2018 г.

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100