TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков как караван верблюдов с яком во главе. Верблюдов я и до того видел воочию. А яка впервые увидел на картинке в учебнике зоологии через лет 5 поле миража, уже в Литве, и узнал его. Потому, собственно, и думаю, что это был-таки мираж). И не считаю случай негативного ви`дения (у меня вышла из доверия моя любимая, и я за ней последил. Всего лишь посмотрел, куда и с кем она пойдёт на обеденный перерыв. Она пошла с каким-то парнем обедать в железнодорожный ресторан. Был яркий солнечный день. А мне всё вдруг представилось как негатив. Чёрное солнце и всё такое). За виде`ние я считаю увиденного в зарнице Бога в окружении ангелов. Всё было золотое. И на голове Бога царская корона. – Мне было около 7 лет. На меня влиял молящийся дедушка и через посредство пацанов со двора их верующие бабушки. Всё – из-за взрыва атомных бомб в Японии. Они считали, что пришло время скорого конца света. Плюс рассказывалось пацанами, что когда-то всемирный потоп закончился именно на нашем пригорке за двором (там были развалины церкви, разрушенной во время войны).

    Я это пишу в связи с рассуждением Иоанна Дамаскина, что пока Бог являлся иудеям только в виде голоса из среды огня, его рисовать было нельзя. "И если бы такой образ все же был сделан, то за невидимостью Первообраза он был бы основан на воображении, следовательно, был бы выдумкой, ложью” (https://poznayka.org/s5515t1.html). Иное дело, мол, после того, как Он ради людей воплотился в человеческий образ Христа.

    Наверно, иконы до своего виде`ния я видел. Я помню крестные ходы… На них носят иконы.

    Зарница для меня была явлением новым (в Средней Азии зарниц, наверно, в принципе не бывает). Ошарашенному, со мной случилось виде`ние.

    То есть, если б я тогда зарисовал увиденное, это б не называлось по Дамаскину выдумкой, ложью.

    То есть иконописцу можно рисовать только виде`ние, а не выдумку. То есть иконописец пишет, будучи в изменённом психическом состоянии. Во вдохновении.

    Можно ли сказать, что он выражает свой подсознательный идеал?

    Нет. Потому что догматы веры он и до того знал. Он знал и то, как изображали Христа иконописцы до него. И он знал, по Дамаскину же, что:

    "…когда увидишь бестелесного, ради тебя сделавшегося человеком, тогда и сделаешь изображение Его человеческого образа” (Там же).

    И, поскольку свобода воли иконописца (при каноне!) не ограничивается, то повторять увиденное на других иконах иконописец считает недопустимым. А просто он дожидается вдохновения, которое даст ему какие-то отличия от виденных икон, - даст в виде виде`ния. Если есть заказ и сроки, он доводит себя до изменённого психического состояния долгими молитвами, а может, и постом. Или ещё как. Но, если не халтурщик, не иначе. На трезвую, так сказать, голову он икону не пишет. Он не умопостижимое рисует (не иллюстрацию знаемого) – что может и халтурщик – а виде`ние, случившееся с ним.

    В такое вдохновение можно, наверно, себя загонять просто началом работы, логикой делания необходимых деталей.

    А результат его работы, наверно, может оказаться лучше или хуже иконы-аналога. И только относительно такого нюанса может быть оценивание качества новой работы.

    И поди угадай, от чего отталкивался имярек…

    И как отличить притворство под вдохновение от непритворства?

    От андерсеновских портных, одевших короля в невидимое платье, халтурщики отличаются тем, что их продукция видима. Только как её оценить по достоинству?

    Один шанс мне видится, если сравнить западноевропейскую икону времён Латинской империи (когда Константинополь был захвачен крестоносцами, французскими рыцарями) и византийскую икону времени освобождения Константинополя от оккупации и восстановления Византийской империи.

    Это освобождение (как по воле Бога) само по себе было таким возбуждающим фактором, что очень даже понятно, что было кому-то из иконописцев виде`ние, породившее изображение фаворского света.

    Что это?

    Когда Господь, отделил свет от тьмы, свет стал тварным (сотворённым). А есть, мол, другой свет. Тот, которым воссиял Иисус на горе Фавор в Преображении. Он – нетварный.

    Берлингьеро. Мадонна с младенцем. Ок. 1230.

    Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV в.

    Вот те светлые пятна, которые мы видим над левой (от нас) бровью Богородицы, под Её левым глазом, на кончике носа, на подбородке, слева на шее, на пальцах обеих рук и такое же на лице и руках Иисуса – это всё и есть изображение фаворского света. И момент творчества (канон о нём ничего не говорил).

    Творчество, если автор именно этой иконы не схалтурил, то есть не просто повторил новую манеру иконописи. Например, если до него фаворский свет изображали светлыми штрихами, а не пятнами, то данная икона была б ценнее. Потому что требовался же духовный реализм (в пику предшествовавшему духовному символизму). Так пятна, по-моему, реалистичнее штрихов. Если я тут не делаю ошибку в сторону телесного реализма.

    Это не единственное сомнение.

    То невидимое, что изображается более новой иконой, выразил Григорий Палама словами:

    "…мы различаем в Боге сущность и энергии. Сущность Бога абсолютно непознаваема; Бог познается в Своих энергиях, которые являются нетварными энергиями. Есть и тварные энергии, но здесь речь идет о Боге, в котором есть Бог и нетварные энергии, т. е. это тоже Бог. Непостижимым для нас образом Бог познается, будучи непознаваемым. Оставаясь всецело непознаваемым. Он открывает нам Себя в нетварных энергиях, в которых присутствует вся непознаваемая сущность Божия” (Там же).

    Это ультрасложно.

    Хорошо, Палама смог это сформулировать словами. А что было то, что переживали афонские монахи, аскезой и молитвами вводившие себя в видение фаворского света? Что-то подобными же словами выражаемое? А иконописцы – тоже? Просто Палама сказал чётче других. И нельзя прибегнуть к моему любимому словосочетанию “невыразимое словами”, которым я обозначаю подсознательный идеал (который сам я успел уже к тому мигу осознать)? То есть и ТАКОЕ творчество нельзя признать художественным (раз нет вмешательства подсознательного идеала)? Всё – осознаваемо? Как бы тонко ни было содержание… И искусство – прикладное? К религии приложенное?

    Исихазмом нетварные энергии называют. Они явились ещё и теоретическим, так сказать, обоснованием отторжения восточного христианства от западного.

    "На соборе в Константинополе 1352 года исихазм был признан истинным, а Божественные энергии нетварными, то есть проявлениями самого Бога в тварном мире” (https://studfiles.net/preview/5022104/page:6/).

    Понадобилось почти сто лет с освобождения Константинополя, чтоб ещё одним, законодательным, так сказать, способом закрепить церковный раскол.

    А что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом? – Повсеместное ускорение всего влияет?

    17 октября 2018 г.

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100