TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.02.2011
09:25

Блок - хапанию.

    Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не . . .

10.02.2011
15:05

Новые левые - мальчики бравые.

    Не разобраться, где левые, правые... В. Высоцкий. Пусть это будет приложением к последним статьям (в частности, тут, тут, тут, и тут) о левизне как . . .

31.01.2011
19:15

Левизна как материальное самоограничение.

    (Продолжение) Или Ещё о фальсифицируемости. Отними у русского пьяницы бунтарский подтекст, и что останется? √ Ничего. Наум Чечельницкий. Уважаемые . . .

24.01.2011
22:29

Песни победы.

    Канун дня рождения Высоцкого┘ Наверно, со мною согласятся, что он пел песни победы. Грядущей. Как солнце накануне восхода: вот-вот и взойдёт. Чтоб не повторяться┘ . . .

24.01.2011
21:54

Матрица.

    Всё для человечества началось с экологических катастроф в районе, называемом теперь Кенией. Одна загнала предлюдей в образовавшееся мелкое море, отделившее эту . . .

29.12.2010
08:35

Адекватность.

    Будущее культуры √ в её арьергарде! И. Бродский. Способность себя ограничивать делает человека свободным. А. Кончаловский. Мои неединомышленники! Этой . . .

19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

06.11.2010
13:02

Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).

    Продолжение. Нам было б по пути с радикалом Чеховым, если б единовременно случилась во всём мире гуманитарная революция. Если б у всех-всех гуманитарные страсти . . .

05.11.2010
13:09

Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).

    Прогулка по диссертации Шалыгиной. Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для . . .

01.11.2010
19:26

Почему Чехова не понимают.

    ╚┘А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки...╩ Правда, что тут прорвалась созерцательность автора? Это из чеховского . . .

28.08.2010
10:43

Брысь.

    Начну ругаться с Толстой. Вернее, ругать её. Благо, она не узнает. По поводу вещи ╚Кысь╩ (1986 √ 2000). Саму писательницу я впервые увидел в телевизоре в 2003 году. На . . .

11.07.2010
19:00

Ах! если рождены мы всё перенимать┘

    Сколково √ чтоб выжить, а жить √ чтоб выжили все. Трагедия Грибоедова ╚Горе от ума╩. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Грибоедов. 1825 г . . .

18.05.2010
14:41

Победа и победа.

     

    Читаю вот такое, околобогословское, и соглашаюсь:

    ╚Было подмечено, что внешний вид человека, достигшего духовного совершенства, оказывает сильное воздействие на окружающих, поскольку в каждом заложена инстинктивная тяга к добру и красоте╩ (Голейзовский http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=1214).

    Я, было, ходил и злобно думал: ╚Ага! Тебе плохо, гад? Так тебе и надо. Заслужил╩. Это отражалось во взгляде, слепом и невидящем никого. И люди на улице как бы спотыкались об него и скорей отводили свои глаза. И тогда я это замечал. Но лишь мысленно ухмылялся и ничего не менял в выражении лица и в образе мыслей. Я ненавидел себя. И мне было отвратительно натыкаться, умываясь, на своё отражение в зеркале √ так я противно и жалко выглядел. Я считал себя неким виновником в смерти жены. Она всегда была главной в семье. И когда смертельнозаболела, это не изменилось. А я не поломал. Она же не верила наличной, постсоветской, медицине и занялась самолечением травами, глинами, ударилась в религию, прибегала к знахаркам, экстрасенсам и другим шарлатаном. И через три года умерла. Не помогла и израильская медицина, которой она согласилась отдаться, репатриировавшись сюда, где местное солнце за три года до того и разбудило спавшую в ней болезнь. Опоздала. Умерла через десять дней после переезда. А я остался. Сперва, чтоб поставить памятник, а потом и вообще. Хоть и душа не лежала, и климат терзал. Через несколько лет я согласился продать оставленную на Украинеквартиру и купил на эти деньги тут. И прибыли вещи. А я велел отправить только информацию, так сказать. Всё, вплоть до того, что любую бумажку, если на ней что-то написано. Пришла досвадебная переписка моя с женой и┘ утаённые ею от меня реликвии её молодости о её первой любви. И со мной случилось чудо. Я по-новому увидел, что я ей нравился. Я влюбился в неё во второй раз, если можно так сказать на восьмом десятке лет и по отношению к покойнице. Взглядывая на себя в зеркало, я видел себя иначе. К климату за эти годы я привык. И вот стал с приязнью смотреть на встречных на улицах. Одобрительно √ на красивых женщин и девушек. И вдруг обнаружил, что им это нравится. Стал даже попадать в перипетии. Что-то было во мне, получается┘

    А богословы ж считали когда-то (а может, и сейчас считают), что есть в человеке даже и нетленное:

    ╚Согласно учению Синаита и его последователей, изначальное естество человека не подвержено тлению и вообще каким-либо изменениям. Очищая истинное свое естество в процессе совершенствования, человек избавлялся лишь от злого пассивного начала ≈ "дебелостей" и "мокрот". Взамен являлась животворная влага духа. Она подобно росе насыщала очищенное нетленное тело, делая его световидным╩ (Там же).

    Что такое изначальное естество?Это, наверно, какими были Адам и Ева до грехопадения.

    ╚Склонность к гиперболизации духовного начала ≈ весьма характерная черта учений некоторых византийских теологов. Например, Григорий Нисский считал, что изначальные, беспорочные люди вообще не имели тела и были духами (см. А. В. Мартынов. Учение св. Григория Нисского о природе человека. Опыт исследования в области христианской философии IV века. М., 1886, стр. 131-132). Однако было бы грубейшей ошибкой утверждать, что содержание феофановского творчества сводится к дуализму, к проповеди уничтожения "ветхой" плоти как источника греха. Намеренно акцентируя трансцендентное начало, Феофан показывал величие и могущество человеческого духа╩ (Там же).

    Так я подошёл к объяснению второго периода творчества Феофана Грека. Ибо подозреваю, что Голейзовский (цитируемый тут автор) сбился с логики. Могущество человеческого духа Феофан использовал в первом периоде. Когда (в 1378-м) противопоставлял человеческим страстям фаворский свет (см. тут).

    ╚Если византийские художники обычно изображали святых успокоившимися, принявшими все догматы церкви, не испытывающими никаких терзаний и сомнений, откуда проистекала их душевная уравновешенность, то совсем по-иному трактует своих святых Феофан. В них все бурлит и клокочет╩ (http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=43&0a1=809&0o1=1&0s1=1).

    Из-за терзаний и сомнений, делаешь вывод, читая такое.

    Но то у Феофана был клёкот не реформационного типа ереси, как считают некоторые, а соборного святого порыва, созвучного освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Как факт √ из-за другой борьбы - с ересью Феофан, наоборот, изменился.

    ╚Остроэкспрессивная манера, характерная для Феофана Грека, к началу XV в. уступила место более сдержанной трактовке образов, насыщенных огромной внутренней одухотворённостью╩ (Энциклопедия ╚Москва╩).

     

    http://www.belygorod.ru/img2/Ikona/Used/127GolovaSpasa_Grek.jpg

    Спас в силах (1405).

     

    Что-то подобное западноевропейской Реформации в Московии началось ещё раньше, чемна Западе (да было задавлено). Это ересь стригольников. Они возмущались симонией: покупкой священниками права справлять обряды. Что приводило священника к взиманию большой платы с простых верующих за службу в связи со свадьбой, крещением, похоронами. Стригольники отвергали такое делячество. Они были за непосредственное общение с Богом и отказывались верить в ненужно невероятное √ в воскресение из мёртвых. Это было приближение к жизни. К частной жизни.

    Голейзовский пишет:

    ╚Эпоха резкого подъема еретических движений в России выдвинула на первый план иные задачи. Тезисом крайнего течения стригольничества было отрицание воскресения мертвых. Церкви же требовалось утвердить истинность важнейшего христианского догмата. Живописные изображения должны были убедить сомневающихся в реальности нетления тел┘ Неповторимые внешние черты [деятелей, причисленных к лику святых, и изображаемых на иконах] должны были выразить идею реальности внутреннего человека, исполненного "росы божественной и духа"╩.

    И вот у Феофана как бы сама земля, в которую превращается сгнившее в ней тело, содержит в себе и похожесть на жившего, и свет (а тот слабо пробивается сквозь землю). ╚Пафосом отречения от мира╩ (http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=43&0a1=809&0o1=1&0s1=1) дышит выражение лица Христа и потому же тут и ╚колорит лишен жизнерадостности╩.

    Парадокс. В Московии продолжался национальный подъём, а Феофан Грек, из-за него, может, и перебравшийся из Византии, от выражения его отлучился.

    Так с необходимостью художественное первенство переходит к антиподу Феофана -Андрею Рублёву. Хоть Рублёв и был монахом и вдохновлялся идеями тоже монаха, Сергия Радонежского. Но тот не отвращался от земных дел: ╚мирил враждовавших князей, всячески содействовал возвышению московского княжества, помогал Дмитрию Донскому в подготовке Куликовской битвы╩ (http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7&chap=8&ch_l2=10). ╚Идеи братства, самоотвержения и духовного самоусовершенствования╩ (там же)- вот что вдохновило Андрея Рублёва.

    ╚В противоположность Феофану, в иконах и фресках Рублева отсутствуют резкие блики, противопоставленные [плавным переходам]. Последовательное наложение тончайших светлых и постепенно светлеющих слоев охр создает совершенно иной эффект. Источник света ≈ внутри, но свет не пробивается сквозь телесную ткань, а равномерно излучается ею. Он исходит на окружающие предметы и сообщает всему животворную радостную теплоту, которая передается зрителю┘ Светится сама плоть╩ (Голейзовский).

     

     

    http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Rublev%27s_saviour.jpg

    Спас Звенигородский (после 1408 г.)

     

    ╚Самое значительное в этом новом облике ≈ взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. Брови свободно приподняты, отчего нет выражения ни напряжения, ни скорби, взгляд ясный, открытый, благожелательный. Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет достаточно душевных сил и энергии, чтобы отдать себя на поддержку тем, кто в этом нуждается. Звенигородский Спас больше натуральной величины человека. Он полон величия. Кроме того, в нем есть строгость внутренней чистоты и непосредственности, есть полное доверие к человеку╩ (Дёмина http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7&chap=8&ch_l2=14).

    А Лазарев добавляет:

    ╚Своей глубокой человечностью Спас напоминает прославленное изображение Христа в тимпане ╚Королевского портала╩ Шартрского собора. И у Рублева и у раннеготического мастера образ Христа настолько очеловечивается, что совершенно утрачивает отвлеченный культовый характер╩ (Там же).

    Рельеф тимпана центрального входа южного портала Шартрского собора 1194-1225 гг.

     

    Произведение Рублёва на двести лет младше. Честь сомнительная в таком сравнении. Но мне ценна повторяемоть в веках логики развития. Если Феофан Грек со страстями соотносился (см. тут) с романскими злыми зверьми, то Андрей Рублёв соотносится, вот и не только мною, со следующим после романского этапом √ с шедеврами готики (самоцитата, см. тут): ╚Достижимость идеала требовала <┘> нейтральности при виде <┘> лиц╩.

    Почему достижимость? √ Ну а как же иначе, если иконописец имеет политический, так сказать, темперамент, а государство, Русь в XV веке, усиливается.

    *

    Совсем не так понял Андрея Рублёва Тарковский. И своим, а не истинным, вывел его в одноимённом фильме 1966 года. Вывел потрясающе. Сколько раз ни смотрел, не мог сдержать слёз при первых звуках колокола в конце действия. Несчастная Россия! Великий народ! Который родит такие таланты┘ Что такое вот чудо может сотворить отрок. Которому хватило только расти рядом с отцом, чтоб перенять √ а тот же не рассказал, умирая, √ способность отливать чудного звука колокола. Великий народ, который вопреки своим властителям, может строить такие красивые церкви.Вопреки, хоть и по их, властителей, воле и на их деньги. Вопреки, ибо властители гнобят народ, состоящий из вот таких, - мирового уровня! - личностей. Один может сотворить чудо полёта на воздушном шаре, другой смешить людей до упаду, третьи режут по камню изумительно. А что господа могут? Ослепить резчиков из опасения, что они другому князю вырежут ещё краше┘ Избить скомороха, чтоб он услаждал господина, а не народ и - безропотно┘ Князья могут охотиться на своих крестьян √ за то, что те испили глоток языческой свободы в ночь на Ивана Купала; князья могут во имя власти предавать, хоть и престольного брата своего, и звать татар на Русь, и жечь монастыри, и насильничать, и убивать своих же, русских. И всё терпит этот великий народ. Веками. Но он внутренне волен, как кони из последних кадров фильма, свободно пасущиеся под дождём.

    И понимаешь, что о своём времени сделал кино Тарковский. Ибо нет свободы и в его время. Сталина, сменил карикатурный, но тоже бедоносный Хрущёв. Культ личности сменил волюнтаризм. А дальше опять хорошего ждать нечего. Личность по-прежнему в загоне. И колоссальный по таланту народ живёт в таком же ничтожестве, в какой грязикатается плачущий от перенесённого стресса победитель-Бориска, которому награда за чудо-колокол просто то, что не засекли княжеские слуги, если б колокол не получился. А награда всему народу √ озаряет зрителя √ его несломленный дух свободы, который мирно настоит на своём в конечном итоге, как те свободные кони.

    Рука не поднимается писать что-то против такого замечательного произведения. Но можно √ против Тарковского, диссидента всё-таки, поднявшегося против строя и власти в те годы, когда шестидесятники попробовали всё же перестроить лжесоциализм в социализм, вопреки власти, но во имя идеи, которая самообманно на официальном флаге всё-таки была написана. И можно ж было надеяться, что эта идея победит. И она, может, и победила бы, если б, в частности, такой талант, как Тарковский, в ней не успел к тому времени уже разочароваться (если вообще был ею очарован).

    На что он поднял руку, исказив пафос Андрея Рублёва? √ На вековую национальную идею русского народа, выраженную в рублёвской ╚Живоначальной Троице╩, идею, словесно оформленную Сергием Радонежским так: ╚Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего╩. Жаль, что Тарковский не дожил до того времени, когда победила любезная ему идея свободы и личности и восторжествовал строй эгоизма, и распалась страна, собирать которую начали когда-то, вдохновляясь Сергием Радонежским, кем и Андрей Рублев вдохновлялся.

    Тарковский знал, что Рублёв монах Спасо-Андрониковского монастыря. Но монастыри на Руси были инструментом государственной колонизации неосвоенных земель, для чего монахам нельзя было переходить из монастыря в монастырь. А Тарковский сделал, на западный манер, Рублёва странствующим монахом. Сюжет выиграл. Но совершилось предательство России. Тем более что русский монах писал на заказ, а не √ на западный манер √ как, по Тарковскому, вольный художник. Не выдуманный Рублёв выполнял важные государственные задания. В летописи абы кто не попадает. А Рублёв попал. В 1405 году - за то, что выполнял заказ старшего сына аж Дмитрия Донского. В 1408 - за восстановление аж кафедрального собора митрополита во Владимире. И эти деяния Рублёва целиком были в русле церковной жизни, не расходившейся с жизнью государственной. А те не делали упора на личность и свободу. Фильм попросту антиисторичен, а не условно-документален. Тарковский же воспользовался брендом, так сказать, имени художника, 600-й год рождения которого по решению ЮНЕСКО праздновали во всё мире за 4 года до начала съёмок фильма.

    Не известно доподлинно об обете молчания Андрея Рублёва. Тарковский такой поступок ввёл в фильм и обосновал разочарованием иконописца в грешном мире и в себе, убившем татарина, тащившего насиловать юродивую девку. Но молчание было проявлением и исихазма, особого рода стремления к обожению человека, нагляднее всего проявлявшегося в церковной живописи.

    (Три вышеприведённых абзаца являются пересказом Ульянова http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=14)

     

    ╚Неистовый в чувствах Тарковский╩, - так в 1969 году дипломатично писал Лев Аннинский, обозначая фронт, теснящий скромное этическое коммунистически ориентированное киноискусство (например, ╚Июльский дождь╩, см. о нём тут) на высшем уровне (на низшем был плоско энергичный Джеймс Бонд). ╚А может, в этом есть что-то неотвратимое?╩ - провидчески спрашивал ещё тогда мудрый Лев Аннинский про тот натиск и победу. Не помогло и недопущение фильма в широкий прокат в СССР. Уже в 1964-66 годах Тарковский снимал фильм так, словно чувствовал за спиною целый слой единомышленников, правых диссидентов и скорую их победу. А ведь до реставрации капитализма в России было ещё 25 лет. Он не зря хотел было Куликовскую битву включить в свой фильм. Он бы сделал акцент, что по личной воле собрались воины под начало Дмитрия Донского, а не из самоотверженности. Чтоб проявить свою силушку, а не чтоб освободить Русь.

     

    Если идеал способен постепенно трансформироваться в свою противоположность, то их (множественное число √ ╚их╩ - тогда надо применять) изменение можно иллюстрировать синусоидой. Но мыслимо ж одновременное торжество противоположных идеалов в душах разных людей. Эпоха резкого подъема стригольничества совпала с эпохой вдохновляемого официальной церковью национального подъёма, приведшего к освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Идеал коллектива индивидуалистов цвёл одновременно с идеалом коллектива коллективистов. Как и через 600 лет в СССР: идеал правых и левых диссидентов, шестидесятников. А если идеал коллективистский представлять на синусоиде точкой где-то вверху кривой, то идеал индивидуалистический надо ж √ точкой где-то внизу кривой. Тогда как быть, как изображать, если идеалыпринадлежат коллективам-антагонистам? √ Надо трек синусоиды расщепить надвое. Один пусть иллюстрирует эволюцию индивидуалистов, другой √ коллективистов. И обе точки-идеалы ставить вблизи перегиба треков сверху вниз.

     

    27 апреля 2010 г.

01.05.2010
09:58

Палеологовское возрождение и 1990-й год.

    Икона как результат результата Божественного действия в человеке. Феофан Грек в своем творчестве исходит от идеи абсолютного торжества духа над материей . . .

13.04.2010
09:32

Мол, Бродский.

    Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие . . .

05.04.2010
14:06

Переосмысление.

    Карен Шахназаров √ живой упрёк мне, моим принципам подхода к произведению искусства. Когда-то (тут) я имел дело с его ╚Курьером╩ и принуждён был логикой своего . . .

04.04.2010
16:46

Так жить нельзя!

    Пусть умрёт пресмыкающийся. Признаться? На меня нашла скука по поводу скучного Чехова. (А не один знакомый признавался мне, что не любит Чехова за скучность. Да я и . . .

26.03.2010
12:43

Роль теории в поворотах истории.

    Начинаю читать ╚Дурочку╩ (1998) Светланы Василенко и натыкаюсь на, скажем, такое имя √ Тракторина Петровна. √ Как это понимать? Сатира? Как город Глупов у . . .

19.03.2010
13:15

Норштейн: не надо хотеть выпить море.

    Если согласиться, что то, что высказано ╚в лоб╩ в художественном произведении (содержание) не есть то, зачем это высказано (художественный смысл), то смотрите, . . .

12.03.2010
07:32

Высокое Возрождение и 1991-й год.

    1991-й. О доминирующей власти универсального (мужского) человеческого ЛОГОСА над инаковостью, репрезентируемой женщинами, детьми и ╚не-человеческими╩ . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100