TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.02.2011
09:25

Блок - хапанию.

    Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не . . .

10.02.2011
15:05

Новые левые - мальчики бравые.

    Не разобраться, где левые, правые... В. Высоцкий. Пусть это будет приложением к последним статьям (в частности, тут, тут, тут, и тут) о левизне как . . .

31.01.2011
19:15

Левизна как материальное самоограничение.

    (Продолжение) Или Ещё о фальсифицируемости. Отними у русского пьяницы бунтарский подтекст, и что останется? √ Ничего. Наум Чечельницкий. Уважаемые . . .

24.01.2011
22:29

Песни победы.

    Канун дня рождения Высоцкого┘ Наверно, со мною согласятся, что он пел песни победы. Грядущей. Как солнце накануне восхода: вот-вот и взойдёт. Чтоб не повторяться┘ . . .

24.01.2011
21:54

Матрица.

    Всё для человечества началось с экологических катастроф в районе, называемом теперь Кенией. Одна загнала предлюдей в образовавшееся мелкое море, отделившее эту . . .

29.12.2010
08:35

Адекватность.

    Будущее культуры √ в её арьергарде! И. Бродский. Способность себя ограничивать делает человека свободным. А. Кончаловский. Мои неединомышленники! Этой . . .

19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

06.11.2010
13:02

Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).

    Продолжение. Нам было б по пути с радикалом Чеховым, если б единовременно случилась во всём мире гуманитарная революция. Если б у всех-всех гуманитарные страсти . . .

05.11.2010
13:09

Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).

    Прогулка по диссертации Шалыгиной. Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для . . .

01.11.2010
19:26

Почему Чехова не понимают.

    ╚┘А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки...╩ Правда, что тут прорвалась созерцательность автора? Это из чеховского . . .

28.08.2010
10:43

Брысь.

    Начну ругаться с Толстой. Вернее, ругать её. Благо, она не узнает. По поводу вещи ╚Кысь╩ (1986 √ 2000). Саму писательницу я впервые увидел в телевизоре в 2003 году. На . . .

11.07.2010
19:00

Ах! если рождены мы всё перенимать┘

    Сколково √ чтоб выжить, а жить √ чтоб выжили все. Трагедия Грибоедова ╚Горе от ума╩. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Грибоедов. 1825 г . . .

18.05.2010
14:41

Победа и победа.

    Читаю вот такое, околобогословское, и соглашаюсь: ╚Было подмечено, что внешний вид человека, достигшего духовного совершенства, оказывает сильное воздействие . . .

01.05.2010
09:58

Палеологовское возрождение и 1990-й год.

    Икона как результат результата Божественного действия в человеке. Феофан Грек в своем творчестве исходит от идеи абсолютного торжества духа над материей . . .

13.04.2010
09:32

Мол, Бродский.

    Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие . . .

05.04.2010
14:06

Переосмысление.

    Карен Шахназаров √ живой упрёк мне, моим принципам подхода к произведению искусства. Когда-то (тут) я имел дело с его ╚Курьером╩ и принуждён был логикой своего . . .

04.04.2010
16:46

Так жить нельзя!

    Пусть умрёт пресмыкающийся. Признаться? На меня нашла скука по поводу скучного Чехова. (А не один знакомый признавался мне, что не любит Чехова за скучность. Да я и . . .

26.03.2010
12:43

Роль теории в поворотах истории.

    Начинаю читать ╚Дурочку╩ (1998) Светланы Василенко и натыкаюсь на, скажем, такое имя √ Тракторина Петровна. √ Как это понимать? Сатира? Как город Глупов у . . .

19.03.2010
13:15

Норштейн: не надо хотеть выпить море.

     

    Если согласиться, что то, что высказано ╚в лоб╩ в художественном произведении (содержание) не есть то, зачем это высказано (художественный смысл), то смотрите, как можно ╚понять╩ ╚Вариант эскиза к сцене ╚Чаепития╩╩ (1997) Норштейна (http://www.pereplet.ru/galery/norsh_03.jpg).

    Нужно предварительно добавить, что согласиться ещё надо, что в художественной детали, как в капле √ вкус моря, чувствуется художественный смысл целого произведения. И названный эскиз именно такой деталью и является, ибо это кадр из мультфильма ╚Шинель╩ по Гоголю, с которым Норштейн оказался конгениальным (что случается с экранизациями классики очень редко).

    Ну и ещё, чтоб согласиться с нижеследующим, стоит прочесть статью о ╚Мёртвых душах╩ Гоголя (http://art-otkrytie.narod.ru/gogol2.htm), в которой упомянута и ╚Шинель╩. А в той статье говорится, что Гоголь считал спасением гибнущего человечества усвоение им той истины, что нужно поменьше материального хотеть. Себя же считал спасителем человечества, ибо внушает эту истину ему.

    Тут сразу обнаруживается совпадение (см. http://art-otkrytie.narod.ru/gogol1.htm) и с Эйхенбаумом, из чтения которого тоже следует, что суперограниченность Акакия Акакиевича нужна была Гоголю именно вследствие переживания им самим боговдохновния на спасение людей. А сантименты относительно маленького человека √ это тенденциозное непонимание русскими народолюбцами Гоголя.

    Вот эти сантименты и даются Норштейном в качестве содержания, то есть того, что ╚в лоб╩ предстаёт перед глазами, в вышеуказанном эскизе. Тут вам и негативно, конечно же,воспринимаемая темнота вокруг фигуры (бедный, мол, бедный чиновник). Тут и поза съёжившегося от холода. Тут и мизерность источника тепла и результата согревания горла и внутренностей √ слабые штрихи жёлтым: по одному на чашке, блюдце и под подбородком и три √ под лопатками. Норштейн даже отступил от Гоголя, не имея словесных средств представить ничтожество. В повести Акакий Акакиевич не мёрзнет в квартире (соответственно, не кутается, как у Норштейна, в какое-то одеяло, сидя дома у стола), и кривоглаз у Гоголя портной, а не Акакий Акакиевич, который лишь ╚несколькодаже══ на══ вид подслеповат╩. Но надо ж было передать бедность и невзрачность.

    В общем, жалко чиновника, жалко!

    Даже и сам Гоголь применил это слово: ╚В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость╩. (Что лишний раз подтверждает, что ╚в лоб╩ художник √ а Гоголь гениальный художник √ идею не выражает, что художественный смысл √ нецитируем.)

    Нет в повести и сцены чаепития в одиночестве (что тоже могло б вызывать само по себе жалость). Чаепитие √ русское удовольствие. Оно там, в повести, упомянуто в связи с другими чиновниками и не в одиночестве ему предававшимися. Акакий же Акакиевич планировал от чая отказаться, чтоб сэкономить на шинель. Удовольствием дома ему было продолжать работать, переписывать бумаги (на дом брал) или для себя делать копии с особенно замечательных, по его мнению, бумаг.

    Норштейн решил, видно, что не все читавшие повесть помнят это и далеко не все вообще её читали. Поэтому он сцену удовольствия в виде чаепития сделал, а светлой мечтой (буквально светлым фрагментом рядом с тьмой) явил стол, что на работе, с пюпитром, чернильницей, пером и бумагой. Что иллюстрирует такие гоголевские слова: ╚┘он ложился спать [а не садился пить чай], улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне:что-тобогпошлетпереписыватьзавтра?Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием╩.

    Я не видел мультфильма и не знаю, выпущен ли он был вообще (он получил премию за ╚материал к фильму ╚Шинель╩ - материал всего лишь╩). Может, там есть сцена домашнего переписывания бумаг. Но, если фильм не выпущен и Норштейн не зря надписал вышеприведённый ╚Вариант эскиза╩, а осознавая его представителем фильма, который, может, и не выйдет┘ Тогда ясно, что ради того, чтоб общепонятно изобразить удовольствие, понадобилась сцена чаепития.

    И вот зритель начинает вживаться в норштейновского блаженствующего Акакия.

    Отчего тот блаженствует? От того, что чувствует внутри себя: тепло от выпиваемого чая? И ещё от того, что представляет себе находящимся вдали?

    Кстати, именно вдали: на работе. Если б эти писчие аксессуары были в его комнате дома, они б не были нарисованы так набросочно: пюпитр налезает на лист бумаги; этих пюпитров даже два (воображение ищет место, где его поставить, и останавливается на варианте, что правее); чернильница налезает на этот правый вариант. Ну и аксессуары включены были б в тёмное пространство домашней комнаты.

    Итак, это мечта о завтрашнем дне.

    Но.

    Смотрит на это всё, что внутри и вне себя, лишь левый глаз урода. А правый┘ взглядулетел куда-то в бесконечность. И думает о каких-то таких материях, о каких такие людишки и не должны б мочь думать. Ого-го какое-то.

    У Гоголя тоже дело дошло аж до мистики (дух Акакия Акакиевича отомстил начальству, имея в виду такую мораль: ╚нельзя, власть, не давать мизерным подопечным даже минимума опеки╩).

    Но то у Гоголя. А Норштейн, собственно, сам предстоит перед зрителем. Ему от своего имени нужно говорить, чтоб не быть иллюстратором. √ И вот этот второй глаз, смотрящий вниз и вдаль, разрешает нам думать, что он оценивает мизернейшие удовольствия, что, вот, вне и снаружи, в качестве мизернейших таки материально, но ценнейших нематериально, духовно. Мизер √ это Ценность! √ Вот что говорит Норштейн эскизом, даже если и забыть или не знать про Гоголя.

    И когда говорит? √ Он дату написал. - В 1997 году. Что если не зря?

    Какой кошмар был в 1997 году в России, устремившейся было в 1991-м к совсем немизерному материальному качеству жизни? √ Пшик для миллионов Башмачкиных получился из такого декларированного в 1991-м стремления! Пшик!

    А Норштейн его оценивает позитивно.

    Не надо стремиться к материальным благам. Хватает и малого.

    По бедности не хватает денег на выпуск мультипликационного фильма √ не беда: один этот эскиз скажет всё. Не надо хотеть выпить море. Хватит чашки.

     

    14 марта 2010 г.

12.03.2010
07:32

Высокое Возрождение и 1991-й год.

    1991-й. О доминирующей власти универсального (мужского) человеческого ЛОГОСА над инаковостью, репрезентируемой женщинами, детьми и ╚не-человеческими╩ . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100