Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.04.2007 |
|
12.04.2007 |
|
20.02.2007 |
Николай Рубцов (3-е продолжение)
|
03.02.2007 |
Николай Рубцов (Еще продолжение)
|
30.01.2007 |
Николай Рубцов (Продолжение) Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с
начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни,
связанный с командировкой в Сибирь. Что если там и тогда он писал нечто
отличавшееся от спокойного реалистического приятия гибели человечества? ВЕСНА НА БЕРЕГУ БИИ Сколько сору прибило к березам Разыгравшейся полой водой! Трактора, волокуши с навозом, Жеребята с проезжим обозом, Гуси, лошади, шар золотой, Яркий шар восходящего солнца, Куры, свиньи, коровы, грачи, Горький пьяница с новым червонцем У прилавка и куст под оконцем √ Все купается, тонет, смеется, Пробираясь в воде и грязи! Вдоль по берегу бешеной Бии Гонят стадо быков верховые √ И, нагнувши могучие выи, Грозный рев поднимают быки. Говорю вам: - Услышат глухие! √ А какие в окрестностях Бии √ Поглядеть √ небеса голубые! Говорю вам: - Прозреют слепые, И дороги их будут легки┘ Говорю я и девушке милой: - Не гляди на меня так уныло! Мрак, метелица √ все это было И прошло, - улыбнись же скорей! Улыбнись! √ повторяю я милой. √ Чтобы нас половодьем не смыло, Чтоб не зря с неизбывною силой Солнце било фонтаном лучей! 1966 Помня, что ╚в лоб╩ никакой настоящий поэт не говорит,
я как-то обостренно чую в рубцовском Алтае сходство с Африкой, развивающейся
сейчас экологически ультранечисто. Там и опустынивание, и обезвоживание, и
много чего нехорошего. И мне представляется знаменательным в стихотворении
перебивание картины, так сказать,═ хаоса
хозяйствования в так называемых нецивилизованных странах золотым шаром
заходящего солнца. Человекотворный хаос √ космос √ опять хаос человекотворный.
Даже грачи┘ Казалось бы, они-то √ из дикой природы! √ Да. Но из той, чья
экологическая ниша очень деформирована человеком, только рядом с человеком и
могут они жить, как снегири, воробьи, жаворонки. Искалеченные виды. Как и
горький пьяница. Еще тут и ремонтные, так называемые, виды растений: березы,
куст. (Надо, чтоб 500 лет не было тут людей, чтоб вернулись повырубленные ели и
кедры, так называемые климаксные породы для Алтая.) Это покажется нахальной натяжкой? √ Но откуда √ далее
- такая информированность девушки милой об унылом прошлом лирического героя? √
Не командировочный роман тут? Почитательница рубцовского творчества? Разве не чувствуется какой-то натужности в описываемой
радости бытия? Разве нет какой-то неустойчивости: чуть что не то √ смоет
половодьем. Не утрировано ли нахождение тут автора в зоне сознания, переживаний
и речи героя? Эти восторженные ╚командировочные╩ отчеты: ╚Говорю вам┘ Говорю
вам╩. Лирический герой тут и не тут. В ╚не тут╩ он √ если биографически √
бездомный, нет постоянной прописки в паспорте, оттого и в командировку
напросился. Оно, конечно, противочувствия ради необходимо,
описывая внутреннюю радость, рисовать внешнюю грязь. Но, с другой стороны,
безусловный позитив, космический, солнце как бы через сослагательное наклонение
опять появляется в конце. Как бы в открытую притягивается за уши. И┘
обусловливает мое предшествовавшее притягивание неосновательности радости. И хоть восклицательных знаков в стихотворении аж
шесть, помысленный отделенным от лирического героя, автор представляется
спокойным реалистом, не опьяненным весной и влюбленностью. И Алтаем, Сибирью.
Те, наоборот, предстанут козырной картой, что будет бита. Даже козырная √ бита:
╚зря с неизбывною силой╩┘ И вспомнится, с каким настроением уезжал Николай
Рубцов хоть куда-нибудь, где не надо прятаться от комендантов или напрашиваться
на ночлег к знакомым или к собственной жене. Рубцов бегал по общежитской
комнате и веселился от собственного экспромта: Наше дело √ верное, Наши карты √ козыри, Наша смерть, наверное, - На Телецком озере. (Вышеозначенная Бия вытекает из Телецкого озера.) А вот еще подтверждение, что ставка на Сибирь, -
╚могущество России Сибирью прирастать будет╩ (Ломоносов), - есть лебединая песня
человечества. Сибирь как будто не Сибирь! Давно знакомый мир лучистый √ Воздушный, солнечный, цветистый, Как мыльный радужный пузырь. А вдруг он лопнет, этот мир? [Эк махнул! Мир, не меньше┘] Вот-вот рукою кто-то хлопнет √ И он пропал┘ Но бригадир Сказал уверенно: ╚Не лопнет!╩ Как набежавшей тучи тень, Тотчас прошла моя тревога, - На бригадира, как на бога, Смотрел я после целый день┘ Тележный скрип, грузовики, Река, цветы и запах скотский, Еще бы церковь у реки, - И было б все по-вологодски. 1966 Без комментариев, как говорится. Особенно, узнав, что
у реки в селе Никольском, где был детдом и куда все возвращался и возвращался
бездомный Рубцов, церковь была полуразрушена. Спокойное и как бы незаметное
самоуничтожение последней надежды. Без внешнего одномоментного хлопка. В СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЕ То желтый куст, То лодка кверху днищем, То колесо тележное В грязи┘ Меж лопухов √ Его, наверно, ищут √ Сидит малыш, Щенок скулит вблизи. Скулит щенок И все ползет к ребенку, А тот забыл, Наверное, о нем, - К ромашке тянет Слабую ручонку И говорит┘ Бог ведает, о чем!.. Какой покой! Здесь разве только осень Над ледоносной Мечется рекой, Но крепче сон, Когда в ночи глухой Со всех сторон Шумят вершины сосен, Когда привычно Слышатся в лесу Осин тоскливых Стоны и молитвы, - В такую глушь Вернувшись после битвы, Какой солдат Не уронил слезу? Случайный гость, Я здесь ищу жилище И вот пою Про уголок Руси, Где желтый куст, И лодка кверху днищем, И колесо, Забытое в грязи┘ 1966 Можно ли ждать от Рубцова, - как бы антиинтеллигентски ориентированного (те √ горожане-современники,
шестидесятники, еще во что-то верят и трепыхаются), - мандельштамовских почти непостижимых ассоциаций или
ассоциаций Андрея Белого, предлагающего своим читателям помнить все его
творчество, чтоб осознанно воспринимать, на что намекает то или иное слово,
звук? Что тут за грязь в начале и в конце? Не та ли √ из ╚Бии╩? Что за прятки
малыша? Не те ли, какими автор, дитём, донимал свою умиравшую мать? Что за
неотзывчивость к щенку? Не гены ли предателя-отца играют? И ведь и собственную
дочку Рубцов еще при жизни своей одарил безотцовщиной┘ Малыши √ домашние
деспоты зачастую. Как и взрослые люди к матери-природе (что ждет ромашку?). Да
и к себе подобным - деспоты. На войне. Не потому ли она вспомнена, что лишь
глуши пока не достигает. И глушь √ последняя надежда Земли. Не приятие ли тут и
исчезновения последней надежды? От ассоциации с перевернутой лодкой: в
Никольском кладбище было на другом берегу реки и покойника везли в лодке, как
Харон. И почему куст желтый? Цвет неверности? Или осени. Усыпания природы. И
потому √ эти грустные слова: ╚тоскливых╩, ╚стоны╩, ╚слезу╩.
И ╚покой╩ становится каким-то очень многозначительным. √ Конец человечеству.
Отвоевалось. Есть еще способ проверки √ взять стихотворение-другое,
наобум открыв книгу. СТОИТ ЖАРА Стоит жара. Летают мухи. Под знойным небом чахнет сад. У церкви сонные старухи Толкутся, бредят, верещат. Смотрю угрюмо на калеку, Соображаю, как же так √ Я дать не в силах человеку Ему положенный пятак? И как же так, что я все реже Волнуюсь, плачу и люблю? Как будто сам я тоже сплю И в этом сне тревожно брежу┘ Опять мировая тоска. Но не романтическая тоска
пасынков эпохи очарования Разумом, или коммунизмом, которого обещано достигнуть
через 20 лет (от чего все только усмехнулись). Потому что все √ пасынки жизни:
не только доживающие свой век старухи, хоть к церкви под старость вернувшиеся,
раз нет счастья в этой жизни. Не только калека по жизни √ пасынок ее. И самое в
истории справедливое общество не смогло его не столкнуть в нищету. √ Даже и не
калеке, даже не старому нет возможности дать калеке хоть пятак. Никакого упоения мировой тоской, как у романтиков. А
трезвое рассмотрение. И приятие. И потому замирают чувства. Все √ умирает. Не
бунтовать же, если ну всё-всё. Следующее наобум. ГОЛОЛЕДИЦА В черной бездне Большая Медведица Так сверкает! Отрадно взглянуть. В звездном свете блестя, гололедица На земле обозначила путь┘ Сколько мысли, И чувства, и грации Нам являет заснеженный сад! В том саду ледяные акации Под окном освещенным горят. Вихревыми, холодными струями Ветер движется, ходит вокруг, А в саду говорят поцелуями И пожатием пламенных рук. Заставать будет зоренька макова Эти встречи √ и слезы, и смех┘ Красота не у всех одинакова, Одинакова юность у всех! Только мне, кто любил, Тот не встретится, Я не знаю, куда повернуть, В тусклом свете блестя, гололедица Предо мной обозначила путь┘ 1969 Собственно, лирический герой проходит мимо счастья других.
А то даже и банально. И можно б было себя этим ублаготворить сегодня. Но он
удовлетворяется самой неумолимой стрелой времени. Самим путем, пусть и
неудобным. Это не бегство в себя и тем - в абсолютную свободу. Это, наоборот, смирение
паче гордости. Но┘ перед кем (чем)? √ Аж перед лицом Большой Медведицы. Вроде, сходится все. 30 января 2007 г.
|
28.01.2007 |
|
25.01.2007 |
|
28.12.2006 |
Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда
|
23.12.2006 |
|
16.12.2006 |
|
10.12.2006 |
Предуказанность или непредвзятость?
|
06.12.2006 |
|
02.12.2006 |
|
30.11.2006 |
|
26.11.2006 |
Зачем дневник и неклассический психологизм
|
16.11.2006 |
|
12.11.2006 |
Почему рассказ "В защиту собак" стал призером
|
04.11.2006 |
|
25.10.2006 |
Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)
|
10.10.2006 |
Не той дорогой идете, товарищи!
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"