Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.06.2007 |
|
13.06.2007 |
|
05.06.2007 |
|
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
08.05.2007 |
|
24.04.2007 |
|
19.04.2007 |
Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко
|
17.04.2007 |
|
12.04.2007 |
|
20.02.2007 |
Николай Рубцов (3-е продолжение)
|
03.02.2007 |
Николай Рубцов (Еще продолжение)
|
30.01.2007 |
|
28.01.2007 |
|
25.01.2007 |
|
28.12.2006 |
Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда
|
23.12.2006 |
|
16.12.2006 |
|
10.12.2006 |
Предуказанность или непредвзятость?
|
06.12.2006 |
|
02.12.2006 |
Юрий Нечипоренко Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь
может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2)
создана как поэтическая и воспринята как прозаическая╩, - и вспоминается
рассказ в ╚жанре ╚литературы свидетельства╩╩ Нечипоренко ╚Брат╩ (http://www.pereplet.ru/text/nechip42.html). Шкловский свои слова написал от противного, во славу √
он не понимал - формализма, во славу ═специального языка как признака
художественности, ╚чтобы эти вещи по возможности наверняка воспринимались
как художественные╩ (Теория прозы. http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm). А Нечипоренко √ наоборот как бы. Средняя речь,
обыкновенные предложения: ╚Напротив был дом сгоревший - там раньше пожарная
команда размещалась, так она сама истлела, но не развалилась. Черный сруб из
обугленных бревен стоял, как тень╩. Сравнение, правда, есть┘ ╚Как тень╩. Ну так и мы ж,
сермяжные, тоже сравнения иногда пускаем. Сказ, правда, проскакивает: ╚сброду
было навалом╩, ╚занавеска ворушится╩, ╚яйцы╩┘ Словно
зафиксирован солдатский рассказ звукозаписывающим устройством, а потом
переписан, без малейшего изменения. Ну и ╚я╩-повествователь, конечно. И никаких следов
автора, казалось бы. Лишь после окончания повествования появляется новый
╚я╩-повествователь. Якобы сын того ╚я╩-повествователя, солдата Великой
Отечественной. Наш современник, близкий автору, написавшему данный рассказ
вот-вот, только что. И┘ со жгучим чувством из-за ОТСУТСТВИЯ у современника - брата. Странноватое переживание. Обычно единственные в семье
дети привыкают к своей единственности и не так уж остро ощущают ее. И тогда я увидел, что и в основном-то повествовании
проявилась эта особая значимость братского родства. Слово ╚брат╩ тут, - старики
вспомнят, - как в не помню чей поучительной притче для дошколят про слово
╚пожалуйста╩. Кажется, называлась она ╚Волшебное слово╩. Так и тут. 17 раз в коротеньком рассказе повторено. И
сюжет повторяет ту притчу. Слово ╚брат╩ всесильно: и подвезут, и проведут, и не
расстреляют, хоть имеют право. Как чудо какое-то. Но. Незаметно подаваемое. На
фоне фантастических военных картин (стоящий кузнец┘ без головы, снаряд,
пронзающий дом, словно тот бесплотный, точное указание направления прилета
этого снаряда, вычисление артиллеристами местонахождения немецкой пушки по
этому указанию, прохождение через цензуру нехитрой шифровки═ сообщения братом брату номера своей части, и
сам факт сообщения, будто предчувствовал возможность посещения, нестреляние
какого-то антисоветского элемента, спрятанного одними поляками и починка, как в
кино, испортившихся ходиков у других поляков). В общем, незаметно. Хоть и
вынесено в заглавие √ ╚Брат╩. А с чего бы это сегодня так напирать на братство? (Я ж
считаю, что о каком бы прошлом художник ни писал, его вдохновляет Сегодня.) И я вспомнил, про лозунг Великой Французской революции
√ Свобода, Равенство и Братство. В котором Наполеон, предатель революции,
заменил Братство на Собственность. Я вспомнил про принцип ╚человек человеку
волк╩, победивший при реставрации капитализма. Я вспомнил, что реставрацию эту
не во исполнение референдума проводили, а как бы вопреки большинству. Что и
полтора десятка лет спустя чувствуется в России гораздо четче, чем в других
странах. И я понял причину применения этого ╚жанра ╚литературы
свидетельства╩╩: не до искусства!.. А если и за него, то за возрождающее такое ╚старье╩,
как Братство. 2 декабря 2006 г.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"