TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.05.2024
15:08

Я волком бы выгрыз авангардизм

     

    Оттуда, где его нету…

    .

    Розалинда Краусс поманила меня миражом, что я не единственный, кто применяет теорию художественности по Выготскому (т.е., что произведения неприкладного искусства рождаются подсознательным идеалом). И стал всё подряд у неё читать. Ну и она всё огорчает и огорчает меня.

    "Для авангарда оригинальность – это подлинность в прямом смысле слова, это изначальность, начало с нуля, рождение. Маринетти, однажды вечером 1909 года выпав из машины в полную воды канаву, поднимается из нее, словно из околоплодных вод, чтобы родиться заново и стать – без помощи каких-либо предшественников – футуристом” (https://studfile.net/preview/4366716/page:8/).

    Ну не бывает так.

    Она что: не знает, что есть минус-приём? – Это когда ничто в произведении не указывает на то, что все знают и не одобряют. Это натуроподобие в нашем случае с футуризмом. В России он родился через год после его рождения в Италии. И, если там, - от такого варианта прогресса как, наконец, модернизация страны, на 300 лет отставшей от Англии (огораживание, лишившее крестьян земли). То в России – от такого варианта прогресса, как социальная революция. В Италии, хваля Прогресс, надо было подсознательно закусить до боли губу (корёжить натуру) из-за бед итальянского крестьянства от этой модернизации. А в России – то же самое – от массового предательства интеллигенцией революции, потерпевшей поражение в 1905 году.

    То есть прошлое (натуроподобие) является неотъемлемой частью противочувствия (с натурокорёжением), чтоб в столкновении родилось вдохновение (у автора) и катарсис (у восприемника), подсознательным содержанием которых является хвала Прогрессу.

    А дурак-Маринетти думает, что натурокорёжением он создаёт эстетически новое. Формалист. ЧЕМ – ЧТО. Натурокорёжением – новое.

    И Краусс – туда же! (Хоть и слышится в её голосе голос Маринетти.)

    Так хорошо б только это.

    Не только футуристы (эти, так сказать, коллективисты) воспользовались натурокорёжением, а и индивидуалисты: ницшеанцы активные и пассивные (пробуддисты). Одни в метафизическое иномирие убежали, другие в околонирвану.

    Владимир Бурлюк – в околонирвану.

    В первом русском литературном произведении футуристов “Садок судей” (1910) он сделал 9 иллюстраций с использованием натурокорёжения,

    и за то одно был признан футуристом.

    А вы посмотрите (особенно это с одноглазыми лицами чувствуется), какой неконтакт веет. От профилей (это, собственно, всё остальное) – то же, в общем. И что такое неконтакт, как не малочувствие? Околонирвана.

    Или вот.

    В. Бурлюк. Пейзаж. 1913.

    Чтоб на вас изображённое не произвело впечатление, как и в самом деле пейзаж, это всё превращено в как бы витраж. И тем сила действия на вас уменьшится. Что и хотелось подсознательному идеалу автора передать вашему, зритель, подсознанию. И вы таки впадаете в какое-то отупение перед этим чёрт-те чем.

    В. Бурлюк. Цветы. Начало 1910-х гг.

    Согласитесь, что то же намерение.

    Особенно отрешённость сквозит здесь.

    В. Бурлюк. Украинская крестьянка. 1910-1911 гг.

    Как бы плоскость, кружочками покрытая, чтоб объём не чувствовался.

    Да и здесь.

    В. Бурлюк. Пейзаж. Ок. 1910.

    Всё как бы смазано.

    Только и ценности, что умопостигаемое происхождение из подсознательного идеала.

    Причём нисколько не молится человек на "оригинальность”. Трёх человек одноглазыми не постеснялся изобразить. В виде витража представить и интерьер, и пейзаж.

    И достаточно было покорёжить натуру, как его приняли в авангардисты. А какой Владимир Бурлюк авангардист, если удирает из плохой действительности во что-то вроде нирваны?

    *

    Закрыв глаза на минус-приём (и не зная про подсознательный идеал), Краусс зачем подняла на щит "оригинальность”? – Не поверите. Чтоб то и другое впустить в свою теорию под другими именами. Она смутно чувствует, что в художественности должно быть противоречие, и к нему ползёт. Формула Выготского: 1 + 2 = 3. 1 – минус-приём, 2 – плюс-приём. 3 – вдохновение (катарсис).

    А что Краусс?

    ""уникальность” и “шаблонность” обусловливают друг друга” (Там же).

    Речь про 2 и 1, что у Выготского.

    Чтоб оставить авангардизм в художественности-противоречивости Краусс приходится просто цирк устраивать из искусствоведения.

    Она берёт себе в голову вещи Мондриана…

    Мондриан. Победа буги-вуги. 1944.

    (Представьте себе, КАК он разочарован во всём Этом мире, если ТАК относится к скорой победе над нацизмом. Мондриан всё линии рисовал, решётки, как выражается Краусс.)

    И за выготское 1 Краусс принимает холст, который представляет собой решётку из нитей основы и утка, а за выготское 2 принимает нарисованную решётку:

    "…само понятие авангарда можно считать производным от… подлинности; при этом реальная практика в авангардном искусстве, целью которой было выразить эту “подлинность”, сама основана на повторении и возвращении. Примером тому может служить одна фигура, которую в визуальные искусства внес авангард. Эта фигура – решетка…

    …решетка… обладает несколькими сущностными свойствами, благодаря которым ее так охотно апроприирует авангард. Одно из таких свойств – непроницаемость решетки для языка…

    Решетка выражает… молчание, более того, она выражает отказ от речи [наверно, имеется в виду, что речь – как цепь: одно звено следует за другим]. Абсолютная статичность решетки, отсутствие в ней иерархии, центра или какого-либо разнообразия подчеркивают не только ее безотносительный характер, но и – что важнее – ее враждебность к повествованию. Решетка, непроницаемая и для времени, и для событийности, преграждает языку дорогу в сферу визуального, результатом чего становится молчание…

    …решетка сплющила все пространство природы, превратила его в четко очерченную поверхность стопроцентно культурного объекта. Природа, как и речь, объявлена ею вне закона – и наступает молчание, наступает полная тишина…

    Для тех… кто видит истоки искусства… в неком единстве с эмпирической реальностью [с выражением подсознательным идеалом духа времени – разочарования в Этом мире – выготского 3], сила решетки заключается в ее способности воплощать в себе материальную основу изображения [решётчатого холста – выготского 1], так что образ картины как бы рождается из способа материальной организации изображения [из выготского 2, из нарисованного]

    Может быть, именно из-за этого ощущения начала, свежести, отсчета с нуля [выготского 1, холста] художники один за другим выбирали решетку и делали из нее среду, внутри которой разворачивалось их творчество, причем каждый работал с решеткой [с изображением, с выготским 2] так, словно только что открыл ее [выготского 3, разочарование в Этом мире]…

    …глядя на творческий путь тех художников, которые занимались по преимуществу изображением решеток, мы осознаем, что с того момента, как они увлеклись темой решетки, их творчество перестает развиваться: вместо развития оно идет по пути бесконечного повторения. Примерами тому могут служить Мондриан…

    …храм удовольствия зиждется на возможности существования семиотического знака [выготского 2] как нерепрезентативного и непрозрачного [не выражающего выготского 3 прямо], так что означающее [выготское 1 + выготское 2] становится излишним для воплощенного означаемого [выготского 3]. Но с современной [ницшеанской] точки зрения, с той точки зрения, что нам, собственно, и присуща, мы понимаем, что воплотить [дать образ, а не выразить иномирие катарсически] означаемое [выготского 3] невозможно; что его объектность, его сущность есть просто вымысел [лучше бы сказать: идеальность, продукт духовный]; что всякое означающее [выготское 1 + выготское 2] само по себе есть прозрачное означаемое [выготское 3] уже случившегося решения [решение подсознательного идеала иномирия] сделать его [выготское 1 + выготское 2] носителем того или иного знака [лучше сказать: катарсического выразителя, т.е. выготское 1 + выготское 2]" (Там же).

    Извините за публичность попытки разобраться в этом цирке Краусс.

    28 мая 2023 г.

     

25.05.2024
23:04

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Кроме одного (см. тут), уже найденного… . Я и всегда почти начинаю с себя, а теперь, чувствую, надо начать с себя очень давнего. Со времени, когда мне, провинциалу, . . .

24.05.2024
10:29

Искусствоведы – несчастные люди

    Это становится очевидным, когда после прочтения неисчислимого множества их текстов натыкаешься на один – настоящий. (И тогда возникает тихий вопрос: неужели те, . . .

22.05.2024
09:16

Искусствовед Екатерина Андреева и… всераздрай

    Мои последние поиски первоисточников в недавнем прошлом нынешнего предательства России, прямого или потенциального, некоторыми представителями культуры . . .

01.05.2024
19:50

Своим искусствоведением – на жалобу артиста Галкина, что неверно его в иноагенты записали

    Наказали его за распространение заведомо ложной информации о действиях Вооружённых сил РФ на Украине. Я подумал: вдруг он прав, раз жалуется… – Стал проверять. Я . . .

30.04.2024
16:44

Антон Долин молодец и лукавец

    Молодец, потому что имеет вкус, лукавец, потому что уже в 2014-м был потенциальный враг России. Доказать то и другое довольно трудно. Потому что тонко. Я говорю . . .

11.04.2024
16:40

У меня явная слабость к предателям России: у иных есть тонкость, а я её люблю

    Креативным классом они себя называют, и некоторые, хоть и тёмные (художественности по Выготскому не знают), но всё же… Антон Долин, один из таких (увы, не первый . . .

02.04.2024
21:44

Утончённый антисоветизм Екатерины Андреевой

    Вообще-то моё амплуа – открывать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён автор художественного произведения (т.е. произведения неприкладного искусства) . . .

24.03.2024
11:06

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Он простой – антисоветизм. Потому что СССР сохранил государственность России и русский менталитет, а Запад теперь поставил задачу то и другое на земном шаре . . .

19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,   Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в . . .

30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.) Пластов. Весна. 1954. И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины . . .

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать . . .

14.01.2024
22:29

Я жил и живу в околокоммунизме

    В творчестве, если одним словом. Мне только ясно это стало не очень давно. А лучший товарищ мне прямо об этом говорил полвека назад: “Галилей тогда, получается, . . .

12.01.2024
22:46

Новая тенденция: использовать модную критику либералов во власти для проталкивания вперёд патриотов, мол

    Кто меня знает, знает, что у меня постоянный голод: о чём писать. Как-то мало произведений неприкладного искусства, т.е. с недопонятностью, чтоб мне быть полезным, . . .

10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100