Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
09.01.2024 |
Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах
|
||||
05.01.2024 |
Миг – и этого больше никогда не будет…
|
||||
03.01.2024 |
Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?
|
||||
03.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)
|
||||
02.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает…
|
||||
31.12.2023 |
Не одолевает ли меня предателемания?
|
||||
29.12.2023 |
|
||||
23.12.2023 |
Предатели России оставляют всё же русский след
|
||||
20.12.2023 |
|
||||
18.12.2023 |
Продолжение предыдущей грустной статьи
Вот с этим стану спорить: ""Мои работы просты [пишет Тимур Новиков] – они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю… (Этот текст был написан в 1989 году для персональной выставки Новикова в Финляндии.) А теперь – вот что:
Это – отрывок из стихотворения Иосифа Бродского, написанного в 1964 году. И оно здесь (и в книге "Горизонты") не случайно. Дело в том, что 17 сентября 1993 года в Амстердаме, после открытия выставки "Ретроспектива", состоялась (не первая) встреча поэта Иосифа Бродского и художника Тимура Новикова, которая в некоторых источниках носит название "Человек есть то, что он видит". И в этой беседе два определяющих для ленинградской культуры (здесь я пишу именно о ленинградской культуре, культура страны или мира – штука более сложная и для меня не очень постижимая) человека обнаружили удивительное взаимопонимание. Вот, например, небольшой отрывок этой беседы: Иосиф Бродский: <…> Ваш город, стоящий на краю воды, как Нарцисс, устремлен в самосозерцание. Вы, внимательно вглядывающийся в него, не могли не заметить все те прекрасные архитектурные формы, которые наполняют его горизонт. Все значительные творцы, жившие в этом городе - от Ломоносова и Баратынского и до Мандельштама и Ахматовой - всегда неминуемо обращались к классицизму. Город заставляет заботиться о форме"” (Евгений Коган. https://dodopress.ru/lobster/2015-09-02/). Хвала формализму. И автор присоединяет к ней, хвале, Бродского с этим, мол, стихотворением:
А Бродский не формалист в творчестве, он им может быть только вне его, что и доказывается скрытым смыслом (а не чеканной формой) данного стихотворения. Мне его расшифровать и легко, и трудно. – Легко, потому что я знаю тот пафос, каким был движим Бродский, может, и с самого начала своего творчества, знаю по собственным разборам массы его произведений. Пафос этот – подсознательный и, если одним словом – ницшеанство. Большим числом слов: бегство из непереносимой скуки Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – А трудно это конкретно в данном стихотворении расшифровать, потому что вообще расшифровывать принципиально трудно. Каждый раз применятся свой язык для конкретного произведения. И при первой встрече с ним сразу попадаешь в тупик. Здесь это чеканность, зримость, как бы вечность, открывшейся глазу какого-то уголка какой-то деревни, словно картины, что показывает вечно одно и то же. (Это, наверно, деревня Норенская, куда в том, 1964, году Бродский был из Ленинграда сослан за, мол, тунеядство.) И эта как бы вечность – образ иной вечности, иномирной, что была его подсознательным идеалом. И о чём стихи? Ничто не вечно под луною… И это скучно. Но это мало что переиначенные слова “Экклезиаста”, главное – они выдернуты. Их написал царь Соломон в плохое время и вполне искренне, но… Для того, чтоб в итоге всё же к Богу прийти, что на том свете. А выдернутые, они – чтоб пойти против Бога и прийти к метафизическому иномирию. Плохое что-то застал и Бродский (в предыдущем году у него был разрыв с Марианной Басмановой, вызволение из психушки, куда его спрятали было от гонений властей, но он чувствовал, что там сойдёт-таки с ума, попытка самоубийства через несколько дней после выхода из больницы). Потому он так ТАК разочаровался во всего-навсего преходящести, "словно тучи над лесом”, вне зависимости от того, "бегут” ли они или приостановятся, "застыв”. ТАК разочаровавшемуся ничто не мило на Этом свете, даже "горизонт”, хоть он и вечен и "не проронит [об изменчивости] ни слова”. Он – во времени, и этого хватает, чтоб и его отвергать, как и само время, которое "торопливо скользит”. Какое презрение в этом "торопливо”… Какое оно тутошнее… Ужас же – вжиться в ТАКОЕ разочарование! А этот Евгений Коган что плетёт? Хоть в привлечённых им словах: ""Человек есть то, что он видит"”, - можно почуять, что видеть человек со вкусом может в художественном произведении не то, во что упрутся его глаза. 10 апреля 2023 г.
|
||||
17.12.2023 |
|
||||
02.12.2023 |
Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой)
|
||||
01.12.2023 |
Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи
|
||||
30.11.2023 |
|
||||
17.11.2023 |
«…плохая попытка поставить "советское" кино»
|
||||
11.11.2023 |
Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена
|
||||
08.11.2023 |
Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской
|
||||
07.11.2023 |
Сходство и различие азовцев и вагнеровцев
|
||||
06.11.2023 |
|
||||
31.10.2023 |
Шаблон. Но всё равно действует
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"