Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.10.2023 |
Я обиделся за поэтессу, предательницу России
|
29.10.2023 |
Что меня смущает в стихах иного предателя России
|
28.10.2023 |
Про открытие, о котором я вчера узнал или …и получаю от себя ответ. Сразу или погодя
|
27.10.2023 |
|
24.10.2023 |
|
23.10.2023 |
Секрет полутысячелетней независимости России
|
18.10.2023 |
|
16.10.2023 |
Болонская система не так уж и плоха
|
15.10.2023 |
У попа была собака…
Совершенно случайным образом моего внимания коснулось упоминание фильма “Тридцать три” (1965) Данелия. А у меня есть куча разборов его фильмов, в которых показано, что он ницшеанец. И будет, конечно, рутиной пробовать доказать это и в фильме “Тридцать три”. А рутина – это скучно. Пусть даже и безумно трудно найти странности в фильме, которые б не только намекнули на искомое ницшеанство, но и на то, что сознанию Данелия оно не дано, а пребывает в ранге подсознательного идеала. – Вот такой парадокс: и безумно трудно, и рутина… Средством преодоления рутины (я заметил) может быть разбор всего только нескольких минут показа самого начала. (Не успевает надоесть копание в деталях.) Начала обычно самые выразительные. Что там на первых секундах? Густо что-то с церквами… В 1965 году религия это было что-то бесконечно скучное. Не помню, когда у меня в руках впервые оказалась Библия. Наверно, много позже. Так её, помню, решительно невозможно было читать – так скучно. А ницшеанство – враг и скуки и церкви. И фильм – комедия. Вот этот кадр и предвещает, что режиссёр будет насмехаться над тем, что советская власть (на самом деле на уровне советов как раз была одна видимость власти) от прежней власти переняла, – что режиссёр будет насмехаться над традиционализмом. (Над тем сейчас, через 58 лет, что есть на знамении нашей идентичности в идейной войне с Западом.) Для доказательства ницшеанства этого, конечно, мало. Тем паче, что я-то ницшеанство понимаю не на общепринятом бытовом уровне, как вседозволенность для исключительного, а – философски: как бегство из Этого скучного-прескучного своей обычностью и правилами мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Только тем и хорошее, что дашь его образ или иное выражение – и как бы достигнуто принципиально недостижимое. Ладно. Мало для доказательства так мало. Я ещё на первой секунде фильма. На следующей секунде вступает музыка. Какая-то в русском старинном стиле. Как дудочка Леля какого-нибудь. Высоким тоном. – Если надо – пусть будет, что высокий тон – выражение авторской насмешки к такой несолидности. Старинность подчёркивается и старинным шрифтом всплывающего на экран названия фильма. Следующим кадром множество церквей уходит на дальний план, а на первом – лодки в стоячей (стоячей!) воде. Намекается, что жизнь людей (работа – рыбная ловля) – такая же (скучная по тону и бездвижности), как и века назад. И достойна осмеяния, судя по следующему кадру. Осмеяния – раз такая густота телевизионных антенн при… печном отоплении дровами (из-за печных труб 19 века; столетней давности). – Глухая провинция перед нами, зрителями второй половины 20 века. Когда мир переходит из индустриальной стадии в постиндустриальную. Но – не провинциальная часть СССР. Можно даже и образ метафизического иномирия узреть в звуковой дорожке этих трёх кадров… Для глаза на первом луна ещё только всходила, на третьем она уже на большой высоте. Это воспринимается как образ обычно текущего времени, то есть выражения иномирия нет. Но! В звуковых фразах мелодии есть странные стоны в паузах между музыкальными фразами (слушать тут). Что это за звуки? Сперва в ответ на этот вопрос с экрана мэкает коза, но не похоже на то, что мы только что слышали как стон. А ещё через несколько кадров всё объясняется: у главного героя режется зуб, и ему болит. Так, главное, это 33-й зуб. – Чудо из чудес. Образ иномирия. – Как ницшеанец Чехов дал в финале рассказа “Гусев” зелёный луч солнца на закате, или перед финалом его же “Дуэли” – два зелёных луча на перед восходом солнца. Временная метка – 1:29. И дальше можно не разбирать. Дальше идут всякие измывательства автора над инородностью недоницшеанской (бытовой) исключительности в советском, традиционалистском обществе. – Данелия насмехается от имени этого советского общества, насмехаясь и над самим таким обществом, и над недоницшеанством в виде бытовой исключительности. Во имя чего он насмехается? (А насмешка – дело сознания.) В быту (в отношениях с женщинами) Данелия был типичный бытовой ницшеанец, сверхмещанин со вседозволенностью, недоницшеанец то есть. – Как он мог сознательно смеяться над тем, что составляло образ его жизни вне творчества? Если это странность, то означает ли она, что подсознательным его идеалом было бегство из Этого мира Скуки-Повторяемости (с разными женщинами в том числе), - бегство в метафизическое иномирие? И оно-то и заставило невольно вставить странность в виде стонов-непонятности… Являющихся образом философского ницшеанства… "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. - https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma). По шкале возрастающей аморальности как осознаваемые идеостили располагаются? – Мещанство (Добро – только для себя) → простое ницшеанство, недоницшеанство (над Добром и Злом) → декадентство (равнодушие к преобладанию Зла) → сатанизм (радость от преобладания Зла). Философское ницшеанство (метафизическое иномирие) вне шкалы возрастания аморальности. Оно не от мира сего. Насмешка Данелия над собой-бытовым извне шкалы-сознания не чревата ли осознаваемой тягой к ещё большей аморальности? То есть, доживи Данелия до СВО на Украине, не отверг ли б он СВО? Ведь на Украине в последней инстанции заправляют нацисты. Сатанисты. Принципиальность же притягательна. А сатанисты относительно Зла наиболее продвинуты и цельны. Азовцы, например, и с их взятым у скандинавских язычников культом смерти. Если сознанию Данелия его подсознательный идеал (философское ницшеанство) не был дан… Он сказал в интервью русофобу Гордону: "Я не подписал письмо российской творческой интеллигенции в поддержку политики Путина в Украине. Но и другое письмо – осуждающее – тоже не подписал. Не подписал, потому что у меня нет позиции” (https://usahlkaro.livejournal.com/1053339.html). Но он всё-таки дал интервью русофобу. И предлог “в” для Украины применил. Правда, там законодательно запрещено применять предлог “на”; так что не известно, как Данелия сказал на самом деле, если тут цитата из Гордона. 15 октября 2023 г.
|
11.10.2023 |
|
10.10.2023 |
|
01.10.2023 |
|
30.09.2023 |
Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»
|
28.09.2023 |
Через наоборот! Пять веков спустя!
|
27.09.2023 |
|
25.09.2023 |
|
24.09.2023 |
|
23.09.2023 |
Ахеджакова ещё не преступила закон?
|
22.09.2023 |
|
18.09.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"