TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

     

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб абсолютно. Оттого и умер, в общем.

    Жил он во время царствования символизма, а тот – о благом для всех сверхбудущем, и мучил его, сверхвпечатлительного, своей невыразимостью. А то ли наследственность, то ли осложнение от вылеченной, вроде, болезни, то ли одно и другое швырнули его в противоположное мироотношение, выраженное очень упрятанной цитатой из Ницше:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10. — М., С. 640).

    Оба обстоятельства понудили меня счесть верным такое соображение:

    "…совершенно прав М. М. Алленов, в самой врубелевской технике усмотревший “драму невыразимости”, ощущением которой проникнуто все творчество Врубеля. Драматизм коренится в миросозерцании художника как “первичном условии”, и зрению в первую очередь дано пережить реальность как “драму невидимого”” (Даниэль. Сети для Протея. С-Пб., 2002. С. 107).

    Зрение же, по Даниэлю, чрезвычайно сложный, подсознательно мыслительный, можно сказать, процесс. Он состоит из множества циклов: 1) предположения со стороны мозга, что это предъявила ему, мозгу, сетчатка глаза, 2) сравнения полученного возбуждения с образцом того, что, предполагается, предъявлено, 3) корректировки возбуждения, 4) сравнения полученного с первоначальным возбуждением, 5) корректировки вторая, - и т.д. То есть то, что мы увидим, зависит не только от того, на что мы смотрим, но и оттого, как мы обрабатываем информацию. Будучи подшофе, например, можем получить такое…

    У Врубеля со зрением было не так, как у других людей. Например, оно у него было эйдетическим – увиденное долго не теряло в памяти яркости после отведения взгляда. Может, он что-то из перечисленного выше подсознательного микромыслительного подозревал. И тогда оно работало на отчаяние от невозможности выразить неясное.

    Даниэль написал о трагедии неясности:

    "Как известно, Врубель особенно близко принял к сердцу систему своего академического наставника II. П. Чистякова, руководящий принцип которой состоял в следующем. Форма как бы высекается из пространства, определяясь сначала по общим касательным плоскостям, или “планам”, а затем по все более мелким, вплоть до исчерпания плоскости в точке. Соответственно, контуру как таковому здесь нет места; то, что разумеют под словом “контур”, здесь представляет собой предельное сокращение касательных плоскостей; таким образом, форма, будучи предметно определена, продолжает сохранять связь с пространством. Идеалом такого> аналитического метода было бы моделирование предметко-пространственной связи как совершенной непрерывности; это означало бы, по выражению Чистякова, “дойти до точки”. Изобразительная плоскость ставит на этом пути естественный предел, не мешая означивать саму бесконечность стремления к аналитическому исчерпанию видимой формы” (С. 103-104).

    В бесконечности стремления уже чувствуется потенциал трагедии недостижимости и символизма, и ницшеанства. Но у Чистякова до трагедии ещё далеко. А у Врубеля…

    "Врубель как будто попросту оставлял видимыми в рисунке рабочие линии построения, то есть грани, ребра перспективно сокращенных пространственных „планчиков" (как выражались чистяковцы), обычно не доводя их дробления „до точки". Следствием этого у Врубеля было не явление, а исчезновение или, лучше сказать, исчезание, ускользание предмета, сокрытие его в лабиринте пространственных интервалов между гранями пространственных планов” (С. 104).

    Вот про Микулу Селяниновича. (Приписывается Врубелю.)

    Странна эта былина неожиданными поступками пахаря. С какой стати Микула согласился бросить пахать и поехал с князем собирать дань с горожан, довольно бандитских и готовых ограбить слабого, того же Микулу давеча чуть не ограбили, пока он им силу не показал. Что ему князь? Он и ругнул того, когда тот просто его поприветствовал, подъехав. Отвлёк-де. А сам взял и вдруг согласился ещё больше отвлечься. Или он за Порядок: бандитствующих нужно окоротить. А чего он соху в борозде бросил, взявшись князю подсобить?

     

    - Я оставил сошку во бороздочке

    Не для-ради прохожего-проезжего:

    Маломощный-то наедет - взять нечего,

    А богатый-то наедет - не позарится,-

    А для-ради мужичка да деревенщины,

    Как бы сошку из земельки повыдернути,

    Из омешиков бы земельку повытряхнути

    Да бросить сошку за ракитов куст.

    Это – чтоб продемонстрировать, как слаба дружина князя? Деревенщина-то сошку из земли выймет и унесёт, а дружинники ни впятером, ни вдесятером, ни все тридцать сошку вынуть из земли не могут. Так на что опираться Порядок будет? Не на силу дружины? А на что? На Право, которое князь олицетворяет? – Это символизм такой? То, о чём мечтается в сверхбудущем? Или это лишь в отчаянии на такое можно уповать? А Микула ведёт себя так, как ндрав велит в эту секунду? Абсурдно? И абсурд этот – образ вообще иномирия, куда бежать надо от того, что Этот мир плохой? То есть – ницшеанство это, прямо противоположное символизму… То есть душой Врубеля владеют противоположности. А он думает, что их ему нашёптывает "принцип непрерывной трансформации частей, как бы “нащупыиающих” свое место” (С. 99)? Тот самый ощущаемый Врубелем подсознательно мыслительный многоступенчатый процесс зрения?

    Во всей былине постоянна только вежливость князя. Так потому, что ль, его фигура наиболее определённа? Кланяется Микуле, сидя на лошади.

    Диво, этот изменчивый Микула определёнен, правда, при неопределённости, на быке рогатом он пашет или на лошади.

    В общем, бедный Врубель…

    20 октября 2022 г.

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100