TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.)

    Максим Кантор. Две собаки. 2007.

    Говорить о такой картинке √ это профанация деятельности критика. А молчать √ нет сил. И я попробовал схитрить: пусть хоть не я буду говорить. Я буду только подвывать нечленораздельно.

    А он возьми и скажи: ⌠Если б ты мне её не прислал, я б на такую не обратил внимания■.

    Значит, надо писать.

    И сразу сказать, что это √ дешёвка.

    Относительная, конечно, но дешёвка. Битиё по нервам. Как делал только что умерший Балабанов. По крайней мере, в фильмах ⌠Про уродов и людей■ и в ⌠Груз-200■ (см. тут).

    И я только что посмотрел его последнюю вещь, ⌠Я тоже хочу■ (2012). И то, что он ввёл себя в фильм в качестве киноакадемика, мучимого отсутствием счастья┘ (А в чём счастье режиссёра? √ в достижении художественности своих вещей. А какая ж художественность, если он до всего-всего знает, что хочет сказать людям┘ И только признавая, что людям-то это знание должно даваться трудно, он искусственно создавал непонятности в тех же ⌠Уродах■┘ Тогда как художественность не достигается созданием нарочитых трудностей понимания. То есть, нет у киношного киноакадемика счастья создавать художественное. Что там хотят другие персонажи √ опустим, пока хотя бы. Но для творца счастье √ в художественности. То есть в выражении своего подсознательного.) И то, что Балабанов ввёл себя на роль киноакадемика, мучимого отсутствием счастья, означает, что в глубине души Балабанов понял, что он виноват перед ВИ (высочайшим искусством). И за то в кино о счастье ему полагается смерть. Как и всем другим там, отвергнутым от счастья, уходящим ни с чем из этой почти как Чернобыльской зоны, и умирающим √ все √ с одним положением тела: от церкви, которая принимает или не принимает страждущих счастья на этом несчастном свете. Принятые √ в ней остаются и испаряются пламенем на небо, а не принятые уходят, так их и застаёт смерть-наказание за то непростительное, что они сделали в своей жизни. Они падают головой по ходу. А это и есть направление от церкви.

    Почему была принята проститутка? √ Потому что она в проститутки пошла из-за безденежья, ради больной матери. То же, что Соня из ⌠Преступления и наказания■. А не из-за потакания своей чувственности. Поверила шутке, что женщинам в зону вообще можно только голыми, мгновенно разделась догола и пошла┘ А там снег.

    Песня Музыканта┘

     

    Я стоял на углу двух главных улиц

    Практически в полночь.

    И мысли за мной тянулись,

    Как старая сволочь,

    Преследуя тень мою,

    Дыша в спину.

    Свирепо подошли ко мне мужчины,

    И в дрожи голоса,

    И в руках

    Я в их глазах увидел страх.

    Каково же было

    Моё удивление,

    Что этот человек желает похмелья.

    Я дал им денег,

    Чтоб не испытывали муки.

    А несчастный поцеловал мне

    Руки.

    Какая-то такая ужасная (это ещё послушать надо┘), что ясно, что и он против этого плохого-плохого-плохого мира. И он тоже принят Колокольней счастья.

    Ну? Так и фильмы Балабанова ж такие же (по крайней мере, повторю, ⌠Про уродов и людей■ и ⌠Груз-200■)┘ Отчего ж киноакадемика не приняли?

    Наверно такие, да не такие. Наверно всё-таки в фильмах Балабанов лучше знал, что он хотел сказать, чем сочинитель и исполнитель процитированной песни. А это √ грех.

    И таким же √ слишком хорошо знающим √ мне представляется Кантор.

    И он живописец, и график, и скульптор (ладно). Но он же и публицист, и философом его представил Познер на своём интервью, взятом у него. А тот согласился. И назвал себя неоплатоником.

    И видно было, как хорошо Кантор ЗНАЕТ, что отвечать на хитрые вопросы Познера. Настолько хорошо, что Познер то и дело оказывался в галоше:

    - Кстати о Ренессансе. Где-то говорили о том, что, может быть, главная культурная┘ разница в культурах Западной Европы и России это то, что там был Ренессанс, а в России не было.

    - Это, безусловно, трагическая правда.

    - В России в это время было татарское нашествие.

    - Ну да. В то время, когда был Данте, было татарское нашествие.

    - Вы видели когда-нибудь иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века? Новгорода и так далее. Я почему вас спрашиваю, потому что, когда я их увидел в первый раз, я понял, что √ или так мне показалось √ Россия просто беременна Ренессансом. Но не дали родить, что могла быть┘ могло бы быть Возрождение в России. Если бы не┘ Вот это на┘ Я понимаю, что ⌠бы■┘ не очень годится┘

    - Конечно, конечно.

    - Но эта мысль ведь не совсем странная?

    - Я не знаю┘ Это, опять-таки, не моё соображение, что сослагательное наклонение в истории √ оно мало всегда работает.

    - Да.

    - Ну что бы было, если бы┘

    - Да.

    - Жениху яишницу приставить там, усы┘ Не знаю. Не знаю, есть ли на это┘

    - Но вы говорите, что это трагично.

    - Да.

    - Почему?

    - Трагедия не есть зло. Трагедия┘ Зло √ это Люцифер. Трагедия есть некое развитие сюжета, которое доходит, в том числе, и до катарсиса. И катарсис есть преодоление трагедии. Например, христианство √ это в каком-то смысле трагическая вещь. И распятие есть трагедия. Трагедия, которая перерастает в жизнь вечную. Трагедия не есть в моём понимании, - и в христианском понимании, думаю, тоже, - абсолютное несчастье, абсолютная беда, которая ведёт в никуда. Нет. Российская история трагична. Это не значит, что она дурна. Это есть две большие┘

    - Всё-таки, когда говорят, что страну или народ постигла трагедия┘ Это всё-таки что-то со знаком минус. Это тяжёлое, это не┘ Конечно, трагедию и катарсис придумали греки. До всякого христианства. Но всё же, лучше бы┘ Я не знаю┘ Лучше бы без трагедий, по возможности.

    Ориентированному на комфорт Познеру никак не понять, что есть более высокие состояния, чем комфорт.

    - Она [демократия] идёт бок о бок [с рынком] мне кажется. Нет? Рынок без демократии это какой-то┘

    - Правильно, рынок без демократии нонсенс. Однако культура с рынком тоже подчас нонсенс. В своё время рынок убил Рембрандта.

    - Убил Рембрандта?

    - Конечно. Рембрандт √ жертва рынка. Победили малые голландцы.

    - Вы упрощаете. Он был гулякой. Он тратил деньги невероятно┘ У нас два разных Рембрандта.

    - Возможно, но мой √ подлинный.

    - Ну хорошо.

    Ориентированному на комфорт Познеру никак не понять, что бывает нечто более волнующее, чем богатство быта.

    - На самом деле ведь равенства там [в СССР, на Кубе, во Вьетнаме] никакого не было. На самом деле было неравенство, причём очень серьёзное неравенство. А значит, это было фальшиво, значит, была ложь.

    - Мне кажется, что┘ я плоховато знаю состояние дел на Кубе, но социалистическую Россию я, в общем, помню хорошо. Я думаю, что равенство в нищете или, скажем так, в недостаточно комфортной жизни √ было. В этом смысле равенство присутствует.

    - В самом начале.

    - Другое дело, если следовать формуле Черчилля, то социализм, который выдвигает равенство нищеты, не мог являться идеалом для Черчилля и для ┘

    - Нет-нет. Я не то имею в виду. Вы же росли в Советском Союзе.

    - Конечно.

    - Ну вы знали о закрытых распределителях? О четвёртом главном управлении?

    - Кивает. Конечно.

    - О сотой секции ГУМа? То есть на самом деле пряталось неравенство.

    - Владимир Владимирович!

    - Но это же факт?

    - Ну не преувеличивайте!

    - А как?

    - Я не только знал о закрытом распределителе, но поскольку моя бабушка Ида была основательницей компартии в Аргентине, мы пользовались этим закрытым распределителем. И часть этих сосисок мы отдавали соседям┘

    - Это не просто сосиски были. Это были сосиски завода Микояна┘

    - Разрешите, я закончу фразу. Я прекрасно помню эти сосиски. Правда, икры мне не доставалось. Кому-то отдавали. Но сосиски, по-моему, отличные. Великолепнейшие сосиски. Надо сказать, что разрыв между теми сосисками, которые приносила моя русская бабушка Люба, и теми сосисками, которые давали моей аргентинской бабушке Иде, этот разрыв существенный. Но он был значительно, в разы, меньше, жизни бедных слоёв сегодня и жизни супербогачей во всё мире. Этот разрыв был минимален.

    - Я хочу вам сказать другое┘

    Ну где ориентированному на комфорт Познеру признать разрыв минимальным. (Я знаю человека, ставшего душою американцем ещё до эмиграции в США, который показателем ужасности жизни в СССР считает дефицит туалетной бумаги. Серьёзно.)

    Но я хочу сказать, что не такому б, как Кантор, заниматься ВИ (высшим искусством). Которое выражает подсознательное.

    Нет, то, что видит в мире Кантор, Балабанов, уже почти не способны увидеть познеры. Мир страшно плох. В эпоху потребления он, мир, наверно, нравственно ТАК плох. Потому что вряд ли Кантор (хоть картины его есть в 24-х музеях мира √ по Википедии), разъезжающий, судя по его репликам, по Западу, имеет в виду, скажем, Африку и что-то ещё (в 2010 году в мире от голода страдал почти миллиард человек, и впервые в этом году это количество на 10% за год уменьшилось - http://video.yandex.ru/users/ntdrussian/view/1569/#). Вот и у Балабанова в кино кто был принят Колокольней счастья? √ Проститутка и Музыкант. И вообще приходят в ту зону от каких-то нравственных шевелений √ те же трое бандитов. И нет таких шевелений у киношного большинства человечества. И это ужасно у Балабанова. И это же и у Кантора ужасно. Так ужасно, что только ⌠такая■ оценка и остаётся для душеспасения: раз существует ТАКАЯ оценка, значит, где-то существует и противоположное. √ Где? √ В неком ином мире. Как иным миром является переживание катарсиса. Относительно переживаний обычных, что от мира сего. (Познер оказался неспособным понять существование такого различения миров. И не потому, что он √ атеист. Для атеистов √ не таких, как Познер √ идеальное всё-таки существует: в понятии сверхбудущего, например┘ того, что станет с человечеством, стряхнувшим с себя оцепенение перепотребления, ведущего к гибели человечества, и потому добровольно принявшим коммунистический принцип удовлетворения РАЗУМНЫХ потребностей всех.)

    Балабанов в последнем интервью сказал, что он верит в Господа┘ Ну не знаю┘ В неканонического, наверно. Раз в кино у него принятые для счастья в виде чистого огня (души) вырываются сквозь отверстие в Колокольне счастья, образованное отсутствием купола (это разрушенная церковь).

    А Кантор сказал, что он неоплатоник┘

    Это платоник с надстройкой. А платоник┘ Материалисту это можно понять так. Идея √ реальна. Скажем, думают, что один и тот же ген начинает в зародыше работу по закладке, например, глаза, как у насекомых, так и у позвоночных. А у фасеточного глаза насекомого и линзового глаза позвоночного общей является только идея зрения. Или зародыш┘ Как он узнаёт, где у него будет голова, а где ноги┘ Или физика. Физические законы ж существуют до физического объекта! Когда-то не было протонов, нейтронов и электронов. Того, из чего состоит ⌠наше■ теперешнее вещество. И сперва образовался один только водород: протон с электроном. Потом другие вещества. Но все они ⌠выстроились■ в таблицу Менделеева! Что-то вроде такой таблицы существует и для, например, позвоночных животных. Если среди млекопитающих есть лев, то обнаруживается, что и среди сумчатых есть лев. А сумчатые есть только в Австралии, слишком давно отделившейся от других материков. Звери же переплывать океаны не могут. И не то загадка, что в разных условиях образовались разные животные: в Австралии √ сумчатые, на остальных материках √ млекопитающие, а то, что и там, и там образовались львы┘ Идее, мол, льва море по колено √ вот львы и образовались всюду. √ Нет, это когда-нибудь поймут. Поймут, как уже понято, например, единство всего разнообразия геометрии снежинок. Оно происходит от того угла, какой образуют друг с другом линии от атома водорода к атому кислорода в молекуле воды (Н2О). Но пока неизвестно┘ Жуть (для атеиста) и счастье веры для религиозного: Бог таки есть! Для того же Кантора. Умеющего, - в отличие от совсем приземлённого Познера, - ценить такую необычность, как катарсис, даже и в истории России (мессианство, наверно, жизнь во имя всего человечества). Для меня √ лучшая приспособленность России для РАЗУМНЫХ потребностей, то есть, для коммунизма, что наступит в сверхбудущем.

    И некая религия спасения видна в картине Кантора ⌠Две собаки■. Именно То видит старшая собака, глядя на нас и сквозь нас √ в бесконечность за спиной зрителя.

    Но насколько меня восхитило выражение ⌠лиц■ и ⌠поз■ обеих собак: грустно-умудрённое √ старшей, и грустно-доверчивое √ младшей, - настолько меня возмутило это рассудочное наделение действительности (всего-всего, что нарисовано) холодными цветами √ тёмно-синим, синим и оттенками зелёного. И чем-то тёплым (последнее тепло в этом чужом, враждебном, холодном мире) √ пятна бежевого на щенке (на лобике, скуле, грудке и спинке).

    Дёшево ж. Не абстрактная ж живопись. Зачем так нарочито?

    А затем, что от ума. Поэзия, - как говорил Пушкин, а я прибавлю: и живопись, - должна быть глуповата.

    Это иллюстрация неоплатонизма у Кантора, а не выражение чего-то подсознательного. Которое если не выразишь √ сердце лопнет.

    И что-то то же у Балабанова в ⌠Я тоже хочу■.

    Неинтересно хаять┘ Но что поделаешь, когда современная культура на таком низком уровне, что что-то не являет и не являет ВИ (высочайшего искусства). Несколько непонятного. С тайной какой-то. Открыв которую испытал бы счастье.

    23 мая 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
306622  2013-05-28 17:16:23
ВМ /avtori/lipunov.html
- Сильно...

306625  2013-05-28 19:19:41
Л.Лилиомфи
- Идеи Маркса бессмертны:

--

" ... что станет с человечеством, стряхнувшим с себя оцепенение перепотребления, ведущего к гибели человечества, и потому добровольно принявшим коммунистический принцип удовлетворения РАЗУМНЫХ потребностей всех? ... "

--

306633  2013-05-29 02:45:26
М.П. Нет.
-

Счастья нет. Есть одни несчастья. То, что мы называем счастьем, есть избавление от несчастья (Мокша).

Коммунизм.., Всеобщее равенство... (возможно!) лишь путем преодоления всего материального...и развития духовного Мира. Всякая нужда может быть преодолена не только путем удовлетворения растущих потребностей... А сегодня возможна лишь уравниловка..., похоронившая СССР.

Синий цвет - цвет духовной защиты, зеленый - цвет преданности... В данной картине оба цвета к месту. Небрежное отношение к форме имеет современное филоофское отношение к бытию, в котором форма все более теряет свое значение.

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

02.02.2013
09:50

Пофигизм XV?

    Мне трудно представить напрочь разочарованного человека. Я слаб, легче всего других понимаю по себе, а сам я никогда не был напрочь разочарованным. Поэтому я . . .

28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Джон Рескин. Потому что √ в двух словах √ при том строе, который . . .

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100