TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета…

    Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким с налёта.

    С интернетом – можно. Надо просто проверять и перепроверять.

    Вот случай с одним портретом…

    П. Кончаловский. А.Н. Толстой в гостях у художника. 1941.

    С удивлением иные ссылаются на книгу “Ложится мгла на старые ступени” А. Чудакова, дескать там дата создания картины – 1944-й год, голодный.

    Но смотрим, что там на самом деле:

    "На выставке Кончаловского Антон встретил – чего никак не ожидал – их курсового комсорга Генку Буланова, известного своей нетерпимостью к стилягам, к искусству толстых – джазу, своей бедностью и манерой не отдавать долги. Брал, правда, мало, но никогда не возвращал; все это знали, но почему-то всё равно давали. "Искупление вины перед бедняками", – объяснял Юрик Ганецкий.

    Генка стоял перед портретом Алексея Толстого.

    – Хорошо, правда? – сказал Антон. – Сразу виден характер сидящего за столом. Ты чего надулся, как мышь на крупу?

    – Да не в характере тут дело. Ты глянь, что на столе.

    Весь передний план картины занимал гастрономический натюрморт: огромный окорок, румяная курица с торчащими вверх лоснящимися от жира ногами, огурчики, водка в старинном штофе, серебро, хрусталь.

    – По-моему, тоже очень недурно. Особенно хорош окорок: так и сочится. Я такого и не видал никогда.

    – Вот именно! – обрадовался Генка. – Ты не видал. Даже сейчас! Через десять лет после войны! А ты обратил внимание на дату? То-то и оно-то! Сорок четвёртый! ещё только-только снята блокада Ленинграда. Страна в руинах. У нас под Белгородом ели картофельную шелуху – я сам ел” (https://mir-knig.com/read_257869-64# ).

    Понимаете: это слова персонажа, левого экстремиста, у которого от ненависти к богатым глаза способны увидеть 1944 в надписи 1941.

    Посмотрите на картину. Обратите внимание, как равномерно написаны цифры и насколько с краю проставлена крайняя цифра. Могла единица быть подделана из четвёрки? – Нет, конечно. – Правда, мыслимо думать, что все четыре цифры были закрашены, а сверху написаны наново все четыре. Я даже думал писать в “Русский музей” вопрос, не зафиксирован ли факт переписывания даты, и когда картина поступила в музей. Но нашёл не цитируемый жалующимся на Чудакова абзац до цитированного куска, и стало всё ясно: жалующийся перепутал персонажа с автором.

    Не важен и разнобой сведений о натюрморте на столе: совсем после написания портрета он пририсован, и Толстой был обескуражен, или Толстой был просто против ещё более богатого стола.

    Важно бросающаяся в глаза невероятность: не мог быть подан на стол окорок в виде целой ноги. Это издевательство над общеизвестным гурманством Толстого.

    Вообще почти вся еда изображена в неподходящем для непосредственного употребления виде: ненарезанные помидоры, огурцы и петрушка, нерасчленённая курица, слишком толстые ломти хлеба. Как в сказке про Лису и Журавля.

    Фокус в том, что перед нами противоречие: гурманство и… вдохновенный взгляд. Их столкновение дают катарсис – бесчувствие.

    Как противоречие гипнотизирующего взгляда всяческой грубой материальности в портрете, выполненном за 30 лет до разбираемого.

    Машков. Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского. 1910. Холст, масло.

    Есть такие мироотношения (пробуддистское одно из них), которые, будучи экстремизмом, раз захватив в человеке позицию подсознательного идеала, больше не могут, как обычные мироотношения, превратиться в идеал какого-то другого типа, эволюционно соседнего такому-то, тоже обычному.

    То ультраразочарование, что возникло в группе “Бубновые валет” в начала века, названного веком прогресса, а переназвать который можно веком ужаса, естественно задержалось – видим – у Петра Кончаловского до времени начала Второй мировой войны (он кончил портрет в апреле 1941 года).

    Да, я знаю, что никто больше бубновалетовцев пробуддистами не называет. Но у меня это доказано тут, тут, тут, тут, тут и тут. – Должен же я с этим считаться?

    Я нашёл в интернете только ещё одно место, где слова “Бубновый валет” и “буддизм” осмысленно сходятся в одном тексте – в https://www.colta.ru/articles/art/23136-fragment-knigi-vasiliya-rakitina-esse-o-levom-iskusstve, во фрагменте из книги Василия Ракитина “Тексты” (2019).

    8 декабря 2021 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100