Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.02.2022 |
Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…
|
03.02.2022 |
Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский
|
02.02.2022 |
Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского
|
01.02.2022 |
|
31.01.2022 |
|
29.01.2022 |
|
28.01.2022 |
Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью
|
26.01.2022 |
|
24.01.2022 |
|
17.01.2022 |
|
16.01.2022 |
Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?
|
15.01.2022 |
|
14.01.2022 |
|
13.01.2022 |
|
12.01.2022 |
|
10.01.2022 |
Про почти никем не виденный спектакль
|
09.01.2022 |
|
08.01.2022 |
Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках
|
06.01.2022 |
Разочарование от Андрея Смирнова
|
05.01.2022 |
До всего можно докопаться Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким с налёта. С интернетом – можно. Надо просто проверять и перепроверять. Вот случай с одним портретом… П. Кончаловский. А.Н. Толстой в гостях у художника. 1941. С удивлением иные ссылаются на книгу “Ложится мгла на старые ступени” А. Чудакова, дескать там дата создания картины – 1944-й год, голодный. Но смотрим, что там на самом деле: "На выставке Кончаловского Антон встретил – чего никак не ожидал – их курсового комсорга Генку Буланова, известного своей нетерпимостью к стилягам, к искусству толстых – джазу, своей бедностью и манерой не отдавать долги. Брал, правда, мало, но никогда не возвращал; все это знали, но почему-то всё равно давали. "Искупление вины перед бедняками", – объяснял Юрик Ганецкий. Генка стоял перед портретом Алексея Толстого. – Хорошо, правда? – сказал Антон. – Сразу виден характер сидящего за столом. Ты чего надулся, как мышь на крупу? – Да не в характере тут дело. Ты глянь, что на столе. Весь передний план картины занимал гастрономический натюрморт: огромный окорок, румяная курица с торчащими вверх лоснящимися от жира ногами, огурчики, водка в старинном штофе, серебро, хрусталь. – По-моему, тоже очень недурно. Особенно хорош окорок: так и сочится. Я такого и не видал никогда. – Вот именно! – обрадовался Генка. – Ты не видал. Даже сейчас! Через десять лет после войны! А ты обратил внимание на дату? То-то и оно-то! Сорок четвёртый! ещё только-только снята блокада Ленинграда. Страна в руинах. У нас под Белгородом ели картофельную шелуху – я сам ел” (https://mir-knig.com/read_257869-64# ). Понимаете: это слова персонажа, левого экстремиста, у которого от ненависти к богатым глаза способны увидеть 1944 в надписи 1941. Посмотрите на картину. Обратите внимание, как равномерно написаны цифры и насколько с краю проставлена крайняя цифра. Могла единица быть подделана из четвёрки? – Нет, конечно. – Правда, мыслимо думать, что все четыре цифры были закрашены, а сверху написаны наново все четыре. Я даже думал писать в “Русский музей” вопрос, не зафиксирован ли факт переписывания даты, и когда картина поступила в музей. Но нашёл не цитируемый жалующимся на Чудакова абзац до цитированного куска, и стало всё ясно: жалующийся перепутал персонажа с автором. Не важен и разнобой сведений о натюрморте на столе: совсем после написания портрета он пририсован, и Толстой был обескуражен, или Толстой был просто против ещё более богатого стола. Важно бросающаяся в глаза невероятность: не мог быть подан на стол окорок в виде целой ноги. Это издевательство над общеизвестным гурманством Толстого. Вообще почти вся еда изображена в неподходящем для непосредственного употребления виде: ненарезанные помидоры, огурцы и петрушка, нерасчленённая курица, слишком толстые ломти хлеба. Как в сказке про Лису и Журавля. Фокус в том, что перед нами противоречие: гурманство и… вдохновенный взгляд. Их столкновение дают катарсис – бесчувствие. Как противоречие гипнотизирующего взгляда всяческой грубой материальности в портрете, выполненном за 30 лет до разбираемого. Машков. Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского. 1910. Холст, масло. Есть такие мироотношения (пробуддистское одно из них), которые, будучи экстремизмом, раз захватив в человеке позицию подсознательного идеала, больше не могут, как обычные мироотношения, превратиться в идеал какого-то другого типа, эволюционно соседнего такому-то, тоже обычному. То ультраразочарование, что возникло в группе “Бубновые валет” в начала века, названного веком прогресса, а переназвать который можно веком ужаса, естественно задержалось – видим – у Петра Кончаловского до времени начала Второй мировой войны (он кончил портрет в апреле 1941 года). Да, я знаю, что никто больше бубновалетовцев пробуддистами не называет. Но у меня это доказано тут, тут, тут, тут, тут и тут. – Должен же я с этим считаться? Я нашёл в интернете только ещё одно место, где слова “Бубновый валет” и “буддизм” осмысленно сходятся в одном тексте – в https://www.colta.ru/articles/art/23136-fragment-knigi-vasiliya-rakitina-esse-o-levom-iskusstve, во фрагменте из книги Василия Ракитина “Тексты” (2019). 8 декабря 2021 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"