TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня жена к этому делу себе в помощь (а когда она смертельно заболела, я на несколько лет её полностью заменил), у меня в памяти осталось лишь знание, как варить борщ. – Вот согреванием для меня будет какое-то приобщение к технике живописи. А “догоню” – это если удастся довести до иллюстрации моей идеи-фикс, что знаменитости в веках достигают те художники, которые обеспечивают общение по поводу идеала подсознаний автора и восприемника. Тут, мол, такое из ряда вон по тонкости выходящее переживание, что слава – на века.

    Это я хочу с помощью Дидро (просветителя, почитателя Разума, от которого не стоит, вроде, ждать этого мистического подсознательного идеала) попробовать уловить следы его у знаменитого Шардена, не впервые в истории (но впервые во Франции) ставшего возводить в ранг идеала быт третьего сословия.

    У меня на сегодняшний день есть два варианта предположений, как проникает в подсознание идеал. 1) Из-за его относительной (для данного места и момента) новизны для большинства в области духа времени. 2) Из-за впадания автора в изменённое психическое состояние вдохновения, рождающего эффект “мук “слова””. (“Слово” я взял в кавычки, чтоб так обозначить и живописное средство.)

    Первый вариант, похоже, определяет огромное стихийное распространение слова “реализм”. Хоть без кавычек это понятие относится только к открытию художника в социуме, которое до сознания самого социума ещё не дошло. А дошло только до художника имярек. И в первом варианте как-то мало верится, чтоб новизна долго была на самом деле новизной (в смысле – рождена подсознательным идеалом). Во втором варианте роль подсознательного идеала мыслится более длительной.

    Шарден с 1739 года стал рисовать жанровые картины. А Дидро начал описывать салоны с 1759 года. Через 20 лет. – Мог ли Шарден сохранить свой идеал в подсознательном состоянии и через 20 лет после первых его проявлений? – В варианте втором – мог. Относительно на век раньше писавших фламандцев Шарден внёс "в своё творчество оттенок изящества и естественности” (Википедия). В такой новизне и может ожидаться след подсознательного идеала. У фламандцев-де низы грубые (и это хорошим считается), а у французов низы цивилизованнее (что тоже считается достоинством). – Вот и посмотрим, что писал Дидро.

     

    Салон 1759 года.

    "ШАРДЕН. У него есть такие сюжеты возвращение с охоты, натюрморт с дичью,

    Шарден. Мертвый кролик и охотничье снаряжение. 1728-1729.

    написанный со спины молодой ученик, занимающийся рисованием,

    Шарден. Молодой ученик копирует академическое задание.

    вышивальщица,

    Шарден. Вышивальщица. 1735-1736.

    два небольших натюрморта с фруктами.

    Шарден. Натюрморт с персиками, серебряным кубком, виноградом и орехами (ок. 1759-60).

    И всегда это сама природа, сама правда. Так и взял бы какую-нибудь из его бутылок за горлышко, если бы захотелось пить, к возбуждающим аппетит абрикосам и винограду так и тянется рука. Думаю, место им в вашем собрании, а не у этого бездельника Трюбле, коему они принадлежат. Шарден — человек думающий, он знает толк в теории искусства, он пишет в присущей только ему манере, и в один прекрасный день за его работами начнется охота. Маленькие фигурки он пишет столь искусно, что они кажутся большими. Впечатление не зависит ни от размеров полотна, ни от величины изображаемых предметов. Ведь Святое семейство Рафаэля можно уменьшать и уменьшать, но впечатление величия не изменится. Это особенность его искусства” (Дидро. http://stomfaq.ru/tom-pervij/index4.html#pages).

    Действительно, меня – красно говоря – мысленно передёрнуло в плечах, когда я увидел, как повешено на крюк не только охотничье снаряжение, сума и фляжка,

    Так мне отозвался интернет на запрос: "охотничья фляжка 18 столетия".

    но и кролик!

    Я полез смотреть в интернет на кость голени кролика.

    Так и есть! Она раздвоенная. – Охотник отлично знал, что ногу кролика в этом месте можно проткнуть крюком, и кролик не на шкуре ноги будет висеть, что ненадёжно.

    Бр. Дидро прав: "сама правда”.

    А как рисовали висящего зайца 100 лет до того голландцы?

    Ян Фейт. Заяц, фрукты и попугай. 1647.

    Не охотник это компоновал.

    Ведь надуман нелепый набор. Фрукты и… охотничий трофей. Заяц же грязный, с поля. Ну да, его отгородили от еды, готовой к употреблению, мытой, чистой салфеткой. Но зачем было вообще ТАК соединять? – Затем, что ""охотничий” натюрморт… был очень популярен у богатой аристократии. Охотничий натюрморт часто был предметом интерьера мужского кабинета, символизируя удачливость его владельца” (https://haveathingforrasskaziki.blogspot.com/2018/11/blog-post_9.html?m=1).

    Выпущенный из клетки попугай, прилетевший сюда клевать виноград, так же бездумно сюда включён, как и смесь трупа с фруктами. – Символ, не правда.

    А у Шардена не просто правда, а правда третьего сословия, не финансах, а в реальной экономике делового! Естественного!

    Потому так халтурно, грубо говоря, нарисован ученик. Это – вживаясь в него, халтурщика, а не присоединяясь к нему душевно, нарисовал ученика Шарден.

    И вышивальщица не ахти в какой позе нарисована. А – в усталой. Ей обрыдло вышивать, вышивать и вышивать!

    На виноград я теперь не удивился. Я внутренне, - а может, и набрасываясь на соседей от избытка чувств, - наудивлялся в юности на голландские натюрморты, от которых слюнки во рту набегали (особенно из-за лимона). Но персики, да, натуральные, не протёртые ещё салфеткой, с пушком… И богатство тут не бьёт через край. – Сама правда третьего сословия. – Естественность!

    В пику царившей вокруг во Франции искусственности классицизма первой волны и рококо.

    "АВЕД. Отличная вещь — Портрет маршала Клермон-Тоннера кисти Аведа.

    Авед. Портрет маршала Клермон-Тоннера. 1759.

     

    Французы развили активное наступление в Австрийских Ниждерландах (совр. Бельгия) и к 1747 году, практически, все их захватили (http://hofkriegsrat.blogspot.com/2018/03/2-1747.html).

     

    Он стоит возле своего шатра, в ботфортах, в кафтане из буйволовой кожи с небольшими поднятыми отворотами и кожаным же поясом. Мне хотелось бы, чтобы вы посмотрели, как естественны краски и как проста манера художника. Вблизи фигура кажется чересчур высокой, но ведь это — портрет, возможно, что натура именно такова. К тому же если вы отойдете на несколько шагов, то ошибка (если считать это ошибкой) будет незаметна. На маршале парик, который Ван Дейк, думается, немного растрепал бы, но я слишком придирчив” (Дидро).

    Чуток ли Дидро, что и этот "портретист эпохи и стиля рококо" (Википедия), стиля изощренной утонченности, Авед у него стал поборником естественности и простоты, как и Шарден, который у Дидро в перечислении стоит сразу после этого вот Аведа? – Одна трость или палка, чего стоит.

    И это ж в боевой, мол, обстановке, битве при Лауфельде (1747).

    Я боюсь, что у Дидро аберрация. Он собирался писать о салоне 1759 года, будучи в упоении от естественности Шардена (что, впрочем, не помешало ему персики назвать абрикосами). У него уже и это слово, “естественность”, заготовлено. Но. Надо, наверно, начать с государством поощряемого стиля. С Аведа. – Он с него и начал для формы. Да обмишулился: ввернул и Аведу заготовленную для Шардена похвалу.

    Как "естественны краски и как проста манера” Аведа я по этой репродукции постигнуть не могу. Так что не суждено мне согреться. А вот догнать, вроде, удалось. Ибо естественность Шардена в век позы (как называли классицизм) была настолько удивительна, что я уже могу заподозрить в её рождении участие подсознательного идеала – естественности третьего сословия (в пику дворянам) за несколько десятилетий до Великой Французский революции.

    16 августа 2019 г.

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100