TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и перевернуть таблицу “Закрыто”. А сквозь стеклянные стену и дверь она видит, как спешит успеть в магазин до закрытия парень, очень ей понравившийся. Но. Долг. И она дверь запирает у него под носом и уходит в подсобку с упавшим сердцем.

    Это напоминает мне меня с моей принципиальностью в толкованиях произведений, которые предполагаются произведениями искусства. Я себе набрал догм с миру по нитке. Сочинил себе свои догмы. И…

    Термины придумал… Исключительно своё понимание известных терминов…

    Например, ницшеанство.

    Я читал диссертацию Шалыгиной, и у меня создалось впечатление, что, - несмотря, что она была 1997 года, уже не было цензуры, - автор струсила назвать Чехова ницшеанцем, а само ницшеанство без обиняков назвать идеалом бегства в метафизическое иномирие. (По модулю, так сказать, равное тому свету христианства. Только то считается принципиально достижимым {прощёнными в Царствии Божием в виде душ бестелесных}, а это принципиально недостижимо {только и радости что уметь дать его образ – для творца, или как-то почувствовать – для восприемника}.)

    Ну и никто так ницшеанство не понимает. К тому же я склонен думать, что вдохновение художника – это проявление подсознательного идеала, сознанию не данное.

    А мне (и вообще критику) – дающееся, если меня озарит. Автор не обязательно согласится, от меня узнав – подсознательный же идеал. Я же настаиваю, что и спрашивать у автора потому нечего. То есть в изрядно сомнительное положение себя ставлю: мне лучше известно, что автор произведением хотел сказать, чем известно ему самому. (Что и есть признак неприкладного искусства в отличие от прикладного, которое есть усиление переживания, в общем-то, знаемого.)

    Муть, скажет иной. А я люблю вертеться в этом.

    И вот говорю, что, раз рассказ Нетребо “Метис” (2022) кончается такими словами:

    "Через несколько лет дошел слух, что в Ташкенте Метису, когда он получал паспорт, сменили имя, а кто-то сказал, что вроде даже и фамилию. Соседей эта новость сильно не удивила, и если бы она не была связана с воспоминанием о Петре, то и разговоров не было бы. А так – немножко поговорили”, -

    то Нетребо в этом рассказе ницшеанец.

    Весь рассказ о борьбе двух менталитетов: русского и узбекского. Двух идеалов: неограниченного ничем и идеала Пользы.

    Сам биологический отец Санчика, узбек, раз полюбил русскую, Валю (и она его полюбила), наверно, узбекского менталитета не имел (вот потому, может, и "Рано умер”, даже жениться не успел). Но менталитет передаётся не биологически, а культурно. И эти один за другим разговоры узбеков действовали:

    "Соседи-узбеки говорили, Валья, ты зачем сыну русский имя дала? Отдай назад узбекский имя, он же, посмотри, – какой русский? С нашим имя ему легче в жизнь будет, институт, работа, туда-сюда! А фамилия? Может, отец-мать, которого у тебя почти мужем был, не против будут? Пусть свой фамилий дадут! Сыну здесь, в Узбекистан, легче жизнь будет! Институт, карьер-марьер, туда-сюда!..”.

    Капля по капле и камень точит. Санчик и до совершеннолетия проявлял себя истинным узбеком:

    "Однажды он выдал, что мамке пора замуж, а она, дура, не хочет, хотя какой-то инженерик с завода, где тетя Валя работает, ее “клеит и готов взять с дитём”.

    – Ну и что – женатый? – размышлял Метис, – а кому она еще нужна? Любовь ищет. И чтоб холостой. Дура”.

    “Метис потом говорил: вот мамка дура, не могла потерпеть [не плакать так горько на могиле своего любимого в присутствии ухажёра], а то был бы я теперь сыном начальника. А не сиротой, как сейчас”.

    А Петя, любимый Вали, "на широких просторах” России удержу ни в чём не знал. Ему и собственная смерть не была преградой. Хотел напиться в коне недели – напивался. Хотел пустить в дело нож – "и воткнул ножик в свой живот!..” Хотел воды, а это смертельно при такой ране, - напился и умер.

    Человеку – нет! – сверхчеловеку подавай иномирие, чтоб там не было даже причинности, не то, что правил, норм и законов.

    Нетребо – тоже, раз он возвеличил этот воплощённый порыв таким концом рассказа.

    Сознанию его это не дано. Но…

    4 января 2022 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100