Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.12.2020 |
В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)
|
04.12.2020 |
Про забытого Бориса Григорьева
|
03.12.2020 |
|
02.12.2020 |
Жуть: пишу статью по заданию Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, а не – по заданию. А потом вспомнил пословицу: аппетит приходит во время еды, - и решил наобум Лазаря начать. Ван Гог. Стул Винсента. 1888. Ведь ницшеанство, которое я вдоль и поперёк поисследовал, мне известно. В 1888 оно у Ван Гога или свирепствовало или стало вырождаться в самоповторение. Признак Абсолюта есть? "Ван Гог нарисовал картину на одном из грубых полотен…” (Википедия). И всё тут – грубое. И сама конструкция стула, и мазки в любом месте (словно никакого внимания нет к тому, чтоб, краску ровно положить). Откуда в месте "1" после проведения кисточкой с зелёным тоном появились бурые точки, я понимаю. Бурое было до проведения зелёным. Такое было, как чуть выше этого места. А кисточка – жёсткая и взято на неё мало растворителя. Вот краска без растворителя и не сходит ровно с кисточки на холст. Остаются просветы бурого. То же в месте "2". Труднее (я всё-таки не художник, кисть в руках держал полвека назад) объяснить, как появились белые риски. – Возможно, от плохого приготовления красочной смеси на палитре. Ван Гог не стал смесь (а она была с белилами) размешивать до полного смешения красок друг с другом. В смеси оставались прожилки белил. Он кистью подцепил, какое получилось, недоразмешанное, и брякнул на холст. Прожилки белил и образовались. И на зелёноватом, и на желтоватом, и на синеватом. Ещё труднее объяснить еле заметные белые риски в месте "3". Так или сяк, но нарочитое безобразие наляпано всюду*. И мне вспоминаются "неудобоваримые проявления искусства” (Беньямин. https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru). Когда наступило р-р-разочарование во всём, всём и всём, понадобилось изображение гадости, чтоб захотелось вообще вон из Этого мира. Абсолютом в этой вангоговской наляпанности является мыслимое что-то, что находится за Этим ужасным миром. Иномирие метафизическое. Такой вот идеал. Мне представляется естественным, что зарождение такого идеала происходит в подсознании. Труднее представить, что он долгое время не переходит в сознание. Трудно, но можно. Например, я об Абсолюте стал писать (и вообще эту статью писать), дочитав у себя (тут) до Абсолюта касательно картины Ван Гога “Печаль” (1882), найдя Абсолют: “в обнажённости фигуры на фоне природы”, придающей “экзистенциальный тон изображённому”. Понятно, что от обнажённости (которая тоже напоминает "неудобоваримые проявления искусства”) до грубых мазков способно пройти 6 лет, в течение которых страсть всё лучше выражать иномирие, - страсть, направленная на КАК, позволяет не обращать внимание на ЧТО выражается (иномирие). И оно потому способно сохраниться в состоянии подсознательного идеала. Я смею думать, что именно такая грубятина мазков в 1888 году была странностью. Например, в том же 1888 году, у Гогена в “Кафе в Арле” мазки нельзя назвать на такой же манер ужасными. А Гоген был тоже ницшеанец. Гоген. Кафе в Арле. 1888. Фрагмент. О странности я говорю в связи с подсознательностью идеала бегства из Этого мира. Странность – это то первое, что сигнализирует о художественности. Без странности о художественности говорить вообще не приходится. Шилов. Автопортрет. 1997. "…считал себя живописец все же портретистом. Его портреты отображают реальный образ, на полотне все имеет значение. У художника не бывает случайности, и поворот головы, сложенные руки, антураж — все выполнено с утаенным смыслом. Работа “Автопортрет” имеет особое значение в творческом пути живописца. Он не просто изобразил себя, он отразил свой характер, увлечение и жизненные принципы. Художник сидит расслаблено, откинувшись на спинку. В руках держит кисти и палитру. Складывается такое мнение, что живописца только оторвали от работы, он на мгновение повернул голову. Губы замерли в легкой улыбке, а глаза выражают доброту. Вьющиеся волосы до плеч выгодно дополняют образ художника, кажется, что именно такая прическа свойственна представителям живописи. Наброшенный халат делает обстановку домашней, возможно, именно в мастерской живописец и чувствовал себя как дома и редко расставался со своими красками. А вот кресло совсем не является атрибутом домашнего очага. Это произведение искусства представляет собой уникальный музейный экспонат ручной работы. В предметах мебели у А.М. Шилова был тоже художественный вкус. Окружают мастера портреты, примеры его работ. Это в очередной раз говорит о художнике больше как о портретисте, он сам себя приписывал к категории мастера портрета. Поза мастера уверенная, он руку положил на подлокотник, чувствует себя расслаблено. Портрет источает гармонию и умиротворенность. Можно с уверенностью сказать, что живописец занимался любимым делом. “Автопортрет” своего рода послание потомкам от великого представителя русской художественной школы. Эта работа о том, что в жизни главное гармония и любимое дело. Картина открывает нам лицо и характер художника, его жизнь” (https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-shilova-avtoportret/). Всё, что объяснено, и близко не предполагает возможности назвать его странным или недопонятным. Всё – от ума, от осознанности, "с утаенным смыслом”. Нет. Одну штуку я не понимаю: зачем было портрет дамы в синем именно с рамой вставлять в мольберт. Я спросил интернет. Он “ответил”, что для рекламирования продажи мольбертов. Раму-то заказчик не у художника покупает… Или это не того качества непонимание? 28 октября 2020 г. * - Это – от сумасшествия. А сумасшедшие не могут творить. Им это просто приписывают извращенцы.- Ван Гог не 100% времени был болен. Его диагноз - “маниакально-депрессивный психоз” ( https://aif.ru/culture/person/sindrom_van_goga_ili_chem_bolel_genialnyy_hudozhnik) – предполагает циклический характер приступов, которые "чередовались периодами, во время которых он был совершенно здоров” (Там же).То есть у Ван Гога вполне было время творить. 29.10.2020.
|
01.12.2020 |
Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена
|
29.11.2020 |
Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян
|
28.11.2020 |
Если б директором Третьяковской галереи был я…
|
27.11.2020 |
|
26.11.2020 |
|
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова
|
22.11.2020 |
|
21.11.2020 |
|
20.11.2020 |
В помощь ныне белорусскому народу
|
19.11.2020 |
|
18.11.2020 |
|
15.11.2020 |
|
14.11.2020 |
|
13.11.2020 |
Единство власти и народа: массам - темноту
|
12.11.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"