TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве:

    "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” (https://www.dissercat.com/content/tvorcheskii-put-b-d-grigoreva-1886-1939-gg).

    Когда в СССР о Борисе Григорьеве вспомнили второй раз, то припудрили его и перепричесали:

    Григорьев. Старуха-молочница. 1917. Из цикла “Расея”. 1917-1920.

    "…добиваясь единства преходящего и вечного, прихотливо-изменчивого и устойчиво-постоянного, гротеска и романтической апологии, художник жаждал сохранить силу и господствующую власть рисунка и соединить его с мощной живописной плотью….

    Окончательно все подобные черты творчества Григорьева сформировались к 1917 году и выразились в цикле “Расея” из живописных полотен и рисунков, который он создавал, начиная с этого года, в течение нескольких лет…

    Главный пафос художника в этих произведениях — стремление раскрыть гротесковую характерность в душевном и физическом облике персонажей. Характерность состоит в пластической заостренности крупных женских фигур, в особой гармонии подчас неправильных черт, в окаменелой неподвижности лиц стариков. Художник стремится здесь к своеобразной поэтизации, но в ней отчетливо обнаруживается угловатость, дисгармоничность, едкость гротеска. К тому же, создавая свой, тяготеющий к фресковому звучанию образ патриархальной России, художник ограничивает его содержание утверждением национального начала как некой исконной, изначально данной и неизменной вечной сущности, не лишенной элемента мистицизма. Природа, люди, животные — все словно связаны между собой непостижимой тайной. В картине “Старуха с коровой. Молочница” (1917, Гос. Третьяковская галерея) лицо деревенской старухи, густо испещренное морщинами, так же загадочно и таинственно в своем безмолвном оцепенении, как взгляд стоящей рядом коровы. Написанный с оптической иллюзорностью образ может показаться мистифицированным. И так во всей серии — все полно значимости и в любой момент может оказаться миражем. Все эти черты содержания искусства Григорьева предопределили характер его живописно-пластической системы. Рубленые, грубые, тяжелые, с первого взгляда, объемы оказываются эфемерными” (История русского искусства. Том Х, кн. 2. М., 1969. С. 149 -150).

    Но и теперь, при смене строя и власти, считаю, так и не удалось Григорьева адекватно объяснить:

    "Это двойной портрет, причем влажный фиолетовый глаз коровы, решенной фрагментарно, выразительней и доброжелательней острого колючего взгляда старухи. Форма огрубевшего лица, жилистой шеи и много работающих рук будто состоит из кристаллов. Они утратили человеческое тепло, став почти картонными. Потеряв благостность сказки, типажи серии приобрели эпическую, былинную вечность. Такое экспрессивное решение темы вполне соотносится с прозой Сергея Есенина, далёкой от его лирики" (https://www.tretyakovgallery.ru/collection/starukha-molochnitsa/).

    Адекватность толкования, по моему, достигается только от привлечения суждения о стиле модерн:

    "На первом месте здесь стоит свобода, воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата… но такую судьбу она подразумевает только для себя лично (идеология Ф. Ницше)… неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает. Отсюда проистекает потаенная “жуткость” стиля, которую не сразу осознаешь” (Александров. Стиль “модерн” http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    Заранее зная про "мертвеет и застывает” и про "жуткость” в четвёртой цитате, я во всех трёх первых цитатах про первое соответствующие слова подчеркнул, а про второе выделил жирным косым шрифтом. Совсем всё переврать искусствоведам не удалось.

    Но и сам Александров меня не удовлетворяет, потому что он не применил закон художественности по Выготскому: столкновение могущих быть осознанными противочувствий ("живет” и "мертвеет”) рождает в зрителе третье, смутное, неосознаваемое переживание ("жуткость” и мистицизма), которое, будучи осознанно в акте последействия искусства даёт четвёртое, словесное озарение (принципиально недостижимое иномирие, которое "идеология Ф. Ницше” имеет в себе в качестве подсознательного идеала).

    Четвёртое случается как правило не со всеми (для чего и нужны искусствоведы, но квалифицированные, чуткие).

    Сам я до осознания, что передо мной стиль модерн дошёл только после прочтения слов: "соотносится с прозой Сергея Есенина, далёкой от его лирики”, после прочтения (впервые) первой попавшейся прозаической вещи Есенина “Яр” (1915) и после (совсем случайность) рассказа Малышевой по ТВ в программе “Жить здорово”, что морщинистость кожи стариков происходит от того, что не отпадают омертвевшие клетки кожи (не моется человек).

    Другие представители стиля модерн более явно демонстрировали мёртвость живого и живость мёртвого.

    Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр. 1907.

    Творчество Есенина, символизм (см. тут), даже и в прозе, оказалось противоположно Григорьеву по подсознательному идеалу Есенина, вдохновившему (насколько всё вокруг ужасно {там почти не осталось живых персонажей к концу вещи}, настолько рвётся душа читателя к какому-то сверхбудущему, благому для всех). Но так как ужасность показана…

    "На пиленом столе в граненом графине шипела сивуха.

    Филипп, опоражнивая стакан, прислонял к носу хлеб и, понюхав, пихал за поросшие, как мшаниной, скулы”.

    “Филипп вышел на дорогу и упал ухом на мятущие порошни. В ухо, как вата, втыкался пуховитый налет”.

    “На пол капал огуречный сок и сливался с жилкой пролитого из махотки молока”.

    И т.д. На каждой строчке. Ультранецивилизованность…

    Вот искусствовед и ухватился. Они отдают предпочтение материальному частности перед духовным целого.

    Потому – в пику искусствоведам – и надо доходить до подсознательного идеала автора.

    Григорьеву была ненавистна не Советская Россия, а весь белый свет (с тем светом христианства, обслуживающим Этот свет). Его подсознательным идеалом было метафизическое иномирие, что обеспечивало художественность его безобразий-в-том-числе. Но большевикам было плевать на так понимаемую художественность, и они такую гнобили. А на Западе плевать на то, что себе позволяют рисовать художники. Вот он туда и уехал, не перестав ненавидеть Весь Этот свет.

    Григорьев. Женщина в зелёном платье. 1933.

    У этой блеск платья (особенно на рукавах) поживее лица, а уж ковёр и даже столешница – тем более.

    Григорьев. Портрет С.В. Рахманинова. 1930.

    Тут фон пришлось взбурлить для оживляжа, раз одежду нельзя.

    30 октября 2020 г.

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100