TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное непосредственно и непринуждённо {по Натеву}, явления условного) за свои границы {условного}, - выход в жизнь (воздействующую непосредственно, но принуждающе). Присутствовавших молящихся не спрашивали, хотят ли они слушать не молитву и созерцать нарушение ритуала и правил поведения в церкви. Премию Кандинского за такое дать, это просто политический акт, позорящий премию и имя Кандинского. (Я – см. тут – по крайней мере первую его абстрактную картину понял и имею право его уважать.) – Так вот я был вполне благополучен, пока не стал читать Смирнова.

    Чтение о футуризме у Смирнова (“Смысл как таковой”, 2001) поколебало моё мнение о скандальных выступлениях футуристов как о таком же недопустимом выходе искусства в жизнь, как о выходе их в околоискусство. (Такой категории – околоискусство – нет, но что мне? Я считаю, что есть и что я нахожусь в своём праве самодеятельного критика во времена, считаю, колоссального застоя искусствоведения из-за хотя бы одного: из-за практического игнорирования художественности по Выготскому.)

    Смирнов рассматривает общие и частные черты футуризма, достаточно всё же условные (заумь и др., в общем почти понятное), чтоб мне как-то смягчить свои-для-меня строгие правила, что такое в искусстве хорошо, а что такое плохо.

    Футуристы (в России) появились между двумя революциями, и их подсознательный идеал очень близкой революции (благой для всех в последнем итоге), вынуждал их в своих “текстах” пылать ненавистью и к предателям-мещанам, и к затихшим революционерам. Так пылать, что чуть не вон из искусства (условности) в жизнь (в скандалы) выпрыгивать.

    А как с разразившейся мировой войной? – Что она приближает революцию, футуристы знать не могли – политическое образование не такого уровня. А вот, что она не революция, было очевидно. И что им естественно было возненавидеть и её, мне представляется очевидным. (Но только для российских футуристов так, итальянские её, наоборот, прославляли {что, по-моему, осмеял Бурлюк}.)

    Бурлюк. Коллаж на тему Первой мировой войны. 1915.

    Смирнов же пишет как-то безыдейно о ещё одном выверте футуристов:

    "…поэзия… производила экспансию во внетекстовой ряд и синтетически захватывала смежные художественные формы. “Война и мир” Маяковского, где была введена нотная запись и “театрализовано” место действия, и поэма Асеева “Война”, в текст которой были вмонтированы прозаические вставки и музыкальные указания, — одно из доказательств этого процесса [процесса порыва к действенности искусства]".

    Какое переживание вызывают асеевские "музыкальные указания”?

    Первый случай.

    "Едут полководцы. Впереди Архангел Петр Великий на дородном рыжем коне, упершись рукою в колено. Горнисты играют поход. Дороги извиваются под копытами коней как змеи. Расступающиеся горы отражают звуки музыки и ржанье городов, бегущих по сторонам войск. Медленно”.

    (Я буду тенденциозен.)

    Хоть слова: "Горнисты играют поход”, - можно понимать бодро, но слова: "отражают” и "Медленно”, - как-то умеряют оптимизм.

    И он совсем умирает на следующей строке:

    "Трубы вздыхают”.

    Следующее музыкальное указание просто пессимистическое.

    "Флейта одиноко взлетает вверх”.

    Послушайте "Звук на флейте для театра во время того, как что-то произошло нехорошее” по адресу https://zvukipro.com/muzikalnie/284-zvuki-fleyty.html, чтоб вам, читатель, ясней представить, если вы не музыкант, то, что надеялся своим читателям “сказать” Асеев.

    Следующие слова про музыку нейтральны:

    "Города набегают и смешиваются с войском. Общее медленное движение вперед. Музыка”, -

    но работает память о недавнем миноре. Собственно стихи между этими “музыками” тоже какие-то неприятные.

    Чужое гремящее слово!

    Чужое суровое имя!

    Здесь, где кругозор не изломан,

    Все крючьями рвите кривыми.

    Следующее музыкальное указание:

    "Жители перепутались с солдатами. Установлены патрули. Общее упорное движение продолжается. Флейты визжат предостерегающе".

    То же.

    Следующее:

    "Мелодия повышается секвенциями. Их лестница достигает вершины гор”.

    То есть барабанные перепонки болят? Если б не условность – слова тут всё-таки – это было б выходом в жизнь. И вызвало б скандал.

    Следующее:

    "Крик флейты”.

    Следующее приотпустило с негативом:

    "В молчании блещут штыки проходящих солдат. Архангел поднял трубу, возвещая Рождество. Города застыли строениями. Шум, снег, предпраздничная суета”.

    Далее про музыкальные указания забыто. Есть звуки боя. Кончается смертью главного героя, поручика-патриота, и его охаивание штатским.

    Что ненависть двигала Асеевым в этих его вылазках в смежное искусство, доказано. От неё один шаг до большевистского лозунга: “ПРЕВРАТИТЬ ВОЙНУ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ В ВОЙНУ ГРАЖДАНСКУЮ”.

    31 августа 2020 г.

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100