TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в стол, чтоб не беспокоить публику. Но так теперь стало легко писать не в стол, что я соблазнился: вдруг кого заинтересует. И вот – вываливаю всем на обозрение кухню того, как я справляюсь с трудным чтением. Кто всё же станет читать, знайте: сто`ит ходить по ссылкам, какие я даю, и заглядывать в предыдущие статьи, вдохновлённые предшествующей непонятностью того же Смирнова.

    Сейчас я пишу от непонятности мне, почему Смирнов сослался на Скрябина как на символиста.

    "…стиховые фонологические последовательности взрывали те правила предсказуемости, которые действовали в отправной структуре (“заумь”) [наверно, что-то вроде “Дыр бул щыл…”]… (ср. показательную для символистской эпохи музыкальную теорию Скрябина”.

    Смирнов же сам начал с возмущения символизмом (на дворе вот-вот революция {или впервые – до 1905 года, или повторно – после 1905}), - с возмущения символизмом за непохожесть их творений на жизнь, за искусственность, за условность, - с возмущением со стороны постсимволизма (акмеизма и футуризма), более действенных на публику, чем символизм.

    Словом “действенность” меня озарило. Именно озарило, потому что хорошо объясняет, почему возмущённые футуристы дошли до тоже искусственности – до самовитого слова, до зауми – чтоб заставить проснуться мещан, революции симпатизировавших и предавших, как только она потерпела поражение. Ну или чтоб заразить революционеров, притихших после поражения.

    Действенный Скярбин мне запомнился по тому, как подпрыгнула в одном месте звучания его “Поэмы экстаза” (1907) моя беременная жена, которую я повёл в филармонию на концерт. Не знаю, может, из-за того мой сын родился со слабым типом нервной системы (ему было несколько недель, когда он заплакал от “Полонеза Огинского”, звучавшего по радио {и переставал плакать, как только звук убирали}).

    Саму отвлечённость символистов от жизни Смирнов противопоставлял романтизму, течению чуть не на сто лет более раннему, чем символизм, - романтизму как разочаровавшемуся в Разуме-крови Великой французской революции и наполеоновского военного несения прогресса в отсталые страны. И я это понял: несчастные лишенцы-романтики бежали из ужасной действительности в прекрасный свой внутренний мир. Который совершенно реален по самопереживанию. Почему б не изображать его реальным (разве что странным от приукрашенности). Я это понял. А символизм – от разочарования тоже в действительности – бежал не во внутреннюю жизнь, а в сверхдальнюю, какую-то, - образ благого для всех сверхбудущего. Естественно, что сделанность изображённого стала для них необходимой. Романтики были индивидуалисты, а символисты – коллективисты. Это хорошо объясняет разницу в их бегстве из действительности: в себя и вдаль.

    Так, кажется мне, что Смирнов вот этого нюанса и не учёл со своими символизмом и постсимволизмом.

    Что если коллективисты-символисты были не одиноки в факте бегства из действительности. Что если одновременно с ними из действительности убежали и индивидуалисты и образовали собою течение неоромантиков.

    У тех изображаемое должно быть таким же натуроподобным, как и 100 лет назад у солипсистов-романтиков, ибо похоже на внутреннюю жизнь. Она ж субъективно воспринимается как настоящая.

    Я на минуту забуду, что через 100 лет те из индивидуалистов, которые совсем-совсем во всём разочаровались, во всём Этом мире, бегут уже не в прекрасную внутреннюю жизнь, а в метафизическое иномирие, принципиально недостижимое, чтоб тем больше отличаться от того света христианства, принципиально достижимого. Это ницшеанцы. Они мрачны и не боятся смерти. Злое у них иномирие (хорошо оно только тем, что можно дать его образ).

    Но, что если про ницшеанцев всё же вспомнить. А вдруг Скрябин – что-то среднее между неоромантиками и ницшеанцами? И он боится смерти… И он строит иномирие, но не злое…

    Ницшеанцы жизнеподобие (изнуряющий реализм {Чехов}) используют, чтоб довести восприемника до предвзрыва, предполагающего, что взрыв разнесёт весь Этот мир и наступит метафизическое иномирие, “над Добром и Злом” {так его осознают, оставляя собственно иномирие в подсознании}. Такое иномирие не доброе.

    А Скрябин свой взрыв понимает как прорыв в иномирие доброе. А?

    Послушайте - https://www.youtube.com/watch?v=wudbNL0ZgaA

    Я представил себе, что это процесс созревания человеческого плода. Непрерывные победы!

    Ждал того толчка, что заставил маму моего сына подскочить на кресле. – Наверно, это в начале 18-й минуты, когда бьют литавры. А на 19-й с половиной вдруг наступает тишина.

    "...в последние дни перед родами, ребенок затихает…” (https://yandex.ru/q/question/health/chto_proiskhodit_s_rebenkom_v_utrobe_3b02255e/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=bd502edb-47a2-4ae7-9bfd-89e4dbe365aa#bd502edb-47a2-4ae7-9bfd-89e4dbe365aa).

    И – торжество рождения.

    Аж плакать захотелось…

    А вот, что представилось Борису Асафьеву:

    "…Достигнутое блаженство выражено глубоким захватывающим вздохом – именно так, как если бы человек, никогда не видевший солнца, по кручам и узким тропинкам вскарабкался бы на вершину высочайшей в мире горы, и там перед ним открылась бы вдруг страна, залитая солнечными лучами…” (https://www.labirint.ru/screenshot/goods/518816/1/).

    Впрочем, это всего лишь романтическая картина. Всё знакомо, но странно красиво.

    А вот живопись, навеянная Скрябиным.

    Лаврухин. Скрябин-1-17. 2015.

    Это уже иномирие, возможно, счастливое.

    То есть, как видите, читатель, пониманием для меня является отнесение автора куда-то конкретно социально-психологически. Скрябин, как и футуристы, это индивидуалист, которого революционная обстановка невольно для него самого, втягивает его в коллектив индивидуалистов радикалов. Если у них убудет индивидуализма, их потянет в коммунизм. Если убудет коллективизма – в фашизм. – Скрябина тянуло, наверно, в коммунизм. Дорога к нему, правда, извращённая, силовая, должна была уже скоро открыться в России. Но он умер в 1915 году. А то возроптал бы.

    Это мнение соответствует мнению о нём Лосева:

    "…мое “я”, эмпирико–психологическое и субъективное, есть не что–нибудь самостоятельное и творящее мир как свое состояние [как было по мнению романтиков], но — производное от другого сознания, “сознания вообще”. Если разрушится мое субъективное “я”, то вселенная тем самым еще не разрушится. Она будет пребывать в “сознании вообще”, будет составлять с ним нечто единое” (https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/losev-aleksej-fedorovich/forma---stilj---virazhenie/9).

    Так с принижением индивидуального такой Скрябин не согласился б. СССР же именно так и пошёл.

    А вот куда тянет Лаврухина, я понять не могу.

     

    Да. Я совсем забыл о своей идее-фикс: об определении (кем, в данном случае, - мною! Не имеющим музыкального образования) от сознания или от подсознания сочинил Скрябин “Поэму экстаза”? Судя по тому, какие философские рассуждения цитирует из Скрябина Лосев, ни о какой подсознательности того, что побуждало его сочинять так, а не иначе (например, лишая музыку трагичности и мрака), говорить не приходится. Это типичное произведение прикладного искусства, призванного, тут, выражать музыкой идею такую – как пишет Лосев – "вариация метафизически–психологистического солипсизма на гносеологический аргумент об универсальном сознании” (Там же).

    30 августа 2020 г.

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100