TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те где в по идее благом для всех сверхбудущем, образом чего была у них выпяченная условность (не как живое, не как в жизни), причём, когда и революция, вот, затормозила – как вдруг (бац!) – новая непонятность:

    "Слова, близко либо равно звучащие, но разведенные по значениям, полагались тавтологичными:“Одинаково звучащие слова в поэзии равнозначащи и по смыслу... так, легкий по звуку парашют равен пюпитру, Юпитеру и пилюле...”” (Смирнов “Смысл как таковой”. 2001).

    Хоть стой, хоть падай…

    От отчаяния, что ли, футуристы так? Что всё равно людей не раскачать на революцию (на усиление революции)? От ненависти к ним? Чтоб их, мещан, разозлить? (После поражения 1905 года – затишье, после крестьянских восстаний после гражданской войны – НЭП.)

    Соколов что сделал? Процитировал Кручёных. Там действительно есть такая фраза. Но. Кручёных, оказывается, поворачивал разговор о том, что Вейдле назвал звукосмыслом (немецкое blitz лучше русской молнии).

    "…итак мы переходим к звуко-образу и звуко-эпитету” (Кручёных. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kruchenih-aleksej-eliseevich/kukish-proshlyakam/2).

    Тогда ж совсем другое дело! Тогда ж речь о противоположной символистской условности (ненавистной р-р-революционеру за выражение сверхудалённого сверхбудущего, благого для всех), - условности, противоположной чему? – безусловности, непосредственности. Условность, мол, от ума, а непосредственность – стихийна. А раз стихийна, то она рождена подсознательным идеалом. А вовсе это не осознаваемое выпендривание! Не дразнение. Не эпатаж непредупреждённого восприемника, а излияние тут страдающей души революционера в мещанском окружении.

    Кручёных хвалится:

    "…можно встретить образ странный и нелепый по смыслу, но по звуку вполне необходимый…

    … а вот, глазами рококоча,

    глядит на вас с укором.

    рококовый рококуй!” (Там же).

    Это из “Весны с угощением” из книги “ЗУДЕСНИИК ЗУДУТЫЕ ЗУДЕСА" 1922 года.

    Год после начала НЭПа. Революция отступила. Мещанство жирует. Кручёных рвёт и мечет. Издевается над пасхальной и сабантуйной обжираловкой. Сабантуй – рококуй. "В современном русском языке название “сабантуй” стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.” (Википедия).

    Смотрите, как Кручёных изгаляется над нэповским изобилием:

    Губайте вин сонливое соченье;

    Вот крепкий шишидрон

    И сладкий наслаждец!

    Казалось бы, условность и у ненавистных символистов, и у ярящихся на них футуристов. Ан, нет. У футуристов как бы доязык. Дорусский. Если язык – опосредованность (условность), то доязык – непосредственность. (Я вспоминаю восхищённый пассаж у Достоевского, слышавшего довольно понятный и содержательный разговор нескольких человек, состоявший из одного-единственного матерного слова и его изменений.) А Футурист Кручёных хвастается и иронизирует:

    "Как это ни странно — футуристам, разрушителям по преимуществу, приходится быть на страже стихотворного ремесла и поэтической техники!..

    Легкие лавры и лимоны халтуры се'дают литературу, и есть надежда, что со временем все поэты станут Демьянами Бедными или Водиславами Худосевичами — легкие хореисты расцветут махровым цветом и — смерть поэтам, да здравствуют строконэпы!..” (Там же).

    Ненавистный НЭП влез и сюда. И соотнесён с пошлым для футуриста успокоением.

    Демьян Бедный

    Советский часовой

    Баллада

     

    Заткало пряжею туманной

    Весь левый склон береговой.

    По склону поступью чеканной

    Советский ходит часовой.

     

    Во мгле туманной берег правый.

    За темной лентою Днестра

    Припал к винтовке враг лукавый,

    В чьем сердце ненависть остра.

     

    Кто он? Захватчик ли румынский?

    Иль русский белый офицер?

    Иль самостийник украинский?

    Или махновский изувер?

     

    Пред ним, дразня его напевом

    Рабочей песни боевой,

    На берегу на том, на левом,

    Советский ходит часовой.

     

    Лукавый враг - стрелок искусный,

    Послал он пулю, знал куда.

    Но не ушел убийца гнусный

    От справедливого суда:

     

    В кругу ль убийц, ему подобных,

    Наедине ли, все равно,

    Под вихрь и чувств и мыслей злобных

    Ему мерещится одно:

     

    Там, над Днестром, во мгле туманной,

    Все с той же песнью боевой,

    Все той же поступью чеканной

    Советский ходит часовой!

    1922.

    Впечатление, что не футуристы вышли за границы искусства, перейдя в жизнь (раздражая слушателей поэзии непосредственно и принуждающе, как жизнь), а Демьян Бедный в околоискусстве находится.

    25 августа 2020 г.

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100