30.12.2005 |
|
||||||||||
26.12.2005 |
Опубликован проект Демографической доктрины России
|
||||||||||
21.12.2005 |
|
||||||||||
08.12.2005 |
Птица счастья: зарплаты учителей будет определять тотализатор?
|
||||||||||
08.12.2005 |
Образование не услуга, а главное дело страны!
|
||||||||||
05.12.2005 |
Опубликован проект Ядерной доктрины России
|
||||||||||
04.12.2005 |
Интервью Юрия Крупнова газете "Твоя Провинция" (г. Благовещенск)
|
||||||||||
01.12.2005 |
Российское образование в 2030 году
|
||||||||||
01.12.2005 |
|
||||||||||
27.11.2005 |
Необходимо работать на развитие страны
|
||||||||||
26.11.2005 |
Миром будет править русский джоуль
|
||||||||||
17.11.2005 |
Ничего устойчивого, однозначного, автоматически реализуемого сейчас нет
|
||||||||||
02.11.2005 |
|
||||||||||
19.10.2005 |
Будет ли Россия праздновать 150-летие присоединения Приамурья?
|
||||||||||
04.10.2005 |
Россия как мировая держава. Тезисы доклада
|
||||||||||
04.10.2005 |
|
||||||||||
22.09.2005 |
|
||||||||||
22.09.2005 |
Сталинград четырнадцатого века Дата: 19 сентября 2005 года
С каждым днём по мере приближения празднования 625-летия Куликовской битвы мне становилось очевидной главная причина, по которой удалось развалить СССР. Мы - народ, государство, правительство - бездарно отпраздновали 600-летие той Великой Победы. Конечно, как и теперь, тогда было много самых разных мероприятий. Однако не было главного - ясного сознания всемирно-исторического и вечного смысла и значения празднуемого. А без этого любые усилия, сами по себе важные и нужные, оказываются в лучшем случае пустыми. И народ вырождается в население, не помнящее родства. Отсюда и безразличие к своей государственности - т.е. способу существования по Всемирной Истории. Вот и теперь, к сожалению, многое повторяется. Неудивительно, что при недолжном внимании к вершинным событиям энергия непрерывного исторического дела расходуется на недоразумения, если не банальные глупости. Вот одно немалого ранга лицо, как говорят, в узком кругу заявило пару недель назад: <Есть мнение, что Президенту нецелесообразно принимать участие в празднике. Могут обвинить в русском национализме. Да и татары обидятся, тем более после 1000-летия Казани>. Итог таких <мнений> столь же закономерен, сколь и печален. Университетский профессор с невероятной для него злостью спрашивает меня на днях: <Что ж они там делают, а? Казань сделали древнее и старше, получается, Москвы, а Куликова поля стыдятся?..>. Создана неразрешимая коллизия. И скажут, что поделаешь, если кругом такие опасности. Тем более что в последние годы сформирована стройная платформа для особо желающих обижаться татар. Как же так, задают вопрос татарские активисты, российское государство собирается праздновать победу русских над татарами: <Может ли поднять дух патриотизма федеральных солдат, намечаемое на сентябрь месяц празднование победы русских полков над татарами на Куликовом поле в 1380 году?> И делают вывод: <Празднование дня победы на Куликовом поле нецелесообразно, как с исторической, так и с этнополитической точки зрения, вредит целостности нашего государства>. Ну и дальше, в запале, естественно договариваются до того,
что <тогда еще русского государства не было, а были отдельные княжества-вилайеты
в составе Золотой Орды>. То есть, мол, и не было никакой всемирно-исторической
битвы. Случилась, так, банальная заварушка между отдельными князьями. В основе - лень разбираться в родной истории. И ещё хуже - бесчувствие и безразличие к тысячелетнему движению российской государственности. А зачем? В нашем-то нефтяном раю? Что тогда, в 1980-м, что сегодня. А ведь по уму именно татары, если уж они решили отождествлять себя с татарами XIV века, должны были бы выступить главными инициаторами широчайшего и пышнейшего празднования победы <русских> над Мамаем. Ведь войска Дмитрия Донского, в составе которого, между прочим, было немало и татар, нанесли поражение незаконному претенденту на ханство в Золотой Орде. Удар настолько подточил силы наёмного в значительной части войска Мамая, что впервые за многие годы одному из законных правителей Золотой Орды - и тогдашних татар! - Тохтамышу в конце того же 1380-го года удалось окончательно разгромить Мамая. Но главное, что должно вдохновлять татар как второй по численности народ России, что в той смертной битве удалось сохранить и воспроизвести многонациональную российскую государственность и, более того, сделать это в высшей степени тактично и изящно, т.е. не только не нарушая, но и укрепляя мировой порядок. Кому как не татарам дважды радоваться: во-первых, победе законных татар благодаря объединившимся под началом Московского князя русским землям и, во-вторых, очередному возрождению мировой российской государственности, которая далее, после начавшегося в то время необратимого распада Орды, во многом созидалась самими татарами. Ведь татары же - не японцы, чтобы заставлять Кремль их стесняться, как там и решили, видно, в конце концов некие мудрые стратеги и додумались никак не отметить, абсолютно замолчать 60-летие победы над Японией 2 сентября?.. Но чтобы уйти от высосанной из пальца <русско-татарской проблемы>, необходимо со всей серьёзностью отнестись к корпусу современных исторических знаний и к необходимости восстанавливать традиционную позицию и мощь России. Для этого следует понимать, каким был мировой порядок в 1380 году. Он определялся тогда двумя величественными державами: Царством Ромеев, Византийской <империей>, и Ордынским Царством, <империей> Монгольской. Русь полностью принимала данный порядок, являясь зависимой от Византии, <Второго Рима>, в духовном плане, и от Монгольского царства, в плане административно-экономическом. Константинополь ставил митрополита, а Сарай, столица Золотой Орды, ставил главного русского князя - давал ярлык на княжение и собирал дань. При этом следует знать, что зависимость вряд ли была большей, чем зависимость Европы от США в 70-е годы. Не следует пугаться и дани - размер её в разные времена составлял примерно от 2 до 7 килограмм хлеба в год на одного русского (то есть по-современному - 50, пусть даже 100 рублей в год с человека; сравните с минимум 600 долларов внешнего долга РФ западным странам на каждого жителя нынешней России в наши дни). Данный порядок абсолютно не устраивал две силы того времени. Отколовшуюся от Золотой Орды часть, превратившую в свой плацдарм и вотчину Крым. Её возглавил военачальник (темник) Золотой Орды Мамай, вожделеющий стать верховным ханом, но не имеющий для этого никаких законных прав и на момент Куликовской битвы уже не являющийся руководителем Сарая и не имеющий своего ставленника на месте хана. Второй силой был ряд небольших западных государств, среди которых, в частности, были немецкие княжества (с форпостами в виде рыцарских орденов и торговых организаций типа Ганзейского союза) и итальянские города-государства - прежде всего, Венеция и Генуя. Эти разные государства составляли единую силу, поскольку за ними стоял один управляющий центр - Ватикан и поскольку все они являлись частями рыхлой, но единой по происхождению государственности Священной Римской империи - империи незаконной, отделившейся от законной Римской империи (империи Ромеев) со столицей в Константинополе и обманным путём провозгласившей себя прямым наследником Первого Рима. Незаконная <Римская империя> (Незаконный Запад - http://www.pereplet.ru/krupnov/11.html#11 ) была инициирована в 754 в аббатстве Сен-Дени под Парижем. Папа Стефан II совершил тогда несанкционированное законной империей помазание на царство Пипина Короткого, предводителя Франкского королевства. Одновременно с ним были также помазаны его сыновья Карл и Карломан. Окончательно Западная <империя> была образована 25 декабря 800 года, когда другой папа, Лев III, в нарушение всех писанных и неписанных правил организовал провозглашение <народом Рима> Карла Великого императором римлян и самолично увенчал Карла золотой императорской короной. Незаконность этого действия была признана уже через 12 лет самим же Карлом, который отказался от претензий на подобное звание и признал себя главой только Западной империи и не базилевсом-императором всех римлян-ромеев, а императором-августом. Однако независимо от этого признания с того времени Западная империя стала самозвано выступать в качестве единственной наследницы Римской империи, якобы <Второго Рима>. Ко времени Куликовской битвы произошло и полное отделение католичества от Церкви. Эти две незаконные силы по факту отрицали существовавший мировой порядок и их объединение через <фрязин> (т.е. итальянцев, прежде всего, генуэзцев) на базе Крымского плацдарма Мамая было по-своему закономерным и естественным. В сказании <О побоищи иже на Дону и о томъ, что князь Великий бился съ ордою> ясно сказано: <Князь Дмитрей> сознавал, что <идуть на него вся царства, творящеи беззаконие>. Таким образом, у Московского великого князя был геостратегический выбор: так или иначе принять власть этих творящих беззаконие сил и подчиниться Мамаю - или сражаться. При этом подчинение Мамаю означало бы полную потерю суверенитета и смерть нашей государственности. В отличие от Золотой Орды, которая собирала дань и давала ярлык на княжение, Мамай ставил чёткую задачу захвата основных русских земель и организации на них нерусских - мамае-генуэзских в основе своей - порядков. Это неудивительно, поскольку Мамаю жизненно необходимо было присоединить к Крыму ещё одну большую территорию (в данном случае ведущие русские княжества, Владимирское и Московское), что давало ему мощный ресурс для взятия власти в Золотой Орде. Речь шла именно о захвате территории русских княжеств, их разгроме, ликвидации государственности и полном подчинении. Впрочем, это неудивительно. Фактическими организаторами похода Мамая были <фрязи> - итальянцы, прежде всего, генуэзцы, южный фланг западной незаконной империи, то есть той силы, которой в другом месте - на Неве и Чудском озере, на северном фланге - и в другое время - за сто сорок лет до битвы на Куликовом поле - нанёс поражение Александр Невский. Сражение с Мамаем было смертельно опасным, но давало единственную возможность объединившимся вокруг Москвы русским княжествам не только сохранить тот суверенитет, который был, но и положить начало полному восстановлению независимости и по мере угасания монгольского и константинопольского царств (а такое угасание уже было очевидно в то время) становиться их законным преемником и новой мировой державой. Мамай и генуэзские рыцари-купцы увидели в ослаблении Золотой Орды (борьба за власть в которой, по точному определению русских летописей привела державу в состояние <замятни великой>), шанс узурпировать, украсть верховную власть и выступить пусть и опять незаконными, но наследниками Золотой Орды - созданного за три века до этого великим монголом Темучином Чингиз-ханом государства Ихэ Монгол Улус - мировой монгольской державы. Отсюда и следует однозначный смысл и значение Куликовской битвы. Это был подвиг русских и не только русских (под <чермными> стягами собралось, как и всегда на Руси, много народов, в частности, и литовцы, и татары) людей, принёсших себя в жертву во имя спасения мира - т.е. утверждения и воспроизводства справедливого и законного мирового порядка. Князь Дмитрий стал Донским. Московское княжество по факту победы стало первым и главным среди русских княжеств - через век вызрела и оформилась московская государственность, ещё через полвека на абсолютно законных основаниях родился Третий Рим. Куликовская битва шесть столетий назад - это Сталинградское сражение шестьдесят лет назад. К сожалению, этот мировой - и главный - аспект Куликовской битвы либо не понимается, либо толкуется превратно. Это неудивительно, поскольку обычно рассматривают историю страны либо в плане <внутренней политики>, либо - <внешней>. И рассекают, убивая, тем самым то, на чём только и существует великая государственность - её единое мировое действие в мире. Либо Русь спасала себя, дралась с <татарами> за независимость вроде недавней Ичкерии. Либо спасала Запад, выступая, как известно, <щитом>. Основная по воздействию прозападническая историография рассматривает Куликовскую битву, вслед за В. Ключевским и особенно С. Соловьёвым, либо как первое, пусть и не очень удачное восстание союза русских князей против своего патрона - Орды (что-то повторюсь, типа Ичкерии или навроде какой-либо иной <национально-освободительной борьбы>, эдакого Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти), да ещё и на славу Западу, либо, в свете современных исторических знаний, как столкновение двух наёмных армий двух шальных князей. По Соловьёву <<Куликовская победа была знаком торжества Европы над Азиею; она имеет в истории Восточной Европы точно такое же значение, какое победы Каталонская и Турская имеют в истории Европы Западной, и носит одинаковый с ними характер, характер страшного, кровавого побоища, отчаянного столкновения Европы с Азиею, долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос - которой из этих частей света восторжествовать над другою Таково всемирно-историческое значение Куликовской битвы >. Этот предрассудок здравствует поныне. Его повторяют как историки (например, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории Андрей Сахаров: <Куликовская битва впервые показала, что наступление Востока на Европу закончилось, что начинается переход инициативы в руки европейских государств, в частности Московской Руси> - <Известия>, 16 сентября 2005 года), так и политики, работающие на обоснование того положения, что мир изначально устроен антагонистично и именно антивосточно (<Запад против Востока>), и что Россия всегда входила и будет входить в <правильный> Запад. Подобные в наше время блокбастерные представления являются преобладающими: они есть и у Карла Маркса, и у наших современных политиков, повторяющих зады западных передовиц о борьбе <мировой цивилизации с варварами>. А мнение Василия Осиповича Ключевского и просто можно принять за мнение Хантингтона или самого Джорджа Буша: <Почти вся Северная Русь под руководством Москвы стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знаменами одержала первую народную победу над агарянством> - т.е. над исламом! Ну, чем не современные стоны об <исламском терроризме> за которым, как и тогда, 625 лет назад, очень часто торчат уши нынешних <генуэзцов> - спецслужб ряда стран Запада - http://www.kroupnov.ru/5/138_1.shtml )? Впрочем, и сегодня, даже после Югославии и Ирака, <большая наука>, если что, всегда поддержит. Так, в уже цитируемом нами интервью главный учёный по российской истории А. Сахаров в числе <главных битв русской истории> под номером один называет <1111 год - Русский Крестовый поход Владимира Мономаха в Половецкую степь, завершившийся победой над половцами> - отчего-то приписывая Владимиру Мономаху позицию крестоносца (!), т.е. между прочим, той силы, что в 1204 году разгромила христианский Константинополь и положила начало гибели Второго Рима - Византийского царства. Таким образом, вместо описания борьбы России за справедливый и законный мировой порядок, в котором каждый раз до сих пор восстанавливалась наша тысячелетняя государственность, строится миф о нас как о части Запада и Европы, которая якобы извечно противостояла Востоку и, очевидно, и далее должна противостоять - по крайней мере, идти вслед за Западом. Это растаскивание смысла Куликовской битвы в сторону <внешней политики>. А вот и <открытия> в области политики <внутренней>. В Государственной Думе организовали замечательную выставку, посвященную 625-летию Куликовской битвы. Но название её - <Руси великое начало> - не может не поражать: разве наша государственность не в два почти раза старше? К сожалению, оказывается, это теперь такая формула - т.е. высшее знание. <Это сражение положило начало Российской государственности>, - именно так определил значение Куликовской битвы Его Святейшество Патриарх Алексий II в своём Слове после богослужения в день Донской иконы Божьей Матери в московском Донском монастыре 1 сентября. За подобной формулировкой стоит, как ни прискорбно это писать, также неорганичное, типично западническое или восточническое представление о русской истории. Западническое потому, что тут считается, что России как оригинальной цивилизации и государственности до ухода из-под ордынской власти попросту не было (например, это фактическое утверждается Д.С. Лихачёвым и вообще всеми теми, кто делит русскую историю на <послемонгольскую> и <домонгольскую>, а <монгольскую> рассматривает на манер <тёмных веков>. Восточническое потому, что считается (как у Л.Н. Гумилёва),
огрубляя: только монголы и научили русских государственности и, стало быть,
опять же, её до обретения полной независимости от Орды не было. А если что и
было, то совсем другая - Гумилёв даже специальное разделил, пользуясь изменением
в правописании с <рус> на <рос>, <русскую> и <российскую> государственности в
своей известной книге <От Руси к России>. Но слышать от высшего церковного иерарха подобное - странно. Выходит, не было и Крещения Руси в X веке, как не было и победы Святослава над Хазарским Каганатом в веке IX-м, не было и подвига Андрея Боголюбского в середине XII века, перенёсшего столицу из Киева во Владимир, <передвинувшего> Русь в северо-восточные леса и создавшего основы Владимиро-Суздальской государственности - что и спасло Русь в период монгольской экспансии?! Тысячелетняя российская цивилизация и российская государственность много раз были в критических ситуациях и много раз возрождались буквально из ничего. В этом тайна и чудо - пасхальность нашей государственности. Куликовская битва положила начало никак не новой государственности, а очередному её восстановлению на новых, современных той ситуации, основаниях. Российская история, как и любая, впрочем, катастрофична и трагична. Но непрерывна. И именно это подчёркивал князь Симеон Гордый, когда в своей <душевной грамоте> увещевал братьев жить в мире по отцову завету, <чтобы не перестала память родителей наших и наша, чтобы свеча не угасла>. Отсутствие серьёзного подлинного внимания к Куликовской битве, уже достаточно хорошо изученной к настоящему времени, поражает и тревожит. Особенно это касается тех, кто чуть ли не профессионально в наше время занимается патриотизмом. Почему-то у них, в частности, нет времени изучить блестящую
работу выдающегося мыслителя и историософа Вадима Валерьяновича Кожинова
(75-летие которого в этом году - 6 июля - почти никак не было отмечено в печати,
не говоря уж о государственном уровне) - <История Руси и Русского Слова>,
особенно главу 7-ю <Монгольская эпоха> в истории Руси и истинный смысл и
значение Куликовской битвы> Там много спорного? Наверное, так проведите общенациональную дискуссию, займитесь делом. Организуйте, наконец, какую-нибудь сессию РАН с широким общественным резонансом, с трансляцией по Первому каналу или <России> Но нет. Проще даже нашим так называемым <патриотическим силам> полностью принимать версию Соловьёва-Ключевского и с удовольствием рассуждать о величии Куликовской битвы <вообще>, не различая Золотую Орду и Орду Мамая, чингизидов и самозванцев, наконец, монголо-татар того времени, кипчаков и булгар - и нынешних татар. В итоге всякий раз, даже когда <хотят как лучше>, выходит <борьба русского народа с татарами>. Одним из закономерных результатов этой поверхностной трактовки и является во многом справедливый гнев немалого числа современных татар. И подрыв нашей возрождающейся государственности - вместо её укрепления. Вот то же самое было и с СССР. Много-много заслуженных людей лениво, по инерции воспроизводят то, что им удобно и живут так, как комфортно. Пусть и за счёт развала страны Россия - наследник и Византийского и Золотоордынского царств
(
http://www.pereplet.ru/krupnov/31.html#31 ). В равной степени. Россия тогда,
625 лет назад сумела принять правильное геостратегическое решение и в очередной
раз восстановила себя как законное вселенское царство - мировую державу Это-то и надо уяснить. Это-то и надо праздновать. Поскольку мы сами опять, в который раз, находимся нынче в точно такой же ситуации. И обязаны сделать правильный выбор.
|
||||||||||
20.09.2005 |
Создадим свой Новый Свет. Дальний Восток - ключ к возрождению России
|
||||||||||
20.09.2005 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"