08.04.2008
05.03.2008 Житие праведника, или Праведник жития (о романе Людмилы Улицкой)
04.02.2008
19.12.2007 Михаил Бабкин. К восстановлению патриаршества в Русской православной церкви: 1905-1917 гг.
15.12.2007 Д.И.Луковская. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека.
20.11.2007
17.09.2007
14.09.2007
11.09.2007
03.09.2007
30.08.2007 Александр Богатырев, Александр Шпаков. Экология и нравственность
25.06.2007 Станислав Голем. Вертинский. Томная тайна. Вертинский. Томная тайна
***
Вертинский отнюдь не преуспел в развитии русской поэзии.
То же самое √ в отношении музыки. И на театральной сцене следов его почти не осталось.
Шансон его вторичен. Французы, к примеру, оказались намного поэтичнее-музыкальнее.
Жильбер Беко там, или Шарль Азнавур.
Может быть, в кинематографе поискать? Что-то малозаметное. С превеликим трудом вспоминается величественный и гунявый покровитель из <Анны на шее>. Одиноко и безупречно сидящий на нём фрак. Прочие актёры, занятые в этой чеховской постановке, напоминают толпу переодетых беженцев.
Что нам за тему навязывает автор?! Закройте глаза.
Томительная поза, вкрадчивый стон: где вы теперь, кто вам целует пальцы┘ Сладкая истома невольно охватывает все ваши члены, словно при чтении романа Лидии Чарской <Княжна Джаваха>. Ну всё, проснитесь: ответ не за горами.
С чего бы, спрашивается, столько лет крутилась блистательная мировая элита в орбите недобитого русского скитальца, прозванного революционно-газетными перьями <беглым белогвардейцем>? Опять же, Фёдор Шаляпин с Анной Павловой, сдаётся мне, были отнюдь не олухи в театре √ и с чего им было брать эту томную бестию в своё концертное турне?!
За бугром, милые, фрайеров не держат. Наплевать им на бесталанных наших примадонн-киркоровых. Некоторые страны, это уж верх цинизма, умудряются даже водку гнать лучше нашей. Так в чём же загадка? На кой чёрт сдался миру посредственный романсеро?
Это в зрелости нас, бывших поэтов и прозаиков, делят на дарования, всю жизнь подававшие надежду; на дилетантов и графоманов; на посредственность и прочий электорат, не к ночи будь помянут. В юности половина из нас √ таланты. За скупой строкой юности Вертинского мне увиделось нормальное созревание гения.
Родился в Киеве в 1889 г., к пяти годам оказался круглым сиротой. Подрос, зарабатывал на жизнь разгрузкой арбузов, торговал открытками, печатал рассказы, корректором был в типографии. Подростком увлёкся театром: сочинил стихотворно-музыкальную пародию, которую исполнял во время балетного номера. Возможно, первая попытка окрылила успехом, и он решает посвятить себя жанру синтетического искусства. Переезжает в Москву, где первым делом показывается, как актёр, Станиславскому: определённо, комплексом неполноценности молодой киевлянин не отягощён┘ однако во МХАТ Вертинский не попадает, и всё из-за несчастной буквы *эр*.
Наше-всё-Революции, господин Ульянов-Ленин √ не иначе, назло картавости √ становится непрактикующим юристом и знаменитым оратором. Чёрно-белый Пьеро превращает проблему дикции в знаменитое грассирование, увлекая за собой полчища псевдо-французских экзотов. Что, однако же, выглядит намного безобиднее, чем случай г-на Ульянова.
Год 1915-й, кризисное время России: бездарная война, распутинщина, крушение великой империи. Грядёт гибель √ и не устоев или режимов, грядёт гибель цивилизации. В противовес грядущему хаму изнемогает в корчах серебряный век русской поэтики, который, по скромному мнению автора, по большей части укладывается в строчку: <Я √ гений Игорь Северянин!> .
Вертинский, попутчик любой эпохи, оказался чужд символизму, хотя и перекладывал его на музыку √ в частности, того же Блока (<Последний суд>, <В голубой далёкой спаленке>). Разночинная муза Вертинского противится декадансу, ибо алчет муза потерянного уюта.
Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка, (с) Кокаинетка, 1916.
Революция. Символисты снесены и смяты, как позорное пятно декаданса. Вертинский, словно чертополох в бурю, пригнулся и выжил. Он не борется √ он пережиток. Только-то? Посмотрим.
Он молод: не примкнуть ли к гогочущим футуристам, где отирается верзила Маяковский, в жёлтой кофте и с морковкой вместо галстука? Кто ещё, какой-то вывернутый придурок Кручёных┘ в общем, та ещё братия.
Удачный, впрочем, повод лишний раз быть услышанным √ футуристы много шумят на публике.
У этих клоунов Вертинский тоже долго не задерживается, успев положить (поставить?) на музыку одну из безобразнейших поэз Маяковского <Сумасшедший маэстро>. На моей памяти подобные фокусы с Маяковским никому больше не удавались (если не брать в расчёт покойных <Песняров>).
Очень быстро футуризм будет проглочен жабой канцелярии, сойдёт на нет весёлое инакомыслие и дуракаваляние. Как следствие √ <Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс! > (Маяковский). Вертинским владеют другие эмоции:
Пей, моя девочка, пей, моя милая, Нас обманули, нас ложью опутали, Выпили нас, как бокалы хрустальные (с) Пей, моя девочка, пей, моя милая, 1917.
Если ты, парень, не обыватель, а художник, хотя бы просто по складу характера, непременно будешь нон-конформистом, пусть даже с нотой пассивного протеста. Чего, скажите, не утерпеть было молча этому приживалу, нашему лощёному Пьеро? Не утерпел. Написан и прозвучал знаменитый романс <То, что я должен сказать>, посвященный расстрелу в Москве трехсот мальчишек-юнкеров:
Я не знаю, зачем и кому это нужно, Но никто не додумался просто стать на колени (с) То, что я должен сказать, 1917.
И всё, собственно: песенка Пьеро была спета √ скажите спасибо, что не шлёпнули. Началась одиссея скитаний. Был в Штатах, Китае, Румынии, Франции┘ жену себе нашёл в Харбине.
Я всегда был с причудинкой, И, звеня погремушкою, (с) Личная песенка, 1935.
Оплакивал в Великую Отечественную падение Франции и позор Европы: он вообще был изрядный плакса, но трагик никакой. Допросился-таки, вернули в итоге на Родину. И даже не отдали под топор в процессе <дела космополитов> (1948): Сталин вычеркнул Вертинского из списков будущих осуждённых, сказав: дадим артисту Вертинскому спокойно умереть на Родине! Как наш герой ни проституировал потом перед властями √ только и дали ему, что спокойно помереть на родной земле┘
Ну, так в чём фокус-то? Тайна томная будет, или весь пар, по обыкновению, уходит в гудок?
Многовато цитатит автор, отчего бы это┘ От беспомощности, друзья мои: речь-то ведь идёт не о стихах √ о песнях.
В чём разница? Проведём мысленный эксперимент.
Скажите, смогли бы вы пересказать в трёх фразах роман в стихах <Евгений Онегин>?
Верю, что смогли бы. И я бы смог.
А теперь перескажите-ка в трёх фразах романс <Гори, гори, моя звезда>! Так┘ ну, всё √ время вышло; долго вы что-то чухались. А ведь по объему <Гори, гори┘> √ примерно сто семидесятая часть <Онегина>, однако пересказать её слабо. Слабо-с!
Потому что это √ Песня. Их, кстати, не так уж много, что не может не радовать: хоть какая-то защита от девальвации. Как появляются Песни? Стихи немножко подвинулись, музыка подтянулась, и рождается Magic: нет уже отдельно ни стихов, ни музыки √ оттого и пересказ ваш не состоялся. Прочие песни √ как курортный роман, где ни стихов, ни мелодий┘ одна только е┘ля с пляской.
Так вот, Вертинский √ это воплощённое Танго. О чём это Танго? О знании Судеб. О том, что Здесь нам грустно и Там будет невесело. Остаётся любить и надеяться, что бы ни напророчило Танго о любви, ревности, смерти.
Теперь о пророках┘ про-Роках, то есть предсказателях Рока, или Судьбы: обещать можно чудо √ и не исполнить. А можно обещать, что мы однажды вернёмся к любимым.
К Родине. К Вечному.
И это сбудется.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет √
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой! (с) Беранже.
Если вы желаете быть понятым, следует изъясняться на понятном собеседнику языке. Навязывание почитания и высокого штиля в подавляющем большинстве случаев приводит к отторжению. Когда самая лестная оценка ╚прикольно╩, а прочитать книжку работа, задача сводится к простому привлечению внимания.
19.05.2007
24.04.2007
15.04.2007
11.04.2007
09.04.2007
23.03.2007
04.03.2007 Василий Пригодич. Интеллектуальный роман (Э.Радзинский о Г.Распутине)
24.02.2007
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия
Литературные страницы
© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дискуссия
КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича
16:15
01:16
01:28
17:20
15:01
02:49
14:47
00:34
15:56
23:16
23:45
01:18
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы...
Это плохое вино.
Оба мы нищие, оба унылые -
Счастия нам не дано.
Нас заставляли любить.
Хитро и тонко, так тонко запутали,
Даже не дали забыть.
С светлым, душистым вином...
Вот отчего мои песни печальные,
Вот отчего мы вдвоем.
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
┘
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне/
И тебе, моей худенькой
Я достаточно горя принес.
Не одну сжег я ноченьку,
Я тебя, мою доченьку,
Доводил, обижая, до слез.
Был я только игрушкою
У жестокой судьбы на пути
Расплатились наличными
И остались приличными,
А теперь, если можешь, прости.
-
275241
2007-06-25 01:20:30
- Сергей Сергеевич! За Вертинского, за ориентиры, что исходят от ╚кошачьего ящика╩, за страсть, которым дышит Ваш язык, низкий поклон. Вы чудо!
275247
2007-06-25 09:43:27
Антонина Шнайдер-Стремякова
- "Так вот, Вертинский это воплощённое Танго. О чём это Танго? О знании Судеб. О том, что Здесь нам грустно и Там будет невесело. Остаётся любить и надеяться, что бы ни напророчило Танго о любви, ревности, смерти. Теперь о пророках про-Роках, то есть предсказателях Рока, или Судьбы: обещать можно чудо и не исполнить. А можно обещать, что мы однажды вернёмся к любимым.
275249
2007-06-25 11:38:11
Алла Попова
К Родине. К Вечному. И это сбудется.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! (с) Беранже"
Замечательная статья! Спасибо, Сергей Сергеевич, что снова о прекрасном.
- Дорогие Антонина и Алла!
275253
2007-06-25 15:55:04
Василий Пригодич
Благодарю за сердечное внимание. Целую ручки.
- "...Если ты, парень, не обыватель, а художник, хотя бы просто по складу характера, непременно будешь нон-конформистом, пусть даже с нотой пассивного протеста. Чего, скажите, не утерпеть было молча ЭТОМУ ПРИЖИВАЛУ, нашему лощёному Пьеро? Не утерпел. Написан и прозвучал знаменитый романс <То, что я должен сказать>, посвященный расстрелу в Москве трехсот мальчишек-юнкеров:
275255
2007-06-25 16:48:04
Ия
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Но никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне/
(с) То, что я должен сказать, 1917.
И всё, собственно: песенка Пьеро была спета скажите СПАСИБО, что НЕ ШЛЁПНУЛИ...."
ОПЛАКИВАЛ в Великую Отечественную падение Франции и ПОЗОР Европы: он вообще был изрядный плакса, но трагик никакой. Допросился-таки, вернули в итоге на Родину. И даже НЕ ОТДАЛИ ПОД ТОПОР в процессе <дела космополитов> (1948): Сталин вычеркнул Вертинского из списков будущих осуждённых, сказав: дадим артисту Вертинскому спокойно умереть на Родине! Как наш герой ни проституировал потом перед властями только и дали ему, что спокойно помереть на родной земле "
Сергей Сергеевич! НЕ поняла о чем вы пишите.
А вы не любите А.Вертинского!
Но даже если вы его не любите и не уважаете, то разве можно ТАК высказываться? "...скажите СПАСИБО, что НЕ ШЛЁПНУЛИ...." СПАСИБО, кому?
- Вот и романс можно послушать в "Русском переплете" в исполнении Олега Любимова:
275256
2007-06-25 17:01:53
ВМ
/avtori/lipunov.html
Я не знаю зачем...
- Дорогая Ия!
275259
2007-06-26 00:06:58
Василий Пригодич
Эту заметку сочинил Станислав Голем, не я. Я просто разместил ее в "Кошачьем ящике". Есть интересные отклики, значит, заметка "цепляет" (как теперь принято изъясняться).
- Слава Богу, что автор этой статейки не вы. Наверное, что-то упустила из внимания. Действительно, не ваш стиль, поэтому и откликнулась. Да, статейка цепляет плохо скрываемой грубостью, через которую просматривается легкая зависть к успеху Пьеро.
275262
2007-06-26 09:45:10
Ия
- Уважаемая Ия, отмеченные Вами обороты речи - не более, чем элементы авторского стиля... Автор и не скрывает иронического отношения к Вертинскому-Персонажу Истории, но преклоняется перед Художником.
Неуважение к персонажу очерка было бы просто дурным тоном, наподобие "Забавного евангелия" Лео Таксиля...
К остальным: выражаю искреннюю признательность за внимание к очерку.
275273
2007-06-26 19:26:23
Станислав Голем
- Уважаемый Станислав!
275291
2007-06-27 09:53:41
Ия
Иронию в вашей статье я заметила, а преклонения перед талантом А.Вертинского нет, поэтому искренне удивилась выбранному вами стилю.
- Статья хороша уже выбранной темой. Вертинский!.. Любое упоминание о замечательном художнике открывает его для новых почитателей.
275420
2007-07-02 13:21:18
LOM
/avtori/lyubimov.html
- "...Любое упоминание о замечательном художнике открывает его для новых почитателей. "
275421
2007-07-02 13:40:15
Ия LOMу
Вы уверены, что ЛЮБОЕ упоминание позволительно? И кто же не знает Вертинского?
- Человек рождается, к сожалению, многого не зная... Упоминание о достойном наш долг отцам и обязанность по отношению к потомкам...
275424
2007-07-02 14:32:01
LOM
/avtori/lyubimov.html
- "...Упоминание о достойном наш долг отцам и обязанность по отношению к потомкам..."
275425
2007-07-02 14:49:21
Ия
Я хочу просто сказать, что достойные упоминая люди должны достойно упоминаться. Вы согласны? Назвать Шаляпина-Павлову-Вертинского фраерами!!! надо иметь большую фантазию. М.б. по фене ботать начнем? Искренне желаю успехов автору статьи.
- Ие
275427
2007-07-02 15:55:28
LOM
/avtori/lyubimov.html
- Уважаемый LOM !
275428
2007-07-02 16:23:14
Ия
Я высказалась только потому, что увидела противоречие между декларированным почитанием к личности Вертинского и тем как это было выражено. Это мне автор попытался что-то навязать словами "гунявый", "фраер". Я только могу повторить, что считаю такие слова как "фраера" в адрес Шаляпина и Павловой недопустимыми. А вы как считаете? Ведь должен быть еще и вкус?
- Дорогая Ия! Согласен с Вами. К сожалению, чтобы привить хороший вкус требуются годы, годы и годы...
275429
2007-07-02 16:30:03
LOM
/avtori/lyubimov.html
- Чудо песни, чудо воя
Для любви потребны двое
Танго тоже для двоих
На своих двоих и стих.
275856
2007-07-20 05:34:37
Михаил
Сергей Сергеевич, поэтично и очаровательно, как всегда.
Текст тучный, плотный, полный грозового электричества,
с просверками молний Вашей великолепной эрудиции.
- Туда же.
Не надо впадать в грех "литературоведения", чтобы отличить откровенного хама от застенчивого.
275857
2007-07-20 07:34:03
Александр Волкович
- Дорогой Михаил! ЭТОТ текст написал (сочинил, составил) не я, а Станислав.
275868
2007-07-20 15:01:47
Василий Пригодич
- Но поместили его Вы, а Станислав - молодец! :))
275877
2007-07-20 19:59:13
Михаил
- Вертинский - стиль.
275881
2007-07-20 22:52:57
Krot
Высоцкий - тоже.
Отделите стихи от личности исполнителя - и стиль исчезнет, стихи превратятся в обычные "слова" (как у какого-нибудь Добронравова), и исчезнет ТАЙНА.
Когда ухаживаете за женщиной, поставьте на антикварный проигрыватель старую заезженную пластинку Вертинского... О том, как закончится вечер, можете не говорить: я сам знаю...
А что может быть прекрасней?
17:39
02:15
19:17
15:25
21:35
00:15
22:27
00:09
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>
Помощь
корреспонденту
Добавить новость
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
Дизайн - Алексей Комаров