Юрий Косаговский
17.XII.1941 -
19.VII.2023
Википедия
Музеи Юрия Косаговского в Интернете
На днях позвонила жена Юры Таня и ошарашила меня: 19 июля 2023... пригласила на 40 дней. Я от неожиданности начал что-то бормотать, спрашивать, заикаться. Извини, Таня, живу 7х24 - всё пропустил. Людей, которых любил в науке и искусстве почти не осталось.
У меня таких людей
было мало, а теперь совсем почти не осталось. Юра знал моё к нему отношение
и мне не надо придумывать хорошие слова о нём. Многое я ему сказал при
жизни, потому "что правду говорить легко и приятно". Что такое дружить? Это
значит вести долгий, непрерывный разговор, даже если не звонишь и не
встречаешься и всё таки встретившись, услышавшись, подумавшись, продолжать
его с последней запятой. Когда между двумя людьми возникает такое чудо
"походу" жизни, это и есть настоящая душевное содружество. Тем более, если
каждое утро встречает тебя его картина - "Океан
Косаговского" - я её называю.
Юра теперь там, где ведут свои
бесконечные разговоры Рембрандт и Ван Гог, Леонардо и Ломоносов, Мусоргский
и Вагнер и вся, вся «могучая кучка» ноосферы. Я всегда теперь буду говорить
о нём, как о них - в настоящем времени.
Творчество Косаговского не
критикуемо, не расчленяемо, не объясняемо. Он сам и есть его творчество. Как
бесконечно сложный мир не может быть познанным, так его стихи, картины,
песни и разговоры не дифференцируемы. Между его творениями есть
дальнодействие аматора. Его нельзя познать по частям. Не он хватался за
всё, а всё хваталось за него!
Как я ему сказал однажды (а потом записал):
"Часто думаю о Юре, о его творчестве, о его не отформатированном взгляде на
жизнь, взгляде - художника, поэта, композитора. Поистине русская черта -
охватить необъятное! Именно благодаря таким людям как Юра Косаговский наша
страна столь «велика и обильна». Потому что у нас такой размах."
Я люблю когда он читает или поёт
свои стихи. Слава Богу, Юра делился ими в своих виртуальных музеях и домах отдыха. Всегда буду помнить его
замечательный романс где он говорит о мире, как я говорю о нём.
Художник Юрий
Косаговский - одно из самых ярких явлений русской культуры
последних десятилетий. Да, о нём пишут, что он не только художник, а еще и
писатель, да еще и музыкант и композитор-импровизатор... и Бог еще знает
кто. Не многовато ли? Ведь "профессионалы" не любят "неформат". Неформат -
это удел выскочек и любителей-самоучек.
Да еще Юрий Косаговский сам подставляется - у него своя сумасшедшая теория
гравитации (как физик могу сказать - совершенно безумная). Но я люблю его
картины, его рассказы, песни и стихотворения. А то что неформат...
Я глубоко убежден, что художник не может сотворить ничего стоящего, если он не писатель, хотя бы и потенциальный. Почитайте письма Ван Гога - любовь к размышлению, любовь к слову, к общению, к мелочам жизни, к ближнему. Да и как художнику не быть писателем, если название картины зачастую вытягивает половину смысла. Вспомните стихотворения Микеланджело или подписи к Капричос Франческо Гойи1 .
В качестве парадоксального доказательства, хочу привести пример возникновения арт-икон XX века - в которых нет ничего кроме названия (то есть белые или черные квадраты).
Так что, господа творцы - не бойтесь быть графоманами.
Для тех кто бывал в мастерской художника в районе м.Бабушкинская - совершенно очевидно, что - это уже готовый музей Косаговского. Есть и филиал - в Ельце. Речь идет только о том, чтобы этот музей стал принадлежать - городу. Вот об этом беспокоится Юрий Косаговский в своем, отчасти наивном, - воззвании, к которому я призываю прислушаться деятелей культуры:
1 Да, я знаю, что подписи к Капричиос не принадлежат Франциско. Но именно, они ему понадобились чтобы даже самый последний инквизитор сошёл с ума от их смысла.
Смотрите картины Косаговского! Это добрые, нерукотворные, но естественные картины выполнены в стиле "рондизма". Это название он сам придумал для вас простых посетителей, для критиков и для бюрократов в художественных академиях, фондах и мэриях, что бы вам было проще любить его.
Юрий Косаговский в "Русском
переплётё"
Главный редактор "Русского переплёта"
Живописец. Родился в семье врачей. C 1949 по 1954 гг. Жил в Китае. Учился заочно в Мос. Полиграф. институте (оконч. в 1966 г).
Как художник работает в области натюрмортной, пейзажной живописи, фантастических композиций, реже в жанре портрета (создал ряд портретов современных поэтов).
Участник выставок "Ретроспекция - 1957-1987", "Лабиринт" (Москва), "Другое искусство" (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Государственный Русский Музей, Ленинград, 1987-1990).
С 1985 по 1997 гг. проводил на выставках вечера поэзии: в Третьяковской Галерее (совместно с В. Куприяновым), в "Русском Лицее" (совместно с А. Алехиным) а так же в галерее "Экспо 88" , в "Выставочном зале на Солянке" , в Литературном музее, во Всероссийской Библиотеке Иностранной литературы (с А. Алехиным, С. Купреяновым, А. Метсом, и др.)*
В 1964-2001 годах состоялись персональные публичные выступления, и выставки-концерты Ю. Косаговского: в Москве (3 в цдх ), Дубне, Переделкино, Алма-Ате, Ташкенте, Ашхабаде, Талине, Риге, Страсбурге (на МЕЖДУНАРОДНОЙ ЯРМАРКЕ был представлен Францией) и Варшаве, а так же на Московском Международном ФЕСТИВАЛЕ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ в рамках программы Ю Н Е С К О "ФИАНИТОВАЯ ЗВЕЗДА " и в Чеховском Культурном Центре
в программе " КЛАССИКИ ХХ I ВЕКА ".Живопись представлена в частных коллекциях Европы, Америки, Средней Азии, Закавказья и Дальнего Востока, в том числе в крупнейшем собрании неофициального отечественного искусства за рубежом в музее Георгия Костаки (Салоники, Греция) - наряду с Кандинским, Малевичем, Шагалом, Зверевым и т.д., где значится, как основатель " РОНДИЗМА " (все изобразительные элементы на холсте имеют округлую форму), музее современной живописи " Другое искусство " (Москва), в Министерстве Культуры, Российском Фонде Культуры и пр.
Наиболее известные произведения в живописи - "Натюрморт на рояле", "Моя улица", "Мысли едущих в трамвае", " Яблоко ", " Ландыши ";
в музыке - Первый и Второй Концерты для фортепьяно соло, Концерт для ф-но с оркестром N 2; в авторском кинематографе - фильмы: "Возвращение", "Рождество" и "Свадебный подарок".
в литературе наиболее значительные произведения: " Сборник верлибров ", " Сборник рассказов " , романы и повести - "Восковой Человек", "Женщина в мышеловке", "Сито зеркал", "Поезд дальше не идет", " Мальчик поющий в пустой комнате " (стихи печатались в России и в Чехословакии, проза печаталась в России, Прибалтике и во Франции);
в авторском кинематографе: " Рождество ", " Возвращение ", " Три новеллы " .
Жил в Москве, тел. 4711631.
Б и б л и о г р а ф и я:
журналы - "REFLEX" (Прага 1990), " НОВЫЙ МИР " (Москва 1997), " АРИОН " (Москва 1996), " СТОЛИЦА " (Москва 1992), "LRS" (Париж 1993), "MARIE CLAIRE" (Москва 1997), " Ролан " (Москва 2000), " Русский переплет "" интернет-журнал (Москва 2000-2001)
еженедельники - " московские новости " (Москва - N1, 1993), " Экран и Сцена " (N46 1992),
монография " КОСАГОВСКИЙ " (Москва 1997), "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. РОССИЯ. ХХ ВЕК"
энциклопедический справочник СЭИ " Россия XX век " , Москва 1995
Профессиональный обзорный рейтинг " Единый рейтинг современных художников и мастеров XXVII-XX веков " (Выпуск 3, Москва, 2000)
Каталоги: " ДРУГОЕ ИСКУССТВО " (Москва 1990), Academie Artistiq Du Lys 1-er Salon "Prestig" La Chaise-Dieu (Academie europeenne et Internationale des Beaux-Arts le Barbizon), " КОСАГОВСКИЙ " (Москва 1994), " ХУДОЖНИКИ-ПИСАТЕЛИ ПИСАТЕЛИ- ХУДОЖНИКИ " (Москва 1997). И др.
на открытие выставки в 1994 г Гос.Дума давала поздравительную телеграмму.
О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ КОСАГОВСКОГО
Юрий Косаговский в галерее "Новые передвижники".
В "Русском переплете" опубликовано