Проголосуйте за это произведение |
═
и путь: не бояться ошибок и даже более того
румяных губ .
размышления о нашем обществе
Ошибка г-на Макинтоша
дала человечеству
открытие, не потому ли
пушкин любил ошибки?
Часто мы говорим - ах, это мелочи, не имеющие значения, и действительно есть мелочи не определяющие, например, Пушкин писал с ошибками. И даже стихи написал об этом, но чуть серьезнее:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю...
Он не только не стесняется ошибок, он как бы желает их видеть иногда или всегда, но не сказал в каких пропорциях, может быть, как изюминки в калорийной булочке? (т.е. штук десять на булочку, а, может быть, как маковые зернышки - тогда сотню?). Доверимся Пушкину - если он не определил, то не надо определять, оно само определится. Более того, он не считает это мелочью, т.к. любовь это дело серьезное, а он употребил слово не люблю, мог бы ведь сказать скучаю без ошибок. То есть правильность - скучна, такой вывод, и бедна, она обрубает потоки нового, а новое всегда стремится к нам, но чтобы его увидеть, не надо бояться отступить от нормы, а правильность это норма. Но нормы меняются, иначе и не может быть, иначе бы до сих пор в лаптях с бородами ходили, и путь: не бояться ошибок и даже более того - любить их, как улыбку румяных губ .
Это я вообще об разных гранях общественной жизни, но что дают ошибки грамматике русского языка? Движение и развитие тоже, язык это живой процесс и требуется опыт и отбор, но опыт и отбор можно совершить лишь, отклонясь от нормы, т.е. нарушая их. Кто-нибудь скажет, да это лаборатория и там надо работать писателям. Не возможно не согласиться, но с другой стороны, язык - это общественное явление, и только общество и может принимать или не принимать новые явления в языке, оно так и делает: то примет, то забудет, то отбросит (уже забываются советские аббревиатуры, которые казались и вечными, и, более того, нарушить которые иногда граничило с ответственностью из области юриспруденции).
Что же это означает практически? Практически надо любить правильность и неправильность равно, как равно любит мать своих детей. Но легко сказать, да трудно сделать, как можно любить неправильность, когда всю жизнь с ней боролись? Да и на железной дороге, да и в авиации, да и в медицине - где там может иметь место неправильность? И там: то сахар белая смерть, то холестерин - враг номер один, говорят медики, то без сахара нельзя и без холестерина тоже. В авиации практикуется (в США) студентов из морского дела принимать в конструкторские бюро, а для чего, а для того чтобы они делали больше ошибок, т.к. они меньше знают правила и запреты в чужой области - и проторивают новые пути в авиации.
Итак, ошибки нужны во всех сферах, а меру их определяет практика (опять невольно вспомнился пример с ошибочным изготовлением гуттаперчи, чего-то уронили в склянку, и резина получилась для человечества, кажется, фамилия совершившего ошибку была Макинтош, если я не перепутал что-то в этой истории).
Но как любить ошибки, сердцу ведь не прикажешь? Как можно любить то, с чем боролись и чего боялись?
Ответ прост. Надо все любить. И себя, и окружающих, и зверей, и хищников, и воду, и воздух, и сладкое, и кислое.
Но как любить - сердцу ведь не прикажешь? - зададимся в третий раз этим вопросом. Это просто, легко и приятно. Вообще все правильное в этом мире - легко и приятно. Надо всего-то настроится и только.
Наверно, жены часто замечают, что муж возвращается домой слегка другой, и они говорят: а, ты пообщался с таким-то и теперь в тебе налет его в манерах, ну-ка стань прежним. ("С кем поведешься от того и наберешься" - пословица говорит.)
Человек настраивающееся и потому общественное животное. Так вот, надо нам настраиваться на любовь . Обязательно надо, иначе - пропадем. Посмотрите, сколько гибнет пешеходов от автомобилей, и общество требует от пешеходов правил, а гораздо эффективнее относиться к пешеходу с любовью. Подумайте, что среди них тот: кто изобретет новый будущий цветной телевизор (это же был россиянин) или радио, как Попов, или таблицу Менделеева ... В Индии корова - священное животное, корову машина объедет или пропустит, а в России надо человека провозгласить священным объектом, священным животным .
Я вот сказал, что все правильное в этом мире легко и приятно. Хочу пояснить понагляднее. Мне было 18 лет, когда я сел за рояль. Душа восемнадцатилетнего человека искала легкой и приятной жизни, а вовсе не занудного учение, тренировок, труда, работы над собой и прочее. Я сидел за роялем по 10 часов, как рыбак с удочкой на городском пруду - то есть без толка (без рыбы часто рыбак сидит, а ловит малявок). Я понимал, что чтобы бегло играть пассажи надо над ними работать, трудиться, но меня тянуло удовольствие, и я ему следовал. Я думал можно же играть медленную музыку, но красивую?
Я как наркоман играл какие-то звуковые ряды (геометрически их придумав из комбинации черных и белых клавиш - т.к. не знал ни названия нот, ни гармонии). Чем же все кончилось? Через месяца три я молниеносно играл сложный пассаж, и мой приятель пианист, десть лет игравший до того, не мог повторить его, он сказал, что ему надо над ним поработать, чтобы сыграть. Позднее узнал я все, что мне понадобилось, и все кончилось сочинениями концертов для фортепьяно с оркестром. В Парижской консерватории, куда затянул меня мой продюсер, мне сказали, послушав мою игру, "да Вы оказывается концертирующий композитор-виртуоз!". А в дальнейшем я давал концерты и в Москве, и в Средней Азии, и в Прибалтике, и даже был приглашен участвовать в Международном фестивале, как пианист-композитор. Вот поэтому я и утверждаю, что приятное путь к совершенству .
Но не только водитель, настроившись на любовь (а это путь приятный надо напомнить) сохранит обществу драгоценные жизни дорогих соотечественников.
В разных областях общество наше оздоровеет и оживет, реанимируется, даже можно сказать - так велика сила любви.
В каждой отрасли общество поднимется как на дрожжах. Конечно, будут нас сдерживать несовершенные законы (например, налоги, не стимулирующие производство, а стимулирующие привоз товаров) и другие наши несовершенства. Но как может измениться весь психологический и нравственный климат в стране! А это и продолжительность жизни, и новые идеи, даже трудно охватить все замечательные последствия.
Но и законодатели, и чиновники не останутся прежними, они невольно увлекутся сознательно или бессознательно получат установку на любовь и на то, что человек священное существо и животное. Это не прожекты и мечты, это всего-навсего биология общественного устройства.
С другой установкой законодатели и чиновники другие законы сформулируют.
И более того, и мы полюбим их, что кажется совсем не реальным. Но, во-первых, мы полюбим их, сначала вообще из-за установки любить все (а в том числе и несовершенных деформированных особей) - а потом (еще один биологический закон общественный, закрепленный в русской пословице "как аукнется, так и откликнется" или в корейской "все чувства на свете взаимны"), потом они станут индуктивно изменяться в нашем окружении, так что начинать надо с нас. Давайте все любить. Давайте, это легко и приятно.
А преступники, их тоже любить? Их тоже. Достоевский говорил "войдемте в залу суда с мыслею, что и мы виноваты". Мы виноваты, конечно, отчасти, потому что преступники, часто это не достучавшиеся до общества люди. А во-вторых, надо понимать, что это за явление, когда переступают через что-то.
Люди, преступающие черту - это открыватели, охотники и изобретатели, бесполезно это искоренять и неразумно, надо просто вовремя отсеивать эти характеры и предоставлять им поле деятельности. Конечно, есть и больные - так их надо вовремя лечить и изучать. Изучать, чтобы не обжигаться.
На таких простых вещах, как невозможность достучаться до общества (ни спеть, ни сказать, ни нарисовать, ни заняться техническим творчеством) и построены конфликты, преступления и войны. Известно, как какой-то полицейский чин жаждал обеспечить всех подростков гитарами, и известно исторически, как производство гитар снизило преступность.*
Но в мире (во всех странах) интеллектуальная деятельность коррумпирована и регламентирована. Диккенс рассказывал, что, работая клерком, старался извести как можно больше бумаги кляксами и побольше сломать перьев (и это величайший гуманист!) - почему? А потому, что не мог удовлетворить инстинкт природный познания в форме, как теперь легко предположить, рассказов и романов.
Но на свете миллиарды маленьких "диккенсов" все портят и ломают, и их надо понять, и им надо помочь. Может быть, если бы Клинтон вволю бы наигрался на саксофоне, когда-то в молодости, может быть, он бы и не бомбил с Европой маленькую Югославию? Мне кажется причины конфликтов, драк, преступлений и войн - в области коррумпированности и регламентированности интеллектуальных занятий.
Психологи много чего знают, политологи тоже - но мы их не слышим. Может быть, оттого и не слышим, что не любим? Давайте любить все, и наша жизнь изменится к лучшему. Помните, с детства волшебное слово "пожалуйста"? Это слово из области любви? Наша жизнь изменится волшебно, это так просто и более того легко, и более того приятно, и более того бесплатно (иначе бы не было легко и приятно, кстати).
Как же без труда, без усилий, на одном удовольствии - несерьезные глупости, скажут. Но так скажут запуганные ошибочными правилами (например, "без труда не вынешь рыбку из пруда", так погоняют надсмотрщики бездушные и потому несчастные).
А как мать говорит, любя, ребенку: "не бойся", "это интересно", или как народ говорит, подбадривая: "лиха беда начало", "не боги горшки обжигают". А Шиллер сказал "и путь уже пройден, раз на него вступили".
Еще одна статейка о нравственности с призывом давайте будем лучше - подумает читатель. Да нет же, это предложение быть счастливыми, начиная и не откладывая, прямо с этой минуты. Только побудьте минуту настроенными любить все и поговорите в этом состоянии с людьми, и вы почувствуете счастье, оно благотворно поселится внутри вас и, может быть, навсегда, если не прогоните его. Как-то спросили кого-то из древних греков, дескать, мне 80 лет, спрашивал вопрошающий в письме, я хотел бы учиться на флейте играть, но не поздно ли? Быть счастливым никогда не поздно - такой был ответ.
* .......................................................................................................................................................................................................................................................
Не поленился и нашел: это был префект полиции Ливерпуля Джеймс Смит, а владелец многих баров музыкальных и кафе Алан Уильямс (в дальнейшем продюсер "Битлз") сказал, что "молодежь больше не выходила ну улицы, чтобы избить кого-нибудь, она наносила удары по струнам". - стр.14 Г.Шмидель " BEATLES ЖИЗНЬ И ПЕСНИ"
Ах, это тоже, что в церкви церковники говорят - кто-то скажет. Ну что вы! Еще скажите, что пророка из себя корчит автор, нет, это я в шутку написал евангелистским слогом "истинно вам говорю, полюбим чиновника, и чиновники полюбят нас". Там в религии сложно - молитвы учить, посещать, причащаться, проповеди слушать, молиться, крестом осеняться. Я не говорю, что это плохо, я говорю другое, любить все - это так просто, это можно сделать, не сходя с места, но кровь в ваших жилах потечет по другому и сердце соответственно, как чиновник будет служить не по долгу, а по любви. Вы это ощутите подобно солнечному теплу.
Я это знаю по собственному опыту и знаю, что жизнь выбивает из этого состояния, но, вспоминая об этом опыте, сразу же ощущаешь некоторое блаженство.
Ах, чудак, он призывает не пугать и не давить пешеходов, но время деньги, скажет деловой человек, а государственный водитель скажет, что там этот прохожий, когда едем по важному делу! Но делового человека надо предупредить, что не задавленный пешеход, может, и поможет ему в бизнесе своими изобретениями, а государственному надо сказать, какая разница, если задавит частная машина или государственная изобретателя цветного телевизора, радио или таблицы Менделеева? Но дело не только и не столько в меркантильной выгоде для общества в сохранении открывателей и изобретателей, но дело в самом образе жизни, когда солнце по-другому будет светить и весь мир по-другому будет восприниматься - более радостно, нежно и весело, в этом счастье и заключается что оно приятно. Я предлагаю просто быть счастливыми с этой минуты без трудов и забот, и более того говорю, что это не трудно, а приятно.
Как это, не дожидаясь сигнала по всей стране (помните, как это сделал Рузвельт, когда обратился по телевизору ко всей стране, давайте, дескать, американцы, жить честно и не надувать друг друга)? Как это, объявлять мораторий на собственное счастье в одностороннем порядке, не договорившись с обществом? Как это я ко всем с любовью, а они, этого не зная, ко мне как всегда?
А что же откладывать - никогда не поздно быть счастливым, но чем раньше синица в руках, вернее в сердце, тем лучше.
Нет, надо, чтобы новое поколение народилось более благородное, вот тогда ...
Но новое поколение, только глядя на нас, вырастет счастливым, человек общественное животное и ориентирующееся на других. В этом, кстати, ошибка многих родителей, они ради детей страдают и мучаются и думают, ну хоть дети поживут счастливо, но нет, они вырастают и страдают уже ради своих детей. Надо быть достаточно эгоистичными и быть счастливыми, и дети будут счастливы.
Это не проповедь, это, в крайнем случае, просьба, давайте будем счастливы, и это просто - надо всего-навсего любить себя, других, облако, собаку, птицу, чиновника, пешехода, ребенка, его ошибки, и чужие, и свои, и Пушкин об этом написал так хорошо и весело, и с любовью:
... как уст румяных без улыбки
без грамматической ошибки
я русской речи не люблю...
ведь если он любит "пышное природы увяданье", "мороз и солнце", "грамматические ошибки" - то он многое, наверно, любит в этом мире.
Театр начинается с вешалки, а Армия с военкомата, а Россия с вокзала. Раз уж армии коснулись, может быть надо "неправильно" "с ошибками" воевать? Во-первых, не воевать днем, а ночью спать - а сделать ночные и дневные подразделения, даже инфракрасные бинокли есть еще с прошлой войны, кажется, и, может, не генералам поручать разрабатывать планы, а полковникам и майорам, генералы наши формировались в мирное время, а полковники и майоры в военное?
Потом, это же горцы, у них институт старейшин важен, может быть, собрать их и советоваться с ними почаще, как мирную жизнь наладить?
Мне кажется, пока не перестанем давить пешеходов с самыми деловыми или государственными обоснованиями, ничего не достигнем. Пока не заведем тележки бесплатные на вокзалах, как в маленькой Финляндии или маленькой Греции... (это же позор для россиян, что ни на одном вокзале в России, как в деревне, нет тележек ни платных, ни бесплатных, для приезжающих и иностранцев, и соотечественников) ... ничего не добьемся, пока военкоматы не перестанут вести себя по-хамски, еще будут и в мирное время цинковые гробы от рукоприкладства. Как-то в московском Бабушкинском военкомате зимой был пожар, и сгорели трубы отопления, идущие от них к мастерским художников. И что же, извинились? Нет, себе евроремонт сделали, а к художникам трубы не восстановили, и уже несколько лет прошло , как бедные художники страдают. Что это? Хамство? Во всяком случает отсутствие любви к людям и к себе, что про них теперь думать будут?
И опять, и опять, и опять... Опять начнем сначала: давайте любить травинку, облако, птицу, собаку, пешехода, чиновника, преступника, себя...
Но любить можно только, освободившись от правил, регламентаций, от инструкций, от предписаний, он морали даже и от ума. Любить - это так просто, попробуйте, это легко и это приятно. Просто - любить и все. Улыбнитесь и любите.
5 июля 2000 г.
Проголосуйте за это произведение |