TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по . . .

25.01.2012
10:31

В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.

    Гришковец. ╚Конфликты ⌠чеховского■ типа оказались принципиально важны в драме XX столетия╩ (http://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml). Оно и понятно: Чехов в . . .

24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

22.11.2011
20:39

Мурмурсуляк.

    На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из . . .

07.11.2011
14:30

"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.

     

    Я почему-то думаю, что Звягинцев неверующий. (Может, мне удастся, пока пишу, понять, почему я так думаю.) Но √ сужу по себе √ и неверующий иногда да усомнится. И ох, как нехорошо в такую минуту. Вот такую минуту, по-моему, и растянул на целое кино ╚Елена╩ Звягинцев.

     

    Мне повезло. Я считаю, - пока вот это пишу (я не знаю, что со мной случится дальше), - что я сразу угадал, зачем Звягинцев применил такие длинные планы съёмки. Снимается так то, что является совершенно автоматическим в жизни. Как дыхание. (У здорового человека.) Мы, может, можем, например, поднатужившись, даже нарочно вспомнить днём минуту за минутой, как мы сегодня утром проснулись, потянулись, не сразу встали, какую ногу первой сунули в тапок, куда пошли в первую очередь. (Кстати, Звягинцев, снимая именно такое в начале, опускает заход в туалет. И теперь понятно, что он это не зря сделал, а √ отстраняясь от натурализма; тот стиль же потянул бы философию, дескать, идеального √ нет, а есть только материальное.) Любой шорох воспроизведён Звягинцевым сверхотчётливо, а разговор людей √ наоборот: не очень. Приходилось даже смиряться: ничего, мол, угадаю из контекста. Остальное же прямо утрировано: защёлкнулась дверца легковушки, завёлся мотор, легковая уехала; чирикнула птичка, другая, подальше; проехал грузовик; вздохнула глубоко Елена, проснувшись, выпростав руки из-под одеяла и согнув их в локтях; зашелестела простыня; прочирикал будильник; что-то грюкнуло при его выключении, упало, что ли; прошелестело отброшенное одеяло; ещё один глубокий вздох; звук двойного почёсывания лба; громкий шум постели при вставании с неё; ещё один вздох (чем-то угнетена Елена); она сидит на кровати, тишина, но какая-то гулкая, гудящая откуда-то из страшного далёка, как шепот самого космоса; наконец, тихо крякнув, Елена встала и босая бесшумно пошла набросить халат; он уже шуршит, очень громко; ещё одно лёгкое кряхтенье и шум почёсывания поясницы; шум пуфа, на который она села перед зеркалом; ещё один голосовой вздох, чтоб отделаться от наваждения, что мучило, наверно, во сне, и стёрла ладонями наваждение с лица; резкий, шумный выдох (справилась); шумно взбила ладонями волосы; ещё более шумно стала их причёсывать; шумно закрутила их в узел; грюкнула, упав, расчёска┘ Ну и так далее.

    Так вот вернёмся к дыханию. Насколько оно автоматично и незамечаемо, настолько оно важно для процесса жизни. Прекратится почему-нибудь дыхание на несколько секунд √ и нет человека. Умер.

    И осознав это, - а я осознал сразу, - становится уже страшно. Вовсе не от тяжёлого лёта и каркания вороны, с чего начался весь видеоряд и звуки. А от всех обычно незамечаемых звуков √ страшно.

    Первое так подробно снятое утро посвящено передвижениям Елены. Второе √ её мужу. И тут вступает √ не то, чтоб зловещая √ музыка. Но как-то так долго одинаковая, что начинает колотить от нехорошего предчувствия. И √ так и есть. У мужа случился инфаркт. Во время заплыва в бассейне. Он просто опустил голову под воду и больше не поднял, перестав двигаться.

    Он пожилой человек. Перенагрузил себя в то утро. Естественно, казалось бы┘

    Но нет. Из-за этого выборочного натурализма съёмки и звукозаписи относишь случай к себе. Не потому что я, скажем, старик. Я и молодой был, но, разгадав раз (см. тут) аналогичное отношение к автоматизму, к дыханию, к просто мигу жизни как не смерти, был крайне взволнован из-за смерти, которой никому не избежать и, может, скоро.

    В кино тоже есть такой момент касательно такого же, как я когда-то, молодого √ внука Елены. Там вдруг показана какая-то драка пацанов, зловещая. А быть пацану убитым в драке в большом городе┘ Это ж пустяк.

    И ждёшь же мести Судьбы. За то, что бабушка ради этого внука убила своего мужа.

    Точно так же запросто может кончиться смертью с другим внуком. Он же почти не ходит ещё. А пытается. И долго ли ему сверзиться откуда-то, будучи оставленным на секунды две без присмотра?

    Наконец, совесть Елены может сыграть с нею злую шутку, и она, отдав сыну украденные мужние деньги┘ Мавр сделал своё дело √ мавр удаляется. На тот свет.

    Ждёшь всего этого. Тем более что та, зловещая, музыка вступает и вступает.

    И ничего этого не случается.

    Жизнь, вот эта, животная, автоматическая, неосознаваемая жизнь продолжается: идут титры. Но фильм не кончился: та музыка продолжается. Однако не просто продолжается, а постепенно-постепенно перебивается нежной мелодией.

     

    Я понял, почему я подумал, что Звягинцев неверующий. Он с таким же натурализмом, как всё, снял, как неверующая Елена пошла всё же в церковь и поставила две свечки во здравие. Как ей объяснила предварительно старушка, как это сделать, где нужные иконы┘ Как Елена перекрестилась. Правильно. Можно ж в телевизор глядя невольно научиться этому. (Этот телевизор постоянно что-то бубнит в кадрах.) Как она на долю секунды запнулась, подумав, надо ли ей и перекреститься.

    Неверующая┘ Образованная┘

    Да мало ли каждый из нас знает таких же вокруг? Нецерковноверующих. Как беда √ так к Богу. Она ж сказала падчерице, что любит её отца. Падчерица, змея, вворачивает: ╚За деньги╩.

    Что? Не в бровь, а в глаз? √ Да нет. Как-то сложнее. Нет твёрдости во всём, что выше натурализма.

    *

    А сколько-то дней до того меня с экрана того же телевизора соблазнил Михалков посмотреть его ╚Цитадель╩. Он так проникновенно говорил, давая интервью телекорреспондентке, так искательно глядел в объектив, что я решил забыть про антипатию (из-за всех его фильмов, начиная с ╚Жестокого романса╩, какие видел). И стал смотреть эту ╚Цитадель╩.

    И меня начало трясти чуть не с первых же кадров. От реалистичности показа военного быта. Вернее, от абсурда (ну что поделаешь √ жизнь непредсказуема) приказа какого-то пьяного командира (его уязвил собутыльник, дескать, слабак, не можешь взять цитадель). Оскорблённый приказал другому подчинённому немедленно, час на подготовку, днём, силами штрафного батальона, без артподготовки, атакой в лоб взять цитадель. Тот √ в крик, в смысле √ сумасшедший, у немцев же каждая кочка пристреляна с прошлой атаки, нас же просто перебьют. Командир в ответ в ещё страшней крик. Выхватывает у кого-то пистолет и приставляет его ко лбу возмущающегося. Расстреляет, мол, тут же за неисполнение приказа. Возражающий впадает в молчаливую ярость. И, √ не жертвовать же собственной жизнью вот, под дулом, - с той же яростью на лице отправляется к себе в расположение и отдаёт приказ. Абсурд ширится. Один укладывается на нары и говорит, что в атаку не пойдёт. Просто потому, что ему стыдно перед немцами за такую неумелость ведения войны. Котов (Михалков), - он рядовым теперь в штрафбате воюет, - его шутливо отговаривает, дескать, в атаке тебя, может, и не убьют, а останешься √ тебя без разговоров тут же пристрелят свои (занимая траншею, чтоб стрелять по отступающим). И вскоре мы что-то такое таки и видим. Потому что те ж всё же свои, и им жутко от одних этих обязанностей, а вот кто-то бежит назад, и надо стрелять, и стреляют. И попадают √ мельком снято √ в затылок другому, наступающему. Но это √ спустя минуту. А до того Котова ищет приехавший энкавэдэшник (играет Меншиков), спрашивает всех, где Котов, расталкивает, спешит, чтоб успеть до начала атаки, кричит, Котов его издали увидел, узнал, испугался, и полез через бруствер окопа, к немцам, в атаку, один, а за ним поднялся весь батальон. И энкавэдэшник. По инерции. Так хотел остановить Котова, пасти. Теперь он испугался. Рыпнулся было назад. А там уже очумевшие от задачи стрельцы по отступающим. Пришлось опять в атаку. Нашёл-таки Котова. Ну и √ надо понимать √ не убило их, хоть почти весь штрафбат полёг. Вернулись оба к своим. И не застрелили свои при возвращении. И попали √ это всё из разговора понимаешь √ к тому пьяному командиру. И Котов, видно, назвал его соответствующе, и ударил в пах, и энкавадэшник, чтоб его спасти от трибунала, надел на него наручники и увёз из расположения части, мол, для препровождения в органы. Но вскоре машину остановил. Показал приказ о возвращении ему генеральского звания. Завёл Котова в кусты. Снял с него наручники. Отдал ему свой пистолет. И рассказал (это показано), как он в машине, выгнав шофёра на дождь, изнасиловал жену Котова, предварительно дав ей прочитать показания Котова же на неё, будто она английская шпионка (показания, которым √ надо понимать √ энкавэдэшник ходу не дал). Ну Котов выстрелил. И даже всю обойму разрядил. Но, оказалось, себе под ноги, а не в рассказавшего. И √ монтаж √ они оба (Котов в генеральской форме) являются на дачу, где живёт семья Котова.

    Где-то в промежутке вставлен эпизод родов в кузове грузовика под бомбёжкой. Который, - как и обещал Михалков при интервью, - не оставил меня равнодушным. И от продолжавшегося военного натурализма меня, ещё не остывшего от идиотической атаки, продолжало трясти.

    Но то была последняя тряска.

    Я постепенно стал осознавать, что передо мной развёртывается простое присоединение одной невероятности к другой. Чтоб было круто, ещё круче, ещё круче┘

    И √ перестало действовать.

    Я ж не американец, на чью потребу, видно, и сделан фильм, хоть Михалков в интервью это рьяно отвергал. И аж уговорил меня смотреть.

    В общем, идёт сцена встречи семьи с генералом. Жена √ ненавидит. Обнаруживается, что она родила. Что кто-то прикрыл её позор и взял замуж. И Котов берёт её за руку и тащит на второй этаж разбираться. Ясно, что, как и в самом начале сериала, получается, в ╚Утомлённых солнцем╩, станет там её трахать и переломит, как и тогда, её отношение к себе, чуть было тогда не отдавшейся энкавэдэшнику.

    И таки я угадал.

    И стало противно.

    И, не досмотрев начинавшуюся уже вторую эротическую сцену, я выключил показ.

     

    7 ноября 2011 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
297830  2011-12-06 23:08:18
Воложин
- И опять он будет не пгав! Крылов. Досадно, что моё имя он мусолит http://krylov-igor.livejournal.com/231742.html?view=735550#t735550 в связи с нечутким применением идей Выготского, которые я использую чаще всех. Зачем в кино ╚Елена╩ Звягинцев применил натуралистическую киносъёмку (долгие планы, усиленная фонограмма бытовых шумов)? Для того, чтоб присоединиться к художественному смыслу, выражаемому стилем натурализма 19-го столетия, состоящему в спокойном выводе о том, что нет в человеке ничего выше физиологии, материального интереса? Нет! Наоборот! Музыкальное сопровождение, впервые появившееся перед сценой инфаркта у мужа Елены и много раз повторившееся в фильме приводит же вас в ужас: опять чистая физиология! И от столкновения спокойного безразличия со страшной повторяемостью в вас же всё кричит: нет материальному интересу и только! Сложноустроенность в фильме у Звягинцева. Не одно сказание спокойно, не второе сказание страшно, а и одно и второе сразу, из-за чего и происходит в душе третьесказание: нет! и т.д. То есть ╚Елена╩ таки художественный фильм. Высшей пробы. Такого давно не было в российском кино.

297835  2011-12-07 01:36:50
И Крылов - С. Воложину
- И все же вы ошиблись. Нет там третьесказания. Есть - поразительная натуралистичность (1), поразительно точное иносказание (2). А, по-вашему - "противочувствие", создается только музыкальной темой. Вот эта музыкальная тема заменила собой то, что называете вы художественным смыслом, сымитировала его. Как и натуралистичность заменила собой подлинный драматизм - нет там никакой драмы, одна физиология. Все-таки слово "смысл" в этом словосочетании главное и определяющее. Художник а) не ставить задачи этот смысл выудить из натуралистичности, б) не ставит задачи пересказать с помощью образов какой то уже существующий в его голове смысл. Художник делает все возможное чтобы тот смысл, который есть у него в голове, в образной же не вербализированной форме, как некое ощущение его, предчувствие - передать так, чтобы ни первого ни второго не было. Чтобы был бред сумасшедшего. Но в этом и есть суть художественной формы, чтобы этот смысл пророс другим способом, другим языком, другими средствами. На самом деле в фильме нет главного - действия. Но есть развитие идеи, вполне рационально идентифицируемой. Значит это не искусство в полном смысле этого слова. Это подделка, подражание искусству. В полной мере тоже самое относится и к фильму МихАлкова Унылая цитадель 2.0.

298113  2011-12-19 20:57:15
Воложин
- Что ж он, Звягинцев, ино-сказал?

Вы б лучше сюда http://kinosovremennik.livejournal.com/2399.html вставили моё возражение.

28.10.2011
13:29

Кто опростоволосился: Попов или я?

    Мы советскую власть, мягко выражаясь, ненавидели, во всех ее проявлениях. М. Чудакова. Недавно я позволил себе укусить Маркса и Ленина за то, что они не . . .

17.09.2011
12:54

Соблазн.

    Акунин написал ╚Турецкий гамбит╩ в 1998 году. Денис Медоуз книгу ╚За пределами роста╩ - в 1992 году. Акунин, тоже, как и Медоуз, рассуждающий в романе о судьбе . . .

25.08.2011
18:26

Предискусство.

    А давайте подойдём догматически: если когда-то произошло искусство, то перед ним было предискусство. С другой специфической функцией. И если искусство, по . . .

06.08.2011
14:45

Грис, художник "подлинной действительности".

    Давайте проследим за рассуждением Хюбнера. А дальше - сами в том же духе┘ 19-е столетие доказало могущество науки и техники? √ Доказало. √ Значит, объективность, . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100