TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут) . . .

25.03.2020
17:52

Красота и водка

    Почему вымерли ненандертальцы? Оттого, что оледенение Европы кончилось? Мамонты исчезли, главная еда неандертальцев? Или сжили их со света более умные . . .

24.03.2020
09:56

Энергия новичка

    Энергия новичка смешна у старика, но что делать – интересно… Может, заражу кого – и тому будет тоже интересно… Я наткнулся на цитирование Кибирова, понятое, . . .

23.03.2020
13:33

Неисповедимы...

    Есть особый восторг, когда совпадают ну тончайшие соображения. Ну тончайшие. Такое произошло со мной от чтения у Эфроса, как Цвейг оказался равнодушным к “Боярыне . . .

22.03.2020
18:11

Ёкает?

    Когда-то давно я слышал (по радио) легенду, как султан решил определить, кто из славящих его поэтов настоящий поэт. Он объявил, что отныне не будет платить за . . .

14.03.2020
17:04

Кошмар

    Имея довольно мало объективных доказательств естественно нарываться на провалы. Это я о приходе Шнурова в политику в “Партию Роста”, партию капиталистов . . .

13.03.2020
18:40

Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве

    Новые теоретические допущения целесообразны, если они отражают действительность. Рассмотрим подсознательный идеал автора. Был ли он зафиксирован наукой об . . .

11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к коммунизму. Я как был прокоммунистом, так им и остался.

    Жаль, я не запомнил ни автора ни названия одной маленькой картины, которую я видел на приезжавшей выставке в Каунасском художественном музее в 60-е годы…

    Я тогда был ещё холостым, вёл грязноватую жизнь охотника на женщин. Но идеал мой был иной (его я и осуществил в результате, женившись не просто на той, в кого влюбился, но и на предмете моей мечты, одухотворённой девушке, с таким же идеалом, как и у меня; сперва я хотел было её просто соблазнить, да не вышло, и очень скоро заметил, что она – моя мечта).

    А на той картине была изображена утренняя заря и обнявшиеся парень с девушкой на плотине, видно, они – её строители, и вот, прогуляли всю ночь… И, если в эту секунду и не строят планы на будущую совместную жизнь, то вот-вот станут это делать.

    Я, может, и со слезами смотрел на эту картину (я был далеко не удачливый ходок к женщинам).

    Всё это я вспомнил от чтения таких слов:

    "…я считаю эту картину с таким непритязательным названием “Вечеринка” одной из самых важнейшей во всей Третьяковке” (Мартынов. 2017. https://www.proza.ru/2017/12/09/1707).

    Маковский. Вечеринка. 1875 - 1897.

    Девушка что-то пафосное говорит. Но явно революционное. И не только потому, что от года окончания картины до революции 1905 года только 8 лет. И не потому, что революционное варение, кто виноват и что делать, шло в России всю вторую половину XIX века. – Это для знающих русскую историю ясно, что тут не вечеринка, а тайная сходка под видом вечеринки. А вот для не знающих?..

    По горестной позе и выражению лица крайнего слева и глубочайшей задумчивости седовласого можно понять, что речь о каких-то социальных безобразиях. И девушкой даётся моральный выход. Очень широкого плана, ибо очень разные люди собрались. И проняло всех, разве что уединившаяся парочка слева занята больше собой, чем общим интересом. Ну и стоящий с трубкой в зубах, похоже, ироничен. Нет, сомнителен и аплодирующий, ему девушка нравится, а не её пафос.

    В 2017-м процитированный Мартынов написал свою оценку. Видно, хорошо и лично ему знакомо, что миллионы и миллионы россиян живут сегодня за чертой бедности.

    Но.

    Если полицейские тогда считали, что правительство "своими “благотворительными” мерами и желанием угодить общественности, усиливает рост противоправительственных настроений” (http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Krasnov.pdf), то этот рост не был ни для кого секретом. Маковский не был реалистом, если за реализм считать чуяние художником того в социуме, что ещё никто не видит. Кем же он был? Изолетописцем? Фиксировал знаемое.

    Как тепершний я, ценящей в неприкладном искусстве наличие следов подсознательного идеала автора, могу считать эту картину художественной? – Никак!

    Или?..

    4 сомнительно, что сочувствующих, против 8-ми сочувствующих – это слизком плохое соотношение для самых передовых людей… И Маковский намекает таким раскладом на пустую говорильню? Длящуюся больше 20 лет?..

    Нет. Глядя, что рисовал Маковский вообще, видно, что он, как акын, едущий по степи: что видит, о том и поёт. Хроникёр. Без пафоса. Просто внимательный. Потому и заметил 4-х, не пронятых моральным пафосом выступавшей.

    Прав Бенуа:

    "Весь успех Вл. Маковского объясняется тем, что он разбавил веское, несколько даже тяжелое искусство своих предшественников жиденьким, умеренно подогретым бульонцем своего острячества, своей якобы объективности” (http://www.tphv-history.ru/books/benua-istoriya-russkoy-zhivopisi29.html).

    И неправ тот невнимательный искусствовед в наше время, который думает, что Маковский – за революцию:

    "…в… 1897 г. появились традиционно назидательная жанровая картина из жизни революционной молодежи - “Вечеринка” В. Е. Маковского…” (Стернин. https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-iskusstvo-poslednih-desyatiletiy-xix-v-vzglyad-iz-xxi-v).

    Мне молодому, стихийному левому шестидесятнику, вряд ли понравилась бы “Вечеринка”, увидь я её тогда. За беспафосность. Меня сейчас просто проняла искренность процитированного неквалифицированного Мартынова. На которую навела странная невнимательность Стернина.

    25 февраля 2020 г.

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100