Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.04.2020 |
|
09.04.2020 |
|
07.04.2020 |
|
05.04.2020 |
|
04.04.2020 |
|
03.04.2020 |
Почему Бродский писал по-русски и вне родины
|
02.04.2020 |
Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)
|
31.03.2020 |
Поражение, почти равное победе
|
29.03.2020 |
|
28.03.2020 |
|
26.03.2020 |
|
25.03.2020 |
|
24.03.2020 |
|
23.03.2020 |
|
22.03.2020 |
|
14.03.2020 |
|
13.03.2020 |
Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве
|
11.03.2020 |
Геометрические страсти, в частности, бесстрастие
|
10.03.2020 |
Кошки скребут Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к коммунизму. Я как был прокоммунистом, так им и остался. Жаль, я не запомнил ни автора ни названия одной маленькой картины, которую я видел на приезжавшей выставке в Каунасском художественном музее в 60-е годы… Я тогда был ещё холостым, вёл грязноватую жизнь охотника на женщин. Но идеал мой был иной (его я и осуществил в результате, женившись не просто на той, в кого влюбился, но и на предмете моей мечты, одухотворённой девушке, с таким же идеалом, как и у меня; сперва я хотел было её просто соблазнить, да не вышло, и очень скоро заметил, что она – моя мечта). А на той картине была изображена утренняя заря и обнявшиеся парень с девушкой на плотине, видно, они – её строители, и вот, прогуляли всю ночь… И, если в эту секунду и не строят планы на будущую совместную жизнь, то вот-вот станут это делать. Я, может, и со слезами смотрел на эту картину (я был далеко не удачливый ходок к женщинам). Всё это я вспомнил от чтения таких слов: "…я считаю эту картину с таким непритязательным названием “Вечеринка” одной из самых важнейшей во всей Третьяковке” (Мартынов. 2017. https://www.proza.ru/2017/12/09/1707). Маковский. Вечеринка. 1875 - 1897. Девушка что-то пафосное говорит. Но явно революционное. И не только потому, что от года окончания картины до революции 1905 года только 8 лет. И не потому, что революционное варение, кто виноват и что делать, шло в России всю вторую половину XIX века. – Это для знающих русскую историю ясно, что тут не вечеринка, а тайная сходка под видом вечеринки. А вот для не знающих?.. По горестной позе и выражению лица крайнего слева и глубочайшей задумчивости седовласого можно понять, что речь о каких-то социальных безобразиях. И девушкой даётся моральный выход. Очень широкого плана, ибо очень разные люди собрались. И проняло всех, разве что уединившаяся парочка слева занята больше собой, чем общим интересом. Ну и стоящий с трубкой в зубах, похоже, ироничен. Нет, сомнителен и аплодирующий, ему девушка нравится, а не её пафос. В 2017-м процитированный Мартынов написал свою оценку. Видно, хорошо и лично ему знакомо, что миллионы и миллионы россиян живут сегодня за чертой бедности. Но. Если полицейские тогда считали, что правительство "своими “благотворительными” мерами и желанием угодить общественности, усиливает рост противоправительственных настроений” (http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Krasnov.pdf), то этот рост не был ни для кого секретом. Маковский не был реалистом, если за реализм считать чуяние художником того в социуме, что ещё никто не видит. Кем же он был? Изолетописцем? Фиксировал знаемое. Как тепершний я, ценящей в неприкладном искусстве наличие следов подсознательного идеала автора, могу считать эту картину художественной? – Никак! Или?.. 4 сомнительно, что сочувствующих, против 8-ми сочувствующих – это слизком плохое соотношение для самых передовых людей… И Маковский намекает таким раскладом на пустую говорильню? Длящуюся больше 20 лет?.. Нет. Глядя, что рисовал Маковский вообще, видно, что он, как акын, едущий по степи: что видит, о том и поёт. Хроникёр. Без пафоса. Просто внимательный. Потому и заметил 4-х, не пронятых моральным пафосом выступавшей. Прав Бенуа: "Весь успех Вл. Маковского объясняется тем, что он разбавил веское, несколько даже тяжелое искусство своих предшественников жиденьким, умеренно подогретым бульонцем своего острячества, своей якобы объективности” (http://www.tphv-history.ru/books/benua-istoriya-russkoy-zhivopisi29.html). И неправ тот невнимательный искусствовед в наше время, который думает, что Маковский – за революцию: "…в… 1897 г. появились традиционно назидательная жанровая картина из жизни революционной молодежи - “Вечеринка” В. Е. Маковского…” (Стернин. https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-iskusstvo-poslednih-desyatiletiy-xix-v-vzglyad-iz-xxi-v). Мне молодому, стихийному левому шестидесятнику, вряд ли понравилась бы “Вечеринка”, увидь я её тогда. За беспафосность. Меня сейчас просто проняла искренность процитированного неквалифицированного Мартынова. На которую навела странная невнимательность Стернина. 25 февраля 2020 г.
|
09.03.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"