TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к Христу, но на ином уровне духовидения” (В. Бычков. https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

    Есть ли доказательства такому заявлению?

    Я сам подобным заявлением пользовался, но – относительно художественного смысла произведений неприкладного искусства.

    Ну в самом деле. Если художественный смысл – это расшифрованный подсознательный идеал автора, то есть – нецитируемое, то любой кусок “текста” произведения не есть его художественный смысл.

    Однако является ли “Антихристианин. Проклятие христианству” (1895) Ницше художественным произведением? – С очевидностью – нет. Это – философское произведение. То есть то, что есть там в тексте, не должно пониматься в обратном смысле. А там есть слова типа: "Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство”.

    Естественный отбор в человечестве происходит не на социальном уровне, а на уровне общения с микроорганизмами. Например, от животных к человеку попадают вирусы, что оказывается смертельным для части человечества; но остальная, выжившая, оказывается приспособленной к выживанию при заболевании от этого вируса. Она прошла естественный отбор.

    А в социальной сфере естественный отбор прекратился с собственно появлением человечества. От этого поначалу началось его вырождение по такому показателю высшей нервной деятельности, как её подвижность (см. тут). Но вырождение было преодолено расширением культуры (там же). Только у северных народов из-за плохих условий оно задержалось, чему свидетельство – шаманизм и его приятие окружающими шамана (там же).

    Развитие культуры спасло психически слабых. Христианство как часть культуры внесло свой вклад в это спасение. Ницше же предложил возврат к естественному отбору. Открыто.

    Объявлять его приходящим к Христу можно только в рамках эссе, являющемся довольно безответственным жанром среди словесных произведений культуры.

    Зато логику и энергию данного эссе можно использовать для доказательства того, что подсознательным идеалом ницшеанства является метафизическое иномирие, равномощное с тем светом христианства, только без христианского нюанса спасения там душ.

    "Ницше — это отчаянный крик изболевшейся души человечества в больном теле человека — вопль и страх богооставленности и провидение того ИНОГО…” (В. Бычков).

    Как человек верующий, В. Бычков признать антихристианство Ницше просто не может, раз Ницше стал так знаменит и авторитетен. Поэтому, чтоб использовать "от противного”, В. Бычков наделяет нехорошестями не отвергаемый Ницше Этот мир, а то иномирие, к которому Ницше приходит. Но приходит не в философии, а в поэзии с её скрытым художественным смыслом (потому скрытым, что выражается-то – бессловесное подсознательное). И то иномирие настолько же хорошо, насколько плох Этот мир. То есть, да, "от противного” Этого мира, но не к Христу он пришёл. – Смотрите.

    Против законов

     

    Моченым шнуром вновь и вновь

    Стянул мне горло шум часов;

    Мерцанье звезд, петуший крик,

    И свет, и тень - исчезли вмиг,

    И все, что знал я, стало вдруг

    Глухой, немой, ослепший круг -

    Во мне остался мир без слов

    Под шум закона и часов...

    Мне – после того, как я разобрался с Чеховым (а тот – ницшеанец, ставший им независимо от Ницше и одновременно с ним) – легко было раскусить, в чём тут перец. – В доведении читателя до предвзрыва, предполагающего взрыв не простой, а такой ужасной силы, что от него должен исчезнуть сам Этот мир, и… И что дальше? – А дальше – иномирие. Принципиально недостижимое, но всё-таки условно достижимое: путём удачи дать образ этого иномирия, в данном стихотворении – "от противного”.

    Вот и судите, какова чувствительность у лирического героя ницшевского стихотворения, если он сам ход времени переносить больше не в состоянии. Неумолимый ход времени, такой же неумолимый как и все законы на Этом свете, физические и человеческие. – Ненависть выше всякой меры. И даже не физические страдания чьи-то или самого героя за этой ненавистью стоят. Страдание – духовное. Скучно! Нес-тер-пимо скучно.

    Я лично лишь раз в жизни что-то отдалённо напоминающее испытал. Помню, это было в Одессе. Я приехал туда ради ухаживания за своей будущей женой. А она была звезда в некотором роде. Туристическая. Она и альпинисткий значок заработала после одного восхождения. Сверхвумэн, в общем. И все они себя сверхчеловеками относительно мещан считали (умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт). И туризм у них – поначалу – был не простой, а очень трудный. И не спортивного интереса ради, а как закалка для нравственных трудностей будущей борьбы за коммунизм в стране, катящейся в вещизме к перерождению в капитализм. Идейный такой туризм. Со специфическим песнями. – А я был обычным. И она меня стеснялась показывать своей компании (они чуть участок земли под коммуну не получили). Меня б раскусили с первого взгляда. Ну она думала, что меня перевоспитает, и потому не бросала. И вот раз оставила меня ждать на улице, а сама зашла к соратнику – надо так сказать – о чём-то договориться. И я зарядился терпеливо ждать. (А доверие к ней у меня было безграничное. И готов я был терпеть от неё, что угодно.) И вот я стоял и терпел. Сначала без никаких эмоций. Ну, что делать, если надо потерпеть… Я даже время не засёк. Я не вспомню всех эволюций своего терпения. Помню только, что в конце мне болело всё тело, будто я таскал мешки на плечах. Вот остановилось время и всё! И это сказалось аж на мышечной боли.

    Так или иначе, я очень понимаю лирического героя стихотворения “Против законов”. Хоть я человек по поступкам не экстремист. Я просто пониматель (за то, наверно, моя зазноба меня и ценила, ну и идейно я был свой). Даже и такого вот экстремиста – понимаю.

     

    Наличие иномирия как подсознательного идеала у Ницше и ницшеанцев в момент создания произведений неприкладного искусства почему-то не замечают. А если и замечают (см. тут), то опасаются впрямую написать. Наверно, не хотят рисковать своей репутацией учёного (подсознательное-де ненаучно). Но вот, косвенно, этим ИНОГО у эссеиста В. Бычкова (а эссеисты бесстрашны), истина всё-таки прорывается.

    22 февраля 2020 г.

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100