TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.12.2025
11:59

Синичкин

    В первую очередь я осведомился не писал ли я о нём. Увы, я почти всегда теперь забываю, о ком пишу. Не западает в душу. Усталую, наверно. Не писал: “Собачий . . .

03.12.2025
07:37

В чём права Пугачёва

    Она приезжала в Россию по каким-то делам, уехала и огрызается на недобрый приём где-то. Открытым письмом. То есть и мне, получается. Мне – как идейному антагонисту . . .

18.11.2025
19:11

Четырнадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Наконец, Гройс заканчивает, а я б мог торжествовать: выведенное мною самостоятельно . . .

17.11.2025
19:55

Тринадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

     

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут.

    .

    Следующее имя – Франциско Инфанте.

    Должен заметить, что я получаю немалое удовольствие от того, что удаётся понимать

    здорово нечитабельный текст Гройса и с его помощью – понимать одного за другим концептуалиста. Это чисто интеллектуальное удовольствие. К художественному и эстетическому переживанию оно не имеет отношения: с теми реагирует весь организм, а тут – только ум. Но, может, от умения понимать недалеко до везения что-то когда-то концептуалистское воспринять непосредственно и непринуждённо…

    Вот возьму и попробую приобщиться к произведению, которое упомянуто было ещё Екатериной Дёготь в связи с трудностью что-то о произведении сказать:

    “…сами произведения проблематичны для показа, причем, чем менее они потакают желаниям неинициированного зрителя, тем лучшими их считает само сообщество. Когда два члена круга в один голос говорят “это абсолютно гениально” по поводу куска мыла со следами зубов,

    Сергей Ануфриев. Без. 1987.

    – подслушивающий может пожать плечами. Система, построенная на бесконечном обсуждении, лучшими считает работы, эффективно блокирующие это обсуждение введением абсолютной категории: чем более о работе “нечего сказать”, тем более она “гениальна”” (С. 11).

    Тогда, читая начало книги, я не смог в интернете найти эту вещь. А потом, проезжая боковым движком на экране компьютера по страницам книги, я на неё наткнулся.

    Ну… Если надо что-то сказать, то, по-моему, верна ассоциация с одним из персонажей сверхоптимиста А. Платонова “Одухотворённые люди”. Он, последний погибший краснофлотец из всего четырёх, остановивших тьму немцев в бою под Севастополем. Перед тем, как со связкой гранат на поясе броситься под гусеницу танка, он схватил горсть земли и съел. И немцы атаку прекратили перед уже мёртвыми краснофлотцами. И, значит, коммунизм наступит в свехбудущем. – Такой экстремизм. Маньеризм ХХ века. Коллективистский.

    А у Ануфриева – противоположный, индивидуалистский: шиш он наступит в принципе. Рай нигде не возможен в Этом мире. Потому укусить несъедобное (мыло) это образ того предвзрыва взрыва, который мыслится вышвырнущим вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Что: чему-то научился, пока читал? Или просто работают прежние приёмы, выработанные на Чехове?

    *

    Но – далее: к Инфанте.

    “С начала нашего века искусство, осознав свою автономность от “жизни”, т. е. от изображения жизни…” (С. 349).

    Гройс пишет так, будто испокон веков искусство имело цель “изображения жизни”. Тогда как даже прикладное искусство такой цели не имело. Тот же академизм взять. Его целью было хвалить класс, превосходящих все остальные классы. А у передвижников была цель печалиться о народе и тем пронять высший класс, чтоб он что-то сделал для низшего. Воплотить замысел сознания была цель прикладного искусстве 19 века, а не изобразить ту или иную жизнь.

    Впрочем, я ж не дочитал.

    “… преисполнилось вместе с тем и высокомерного превосходства над ней. Ведь если у искусства свой закон, то и жизнь может быть понята как искусство, и если ее так понять, то сразу становится видно, что жизнь – это плохое искусство. Художник, знающий закон творческой свободы, имеет долг преобразовать жизнь по этому закону, т. е. сделать жизнь прекрасной. Футуризм…” (С. 349).

    Шиш – футуризм. Он-то как раз так страдал от видения недостатков любимого Прогресса, что хвалил его, идеального, как бы закусив губу до боли – искорёживая натуроподобие едва ли не до рекордной степени по сравнению с другими корёжащими “измами”.

    Хлебников в 1908 году потому “Бобэоби” написал, что, с одной стороны, не мог успокоиться от поражения русских в Цусимском сражении 1905 года, а с другой, его ужасало, что он чуть не единственный в России знал теорию относительности; и как же в таких обстоятельствах возродить погибших моряков, пользуясь тем объективным фактом, что направления времени в теории относительности нет (значит, возрождение возможно).

    Неужели Гройс не может отделаться от писания ерунды – ради выражение ненависти к Неизвестности в Этом мире (которая неизбежно проступит в вопросе: прав Гройс или духарится?)?..

    Похоже, он продолжает духариться. Хоть в Италии действительно был архитектор Сент’Элиа, исключение в футуризме, который был настолько прекраснодушен, что в Прогрессе негатива не видел, а низменное старался, как в Высоком Возрождении, сопрячь с высоким. – Похоже, Гройс его имеет в виду, и…

    *

    “…эти примеры художественного прожектерства общеизвестны. В 1950-х–1960-х годах желание подчинить жизнь искусству возродилось в хэппенинге и в утопических видениях будущего” (С. 349).

    А на самом деле наоборот:

    “Как будто цель затеи — либо потешиться над публикой, либо ей нагрубить. Аудиторию могут окатить водой, осыпать мелочью или свербящим в носу стиральным порошком. Могут оглушить барабанным боем по ящикам из-под масла, направить в сторону зрителей паяльную лампу. Могут включить одновременно несколько радиоприемников. Публику заставляют тесниться в битком набитой комнате, жаться на краю рва у самой воды. Никто тут не собирается потакать желанию зрителя видеть все происходящее. Чаще его намеренно оставляют с носом, устраивая какие-то из представлений в полутьме или ведя действие в нескольких комнатах одновременно” (Зонтаг).

    Это ж уже знакомое ницшеанское доведение до предвзрыва. (И понятно, почему. Чуткий автор на Западе не может же лицезреть это полное отсутствие демократии при громе кругом, что вот она. Автор предлагает – показом образа сверхада – побег из ада действительности вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие).

    Зачем Гройс так?

    *

    “И все же мечта и ритуал отнюдь не умерли. И доказательство тому – творчество Франциско Инфантэ. Его искусство наследует по стилю тому направлению европейского и русского авангарда, которое ставило своей целью переустройство мира…

    …акции, организуемые Инфантэ, следует отнести не к хэппенингам, а к перформансам. Они направлены не на непосредственное вовлечение зрителя и изменение стиля его обычного поведения, а на чистую зрелищность. Главное в нем – не сама акция, а фотографии, получаемые художником в результате ее фотографирования…

    Изящество и элегантность, ясность и остроумие отделяют его фотографии от приевшейся стилистики научно-фантастического дизайна. Мир Инфантэ – это мир доверия…

    …То, что делает реальность, стоящую за фотографиями Инфантэ, привлекательной, – это ее чистая форма, чистая представленность. Эта реальность свободна от подозрений постольку, поскольку она не требует проникновения за свою форму” (С. 349 - 350).

    Как у античных (см. тут) ницшеанцев – бегство в красоту, какой нет в Этом мире, - бегство в метафизическое иномирие (оформленное потом учёными античности в математических формулах).

    Инфанте. Душа кристалла. 1963. Оргстекло, металл.

    21 ноября 2023 г.

13.11.2025
10:42

Двенадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующее имя – Иван Чуйков. Начну введение в курс дела издалека. (Читающему эту часть комментариев . . .

07.11.2025
09:15

Одиннадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Статья Гройса продолжается. “Он [художник] выявляет и предлагает взгляду такую форму, присутствие . . .

01.11.2025
18:43

Десятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Опять статья Бориса Гройса, теперь в самом деле не художественное произведение. * “Сколько ни говорилось и . . .

31.10.2025
18:10

Девятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующая статья в книге “Московский концептуализм”, Бориса Гройса, заставляет меня перестать опираться на . . .

27.10.2025
17:34

Восьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Монастырский продолжает примеры неожиданностей в произведениях концептуализма следующими отечественными . . .

23.10.2025
13:16

Кризис науки об искусстве (Из частной переписки)

    …Ведь это вредит Вашему имиджу исследователя. Навлекаете на себя обвинения в дилетантства. Зачем? * …Можно ответить и про имидж. Во-первых, я не люблю . . .

27.09.2025
14:59

Эмигрировав в США, Кабаков скис

    Каким он был свежим, надо читать хотя бы предыдущую статью (см. тут). Это был уровень неприкладного искусства, т.е. с подсознательным идеалом (ницшеанства). Весь . . .

23.09.2025
14:04

    . . .

20.09.2025
13:08

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:07

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:05

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

16.09.2025
20:02

Фоме Неверующему о Высоцком

    Ну так он назвался – для прикола и интернетской личной безответственности – Фома Неверующий. Не убедил я его и раздражил – самоуверенностью. И прислал он список . . .

12.09.2025
20:10

«Не виноватая я!» Мне ИИ лажу подсунул

    Может, кто не знает… Искусственный интеллект Дзена под комментариями под статьёй в канале Дзена даёт похожие статьи других каналов Дзена. И под моей статьёй о . . .

09.09.2025
20:24

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Очень тяжёлый путь. Следующие упомянутые два произведения я не смог найти в интернете. Одно описания не имеет “Посадка . . .

19.08.2025
11:05

Шестое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

19.08.2025
10:46

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100