TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.12.2025
11:59

Синичкин

    В первую очередь я осведомился не писал ли я о нём. Увы, я почти всегда теперь забываю, о ком пишу. Не западает в душу. Усталую, наверно. Не писал: “Собачий . . .

03.12.2025
07:37

В чём права Пугачёва

    Она приезжала в Россию по каким-то делам, уехала и огрызается на недобрый приём где-то. Открытым письмом. То есть и мне, получается. Мне – как идейному антагонисту . . .

18.11.2025
19:11

Четырнадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Наконец, Гройс заканчивает, а я б мог торжествовать: выведенное мною самостоятельно . . .

17.11.2025
19:55

Тринадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующее имя – Франциско Инфанте. Должен заметить, что я получаю немалое удовольствие от того, . . .

13.11.2025
10:42

Двенадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

     

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут.

    .

    Следующее имя – Иван Чуйков.

    Начну введение в курс дела издалека. (Читающему эту часть комментариев к книге “Московский концептуализм” не как продолжение чтения, впервой, я настойчиво рекомендую всё таки сперва прочитать хотя бы первую часть, иначе вам не понятно будет даже слово “ницшеанец”.)

    На днях я поругался с одной художницей, имеющей ницшеанский подсознательный идеал. Поругался из-за того, что по её оценке некого ницшеанского произведения я ницшеанство у неё определил. А сознанием она верующая, православная. Всё считает созданием Божьим, причём любимым. Ницше же она имеет за просто аморального типа. Её задело моё обнаружение Ницше в ней. И она перешла в ругне на мою личность, стала слать проклятия на мой атеизм и того итоговую в общем познаваемость. И в доказательство наличия Бога привела довод… опять ницшеанский (злобу на Неизвестность): наличие для науки квантовой неопределённости. Это, например, зависимость окончания явления запутанности (неизвестности, у чего какой спин {вправо или влево закрученность} у каждой из двух “запутанных друг с другом” частиц) при акте наблюдения экспериментатором. “Всё – от того, что мы подумаем! – кричала она. – Всего – нет совсем реально!”

    Я б мог ей написать, что она этим второй раз села в ту же лужу, но не стал вообще отвечать.

    Так вот Иван Чуйков, по Гройсу, “фэ” Этому миру с его Неизвестностью выразил ОБРАЗОМ метафизического иномирия.

    Иван Чуйков. Из серии “Углы и зоны”. 1978.

    Довод Гройса мне придётся пересказывать частично своими словами, иначе вы не поймёте, читатель, если вы обыкновенный человек.

    Обычная картина есть обманная иллюзия того, что она изображает. Потому что всё состоит из невидимых атомов и ещё более мелких элементов и сам процесс видения такой же какой-то атомарный, и в результате кто поручится, что то, что мы видим, именно такое, как мы видим. Так вот в обычной картине иллюзорность утрирована. И с этим надо как-то бороться крайне недовольному всем-всем Этим миром с его Правилами и Неизвестностью.

    "В этих условиях искусство обратилось прочь от иллюзии, видя в ней ложь. Искусство стало аналитичным. Произведение искусства обнаружило свою собственную структуру и свое материальное присутствие в мире. В центре внимания оказалось то, что отличает произведение искусства от других вещей, а не то, что делает его подобным другим вещам посредством иллюзии, т. е. внимание обратилось на конструктивную основу картины как просто присутствующей вещи… " (С. 347).

    Это уже некая концептуализация (понятийность, рефлексия).

    Но.

    “Если концепт формируется лишь в голове у зрителя, то это значит, что он есть в произведении искусства только как возможность и подлинной действительности не приобрел… По сути дела же искусство есть всегда выход к вещам самим по себе. Не в том смысле, разумеется, что оно само становится вещью, но в том смысле, что оно свидетельствует нам о вещах, как они есть поистине” (С. 348).

    Так, по крайней мере, хочется любящему непротиворечивость ницшеанцу.

    И я понял Гройса, что Чуйков нашёл ницшеанский выход: образ созерцания. Нечто, не углубляющееся ни в какие глубины сути, но придающее (для случая с комнатой) “ритуальный и мистический смысл. (Вспомним: красный угол, счастливые и несчастливые стены, место для домашних богов и т. д.)” (С. 349).

    Эти “Несколько изящныхи достоверных начертаний” (С. 349) узнаваемого угла комнаты – срабатывают.

    .

    Сам я этого не пережил. По мне иномирие страшноватое. Но эффект ощущения, что достигнуто недостижимое, ведь положителен. Может, если б я сам додумался – пережил бы.

    19 ноября 2023 г.

07.11.2025
09:15

Одиннадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Статья Гройса продолжается. “Он [художник] выявляет и предлагает взгляду такую форму, присутствие . . .

01.11.2025
18:43

Десятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Опять статья Бориса Гройса, теперь в самом деле не художественное произведение. * “Сколько ни говорилось и . . .

31.10.2025
18:10

Девятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующая статья в книге “Московский концептуализм”, Бориса Гройса, заставляет меня перестать опираться на . . .

27.10.2025
17:34

Восьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Монастырский продолжает примеры неожиданностей в произведениях концептуализма следующими отечественными . . .

23.10.2025
13:16

Кризис науки об искусстве (Из частной переписки)

    …Ведь это вредит Вашему имиджу исследователя. Навлекаете на себя обвинения в дилетантства. Зачем? * …Можно ответить и про имидж. Во-первых, я не люблю . . .

27.09.2025
14:59

Эмигрировав в США, Кабаков скис

    Каким он был свежим, надо читать хотя бы предыдущую статью (см. тут). Это был уровень неприкладного искусства, т.е. с подсознательным идеалом (ницшеанства). Весь . . .

23.09.2025
14:04

    . . .

20.09.2025
13:08

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:07

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:05

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

16.09.2025
20:02

Фоме Неверующему о Высоцком

    Ну так он назвался – для прикола и интернетской личной безответственности – Фома Неверующий. Не убедил я его и раздражил – самоуверенностью. И прислал он список . . .

12.09.2025
20:10

«Не виноватая я!» Мне ИИ лажу подсунул

    Может, кто не знает… Искусственный интеллект Дзена под комментариями под статьёй в канале Дзена даёт похожие статьи других каналов Дзена. И под моей статьёй о . . .

09.09.2025
20:24

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Очень тяжёлый путь. Следующие упомянутые два произведения я не смог найти в интернете. Одно описания не имеет “Посадка . . .

19.08.2025
11:05

Шестое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

19.08.2025
10:46

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100