"В той поездке – именно благодаря обостренному ви`дению – рухнули многие великие имена, которые с детства чтила, разглядывая репродукции в подаренной родителями и залистанной до непотребного состояния книге “Юному художнику”. “Афинская Школа” Рафаэля,

Рафаэль. Афинская школа. 1509–1511. Фреска.
прежде “божественная”, буквально рассыпалась от первого прикосновения глаза. Фигуры казались просто приклеенными к фону – там не было пространства вообще, да и сами “тела” великих афинян выглядели аляповато раскрашенными. И мои глаза категорически не соглашались считать этот коллаж хорошей живописью. Понимаю, что у автора были свои резоны, он учитывал расстояние, с которого будут рассматривать его “Школу” и не слишком заботился о живописных тонкостях. Но я в то время искала именно живописи – работы с цветом и пространством, – у моих глаз уже сложилась специфическая требовательность к пластической форме” (https://e.mail.ru/newsletters/0:16905157841107823973:500013/).
Полякова заблуждается насчёт своего обострённого ви`дения, которое есть простое акцентирование продвинутости изображения с учётом воздуха относительно изображения без учёта воздуха.
И сделала она ошибку из-за принципиального отказа вникать в дух времени создания произведения. То есть – из-за формалистского подхода к произведению.
Я не стану тут повторяться со сворим вниканием (см. тут), лишь добавлю то, о чём я тогда ещё не знал – об обратной стороне титанизма. Так назвал этот стиль Лосев. Его все искусствоведы скрыли от нас. Он был между Ранним и Высоким Возрождением и состоял в выражении крайнего разврата (прогрессивного лишь для цели избавиться от пут церковных догм). В изобразительном искусстве это было рисование половых органов самих по себе. Возмущение таким положением дел было у художников подсознательным (не бунтовать же против нормы). Поэтому у художников Высокого Возрождения сама естественность движений персонажей уже была образом Гармонии высокого и низкого. Естественность ошеломляла зрителей. И художникам при таких обстоятельствах было, в общем, ещё не до изображения ещё и воздуха между персонажами и зрителем.
1 ноября 2023 г.