TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

    Озаглавил после того, как написал до конца. Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс . . .

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в . . .

28.10.2024
20:27

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

    "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”. Я начну издалека для разгона. На излёте первой . . .

19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности… Дело в том, что я взялся что-то . . .

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

22.09.2024
20:03

Я похож на курицу

    Она в куче мусора что-то выклёвывает, и я… в массе каляк-маляк Розановой. Каких только безобразий для глаза она ни накалякала, но однажды я наткнулся на каляки, в . . .

20.09.2024
18:49

Ограничения на публикацию о Высоцком

    Дзен-портал, мол, святее папы римского. . На день смерти Высоцкого я выпустил заметку (см. тут, там я сравнивал украинский и русский варианты песни “Правда ведь, . . .

18.09.2024
10:54

Хватаюсь за соломинку

     

     

    - Вы мне выглядите как человек, по неведению открывший математический анализ через 350 лет после Ньютона.

    Зам. директора Одесского музея

    западного и восточного искусства –

    Сауленко

    Будучи совершенно раскован (ни систематического искусствоведческого образования в специальном институте я не получил {чтоб выработалась тяга к общепринятому}, ни положения никакого в мире науки об искусстве я не приобрёл {чтоб выработался страх потерять это положение}, ни я ангажирован кем-нибудь), - в общем, будучи совершенно свободен, мне случается чаще, чем другим, наверно, делать – да простится мне самохвальство! – открытия. Но я не заношусь и очень-очень ценю, когда оказывается, что я открыл Америку. Не без тайного хвастовства, правда, дескать, во: а я сам до этого дошёл.

    Одним из последних моих открытий является мысль, что корёжение футуристами натуры и всяческие отступления от правил – результат подсознательного преодоления того факта, что прогресс не бывает без негативностей. Футуристы воспевают Прогресс, как бы закусив губу до боли.

    И вот я сегодня натыкаюсь на слова великого Шкловского о Пуни:

    "Зрителя он видит, но считаться с ним органически не может. Ругань критиков принимает, как атмосферное явление… Пока Пуни художник для художников, художники еще не понимают его, но уже беспокоятся… Пока же Пуни с вежливой улыбкой, внимательно пишет свои картины. Он носит под своим серым пиджаком яростную красную лисицу, которая им тихо закусывает. Это очень больно, хотя и из хрестоматии” (Гамбургский счёт. https://imwerden.de/pdf/shkovsky_gamburgsky_schet_1990__ocr.pdf).

    Ну? Разве это “закусив губу до боли” не похоже на "яростную красную лисицу, которая им тихо закусывает”?

    А тут я ещё натыкаюсь на такие слова о Пуни же:

    "…красный… цвет приобрел символическое воплощение прихода социализма” (https://deziiign.com/project/9fbe92f9f61b465abef9bb9305dbee78).

    То есть Пуин, бедный, как и Маяковский, был терзаем несогласием с той левизной в политике, какая преобладала и не вела к так называемому настоящему социализму.

    Потому и эмигрировал из Советской России в 1920 году.

    Маяковский, можно думать, как более активный, думал что власть переиграет, а Пуни был скромный. На Западе хотя бы не строили новый строй, как в России – социализм, который не социализм. Из заграницы облаивать лжесоциализм, не осознавая это, было легче.

    В чём состоял и плюс, и минус такого варианта Прогресса, как социализм? – В его рациональности. Понимаете, постигнут, казалось бы, закон развития социума: базис определяет надстройку, материальное – духовное. А ведь это ещё и не так!

    Корольков излагал такую мысль (это было в XIX веке) Константина Леонтьева, апологета консерватизма:

    "Прогресс! Никогда у человека... не было так мало шансов понять себя... Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект.

    Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у человека нет другого достойного выхода, кроме как вынести еще и этот надрыв”.

    Вот Пуни – я не знаю, чего больше – плача, хвалит этот рационализм под названием “синтез”… всего новаторского: кубизма, супрематизма…

    Пуни. Синтетический музыкант. 1921. Холст, масло.

    Мимо сознания тут же издевательство над синтезом!

    По сути, он против "подавления идеи метафизической природы искусства” (https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45667038_77507913.pdf).

    А что такое метафизическая природа искусства? Это подсознательный идеал автора (коммунизм в нашем случае). Тот, вероятнее всего, не при делах, когда молятся на производственное искусство, как тогда в Советской России молились. И это – плохо.

    Но этого не видят формалисты:

    "В письме к Николаю Пунину [теоретику авангардизма], отправленном из Берлина в 1922 году, он [Пуни] сформулировал эти свои новые установки следующим образом: “Я распрощался с беспредметным искусством…”. Но такой поворот в сторону фигуративности вовсе не означал того, что супрематизм и протоконструктивизм оставались непричастными к искомому синтезу. Их вклад значителен, хотя и получил косвенное выражение…

    “Синтетический музыкант” был показан в 1922 году на Большой Германской выставке в Берлине, где Пуни экспонировал свои работы в составе “Ноябрьской группы”. Картина произвела большое впечатление на зрителей и своего рода фурор в художественных кругах. Конечно, Пуни не случайно использовал в названии слово “синтетический”. Он был озабочен исканиями нового синтеза. К тому же в этом произведении фигурирует музыкальный инструмент, который вызывает прямые ассоциации с понятием синтеза. Скрипичный смычок, повторенный дважды силуэт гитары, движение правой руки, позволяющее предположить наличие аккордеона, некое подобие клавиатуры – все соединяется вместе и создает образ сложного музыкального – даже не инструмента, а механизма. В голове возникает слово “синтезатор”, хотя в те годы такой механизм еще не был изобретен.

    Опыт 1910-х годов был использован в новой системе в полной мере. Кубофутуризм проявился и в формальном языке, и в алогизме. Стоит обратить внимание хотя бы на красный цвет пикового туза (что сделал Ж.-К. Маркаде) и на фантастическое построение самого музыкального инструмента. Невольно вспоминаются многочисленные картины русских мастеров середины 1910-х годов, когда смотришь на выскочившую откуда-то ножку стола, закомпонованную рядом с полукруглой плоскостью (стола?), на которой лежит игральная карта. Что касается традиций скульптоживописи, то и они нашли свое косвенное выражение. В своей статье немецкий исследователь Э. Ротерс сопоставил фрагмент “Синтетического музыканта” с моделью конструктивистского торса Наума Габо.

    Габо. Сконструированный торс. 1917. Собран в 1981.

    [Габо в этот период разработал новый метод работы, чтобы выразить то, что он видел как более аутентичные реальности глубины и пространства. Он не моделировал и не лепил, а конструировал свои работы, склеивая или спаивая вместе мелкие элементы, в данном случае кусочки разрезанного картона. В туловище фигуры он предложил объем через пересекающиеся плоскости, чтобы выразить динамику внутренних пространств скульптуры]

    Действительно, некоторые части фигуры “Музыканта” своей ломкой трехмерностью и своеобразной граненостью напоминают посттатлинскую пластику 1920-х годов. Голова музыканта с ее подчеркнутой кукольной трехмерностью и несколько сомнамбулической самопогруженностью предрекает сюрреализм. Супрематизм “обосновался” в центральной части холста, пользуясь “безответственной” художественной фантазией в изображении музыкального аппарата. Слышны и отголоски неопримитивизма – но не столько в самой живописи, которая лишь отдаленно напоминает вывеску, сколько в своеобразной игрушечности: “Музыканта” можно представить как механическую заводную игрушку, “шарманка” которого разрослась в своих размерах и неожиданно приобрела фантастические формы. Некоторый оттенок “рыночности”, который чувствуется в самой фигуре, дополняется своеобразной “глянцевостью” живописной фактуры. В этом приеме можно узреть неожиданный способ воскрешения неопримитивистской эстетики, которая в предвидении поп-арта ищет все новые формы снижения, сохраняя при этом живописно-композиционную и образную сложность.

    Мы разложили картину на составные части лишь для того, чтобы сделать наглядными компоненты, образующие синтез. Легко убедиться в том, что все эти компоненты уживаются друг с другом, и никакой механистичности в их соединении нет. Пуни, объединяя их в целостный образ, выступает как мастер, чрезвычайно чутко относящийся к современным ему художественным открытиям, как тонкий аналитик и творец синтеза, непосредственно собирающий свой “урожай” на поверхности широкого поля современного искусства” (https://mybook.ru/author/kollektiv-avtorov/hudozhestvennaya-kultura-russkogo-zarubezhya-19171/read/?page=3).

    И всё – очень оптимистично.

    Судите сами, читатель, кто прав.

    27 июля 2023 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100