TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.02.2022
12:31

Как я чуть не сломал голову

    -Я испортился, наверно. Начинал я с того, что пересказывал пацанам толстенные шпионские книги. Такая одна была “Тайна профессора Бураго”. Я ради неё в читальню . . .

21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

     

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое:

    "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, т. е. в состоянии поверхностного сна или дремотного бодрствования” (Флоренский. https://www.litmir.me/br/?b=92797&p=3).

    И передо моей памятью всплыл такой эпизод из фильма “Большая перемена” (1973) Коренева, кусок которого я вчера нечаянно смотрел.

    Полностью выведенный из себя по сути издевающимися над ним учащимися вечерней школы рабочей молодёжи учитель истории Нестор Петрович, новый учитель для этого 9А, тщетно хотевший было добиться ответа на вопрос об Отто Бисмарке и германском империализме, собирается повторить этот вопрос, он вдруг, улетев куда-то, тихо говорит наконец притихшему классу

    "- Итак, повторяю вопрос: когда я впервые поцеловал Полину?”

     

    Чёрт побери! А я ж считаю себя ловцом непонятностей как следов подсознательного идеала автора.

    Это ж явно что-то оно!

    Я задаю поисковику соответствующий вопрос и быстро нахожу наводку:

    "В эпоху махрового застоя авторов выручили ветра оттепельных перемен. Конечно, энергия “Большой перемены” — это энергия послесталинской эпохи. История, помещенная в иную социально-политическую ситуацию, приобретает лубочный характер. Теперь это — тотальная игра, своего рода прикол, где все — авторы и зрители — согласны на некоторую условность. Более того, одобряют ее. Еще более того — приятие этой условности спасает нацию от деморализации и тотального вымирания.

    К 80-му году обещан “полный коммунизм”. В это трудно поверить, в это нужно поверить. Ибо ничего другого не разрешено, ничего другого не предвидится. Вот откуда виртуозный баланс над пропастью в картине “Большая перемена”: глубокая правда эмоций соседствует с неправдоподобным социальным посылом. Посылом ко всеобщему благоденствию, а, значит, в никуда.

    Очень взрослых людей, вполне сформировавшихся, с детьми и биографией, засадили за школьную парту. О, какая роскошная, какая точная метафора! Идея культурной революции — любимая идея тоталитаризма. Переучивать взрослых людей, низводя их до социального положения детей, самой подчиненной и бесправной социальной группы” (http://www.inoekino.ru/review.php?id=144).

    Это ж смех сквозь слёзы: что с нами делают, а мы не только терпим, а и делаем вид, что всё хорошо. Как во сне. В котором всё причинно. Как в том знаменитом… Как участника Великой Французской Революции в процессе драматических переворотов политики самого подвергают смертной казни на гильотине. А на самом деле это спинка железной кровати, откинувшись, с силой ударила его по обнаженной шее.

    И только, вот, провал Нестора Петровича в сон наяву показывает, что всё понимать надо в фильме наоборот. С самых первых кадров.

    Профессор заставляет своего заучившегося студента прекратить историческое исследование:

    "- На белый свет из тьмы веков”.

    И – монтаж – показывается мчащейся на водных лыжах другая, как потом окажется, студентка. Потом окажется, что она переплюнула и профессора, и его студента и вычитала изменение мнения другого профессора о каком-то историческом вопросе. И в аспирантуре надо оставлять её, а не этого, Нестора.

    В советской исторической науке по фильму торжествует недогматизм, а вы, зритель, понимайте, что догматизм. Сами же знаете, если сколько-то с историей соприкасались.

    Во всей гуманитарной сфере всё по полочкам расписано. Появился в школе единственный учитель-мужчина. Звенит звонок на урок. Нестор Петрович ближе всех стоял у двери и хотел было, выйти, но. Надо ж дам пропустить. И. До идиотизма всё. 9 человек вынужден пропустить Нестор Петрович. Просто всех. Иных – туда и обратно. А мог бы – вполне допустимо было – проскользнуть и раньше. И все женщины очень довольны. И директриса закрепляет догму:

    "- Приятно, чёрт побери, когда в дамском коллективе вдруг появляется кавалер!”

    Издевательства над догмами в фильме на каждом шагу. И мы таки смеялись. Да и теперь смеёмся: ненормальное – смеёмся. А что это был своеобразный бессильный бунт над зашкалившей нормативностью, я, например, тогда не заметил. Невольно смеялся над смешным и просто ни во что не ставил этот фильм: надо же смотреть новые фильмы, вот и смотрел. Глубины души не затрагивал.

    Да и не должен. Потому что от ума тут всё. Иллюстрация знаемого: догматизм – плох. Я уже тогда имел хороший вкус: не считал это хорошим фильмом.

    А знал одного до болезненности ограниченного человека. Тому внешнее восхваление всяческого догматизма очень нравилось. Он мог пересматривать эту картину сколько угодно раз. – Легко – понимать “в лоб” и получать “в лоб” же, в фильме же, похвалы такого понимания.

    Интересно, чего этот фильм теперь пустили на канале “Культура”? Может, в пику путинизму как нарастающей заорганизованности, похожей на советскую?

    Я, кажется, понимаю, вариант объяснения, как общество 30-х годов могло мириться с нарастающим культом личности Сталина. Война-то была на носу. Ну где ж было противиться централизации в таких условиях. То же и теперь. Вот-вот пятая колона соблазнит народ на очередную капитуляцию перед Западом. Ну как опять выступать против централизации. Она ж спасает, и благодаря ей Россия не исчезает с политической карты мира тысячу лет. А сейчас, ой, как хотят её стереть. Ой, как хотят.

    Но и обратной-то связи тоже ведь нет то тут, то там. Провалы за провалами следуют. Вон, в первичном звене медицины теперь… Прозрели. А как дошло до того?

    Вопля канала “Культуры” может не хватить.

    25 августа 2019 г.

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100