п÷я─п╬пЁп╬п╩п╬я│я┐п╧я┌п╣ п╥п╟ я█я┌п╬ п©я─п╬п╦п╥п╡п╣п╢п╣п╫п╦п╣ |
ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА Патриотизм - это разновидность религиозной веры. С точки зрения чисто утилитарной патриотизм выглядит как глупость: действительно, почему бы не продать родину, если хорошо заплатят? В этом смысле поведение западников, которые один за другим сделали этот выбор, является вполне объяснимым и рациональным. Только сверхрациональная привязанность к родной земле и ее душе может удержать человека от предательства. А в пространстве чистого рассудка и экономической целесообразности сам термин "предательство" теряет свой смысл. О каком предательстве может идти речь в мире, где все решают деньги и кроме денег ничего не существует? В мире денег родина там, где больше платят, а "предателем" является тот, кто мешает разворовывать свою страну - потому что это разворовывание, с точки зрения мировой экономики, есть нечто вполне оправданное, что-то вроде ликвидации убыточного акционерного общества.
8. Символ верыДля патриотов существование России превыше любых рациональных расчетов и экономических реалий. Западник, прикидываясь патриотом, ценит в России то, чем она похожа на "цивилизованные страны", а все остальное для него - мусор либо этнографический музей. А настоящие патриоты ценят в России именно то, чем она отличается от остального мира и чем его превосходит, - то, чем она миру нужна. У патриотов вера в Россию не сводится к вере в ее непременное "будущее процветание". Пусть Россия "нерентабельна", "убыточна", "всем мешает", пусть приходят умники и доказывают, что так будет всегда, - они все равно лягут за нее костьми. И они победят, потому что скорее рухнет десяток стран, помешанных на своем "экономическом процветании", чем самая бедная страна, граждане которой полны решимости ее защищать. Наша привязанность к России имеет исток не в утилитарных расчетах, а в сверхрациональной вере. В этом аспекте вера фундаменталистов сходится с верой обычных патриотов.
Но патриотизм и фундаментализм - не одно и то же. "Патриотом" и "националистом" может быть и западник, - западники, кстати, прекрасно научились проповедовать мелочный, провинциальный национализм, который сводится для них к подчеркнуто эгоистичной внешней политике и канонизации некоторых черт национальной культуры. Многие патриоты-почвенники тоже следуют в этом русле, исповедуя в сущности западную модель национализма, с такими ее непременными атрибутами, как расизм, этническая иерархия, унификация и стандартизация окостеневшей "национальной культуры". Фундаментализм не имеет ничего общего с так понимаемым "национализмом". Наша привязанность к России - это не маниакальный национализм, замкнутый государственными границами и лояльностью к ныне действующей власти, а особая форма космополитизма и мессианства. Для нас Россия не имеет географических границ. Дело не в том, что мы уперлись в частные этнографические особенности отдельно взятой страны ("водка, баня, гармонь и Пушкин") или хотим отгородиться от остального мира стеной, а в том, что Россия - самая новая и молодая цивилизация на планете, всемирная цивилизация, цивилизация будущего, цивилизация третьего тысячелетия. Россия для нас - это не "просто страна", а духовный полюс мира, место, где рождается будущее всего человечества. Верить в Россию - это значит верить в ее значение для всего человечества. Верить, что именно отсюда, из России, придет спасение для всего мира. Верить, что Россия - место, где это спасение готовится, где ему прокладываются пути. Верить, что ее история обладает глубочайшим смыслом, который до конца еще не разгадан. И именно история дает нам здесь самую большую надежду. Россия - первая цивилизация, детство которой имело поистине планетарный масштаб, вписалось в судьбы всех континентов и всего человечества, - сколь же великим будет ее расцвет!
Каждая культура развивает свой тип религиозности, и не исключено, что когда-нибудь вера патриотов оформится в настоящую религию. Уже сегодня ясность этой веры такова, что весь российский фундаментализм можно свести к одному-единственному утверждению, одному-единственному символу веры. Россия - это особая самостоятельная цивилизация, которая может и должна развиваться органично, может сама породить из себя все необходимые для развития институты и формы жизни. Россия - это не страна, не ├население + территория, а именно цивилизация, так же как Запад, Китай, Индия, Византия, исламский мир, греко-римская античность и т.д. Именно поэтому к ней не применимы рассуждения, относящиеся к "просто стране". Именно поэтому предательство России - есть нечто большее, чем просто "смена страны проживания". Это сакральный, мистический акт, который человек не может искупить ничем. Будь ты трижды святой и четырежды правозащитник, но если ты предал Россию, то будешь гореть в адском пламени, и нет тебе прощения.
Человеку, который не посвящен в суть проблемы, "претензии" российских фундаменталистов могут показаться на удивление скромными. О чем, собственно, спор? Почему все так спокойно принимают цивилизационную самобытность китайцев, индусов или древних греков, но когда речь заходит о цивилизационной самобытности русских, о том, что Россия - это отдельная цивилизация, а не просто страна, тут же повсюду поднимается громкий лай и визг? Все дело в том, что признание цивилизационной самобытности России - это вопрос не абстрактно-культурологический, а самый живой, политический вопрос, который бросает вызов некоторым удобным предрассудкам западного человека. Россия, в отличие от Индии и Китая, - молодая цивилизация, цивилизация еще не развившаяся, не ставшая реальностью, и самое главное - более молодая, чем западная. Цивилизационная самобытность России ведет ее не назад, к реставрации безобидных древностей, а вперед, к воплощению нового самостоятельного антизападного проекта, на который Запад смотрит со страхом и раздражением.
У западников в голове до сих пор сидит историцизм гегелевского типа, - правда, в редуцированной, фукуямовской форме. Все цивилизации для них выстроены в некую эволюционную последовательность, вершиной которой является Запад, самая молодая и самая совершенная из цивилизаций. Вершина развития Запада будет по этой логике и вершиной развития человечества, история на этом заканчивается, и остается только распространить эту самую совершенную цивилизацию по всему миру, - чем и оправдывает Запад свою нынешнюю экспансию. Западники, поэтому, могут спокойно признавать самобытность старых цивилизаций, Китая и Индии, поскольку это для них все равно вчерашний день эволюции, исторический музей, но существование молодой самобытной цивилизации, цивилизации, у которой все еще впереди, полностью ломает их концепцию. Ведь что получается? Получается, что Запад - не вершина, а промежуточная точка эволюции, что сегодня, когда развитие Запада закончилось, это означает не конец истории вообще, а лишь конец истории Запада, что Запад теперь будет отодвинут следующей по списку, более молодой и более совершенной цивилизацией. Запад, завершивший свое развитие, ждет, оказывается, не вечное планетарное господство, а близкая гибель, деградация и поглощение более молодыми культурами.
Таким образом, признание России в качестве особой молодой цивилизации, цивилизации будущего, для западного человека означает крах всей картины мира. Безобидная фраза о русской самобытности - это вызов всему западному человечеству. Отсюда и естественная реакция западных стран - попытаться уничтожить эту цивилизацию в зародыше, стереть ее в порошок, не дать ей реализовать свои возможности. Для этого ее пытаются ввести в некий усредненный западный стандарт, превратить в "просто страну", в чахлый кастрированный придаток западного мира, в некое подобие разросшейся Польши или Хорватии.
А наши отечественные западники признание российской самобытности вообще воспринимают как смертный приговор. Ведь если Россия - особая цивилизация, которая сущностно превосходит Запад, значит все нынешнее неуемное западничество нужно отмести как заразу, значит западникам не проповедовать тут нужно, а смиренно ползать на коленях от одной русской святыни к другой и вымаливать у земли прощение и просветление. Понятно, почему они так упираются и визжат. Мы не печалиться должны, что нашу цивилизацию не спешат признавать, а гордиться, что этот вопрос - принципиальный для всего человечества, что этим скромным притязанием мы загоняем в тупик самые могущественные силы мира, что многие, думая о этом, бьются головой о стену и кусают себе локти.
Тезис о цивилизационной самостоятельности России сегодня - это главная точка размежевания между друзьями и врагами России. Он способен примирить всех настоящих друзей России, каких бы взглядов они ни придерживались, - и наоборот, его отрицание способно объединить всех ее врагов, какими бы "патриотами" они себя ни выставляли. Из этого фундаментального размежевания следует все остальное. Любого, кто признает цивилизационную самобытность России и относится к ней положительно, можно считать российским фундаменталистом. Собственно, этот принцип и дает нам определение понятия "российский фундаментализм". Если вы признаете цивилизационную самобытность России и относитесь к ней положительно, значит вы автоматически - враг бездумного заимствования западных моделей и институтов, значит вы скептически относитесь к ценностям и притязаниям западного мира, к западной идеологии, к западному образу жизни, значит вы презираете затопившую весь мир западную псевдокультуру, значит вы противник мировой экспансии Запада, враг НАТО и друг антизападных сил. И наоборот, если вы не признаете российскую инаковость или относитесь к ней отрицательно, считаете, что Россия должна от нее отказаться, значит вы автоматически - сторонник вестернизации, значит вы принимаете за чистую монету риторику западных идеологов, значит вы со страхом и подозрением относитесь ко всему исконному в России, значит вы одобряете культ потребления и бездумное растранжиривание природных ресурсов, неизбежные в обществе западного типа, значит вам по душе брутальное скотство масскульта, которым человеческие массы усыпляются и держатся в узде, чтобы продлить существование этих абсурдных порядков, значит вы поддерживаете мировую экспансию Запада, хотите, чтобы Запад поскорее поставил Россию под свой контроль и навязал ей свои порядки и стандарты, значит в глубине души вы желаете, чтобы Запад поскорее напал на Россию, расчленил ее и согнал в концлагеря ее непокорный народ.
Вопрос о российской самобытности, таким образом, это вопрос не теоретический, а практический, экзистенциальный вопрос, вопрос личного жизненного выбора. Ответ на этот вопрос во многом определяет всю последующую жизнь человека. Это один из тех вопросов, за ответ на который, и за соразмерные этому ответу дела, человека могут подвесить на дыбу или даже убить.
Это действительно символ веры, в самом прямом смысле этого слова: при любом варианте ответа речь идет не об абстрактной теоретической истине, а о волевом выборе, который не считается ни с какой реальностью, который сам изменяет реальность. Допустим, что наша страна не самобытна, не образует цивилизации, но мы все равно решились идти своим путем, быть самобытными на пустом месте, - понятно, что эти волевые усилия через некоторое время дадут свои плоды, мы действительно скоро станем непохожи на других и в конце концов (быть может - через несколько поколений) приобретем эту самобытность. Эта вера, таким образом, делает нас свободными, дает нам возможность жить так, как нам хочется, подчинясь только собственному разуму и собственной душе. И наоборот, допустим, что Россия самобытна, но мы решили этого не замечать, решили во всем подражать Западу - понятно, что через некоторое время мы всю эту самобытность растеряем и действительно станем такими, как все, станем таким же бессмысленным быдлом, лишенным корней. Отсутствие веры в российскую самобытность делает нас рабами, убивает нашу свободу, заставляет нас следовать чужому разуму и чужой воле.
Собственно, те, кто отрицает российскую инаковость, именно этого и хотят, именно этого и ждут, все их усилия направлены именно на это. Когда они говорят "никакой российской цивилизации нет" - на самом деле это значит "ее нет, потому что ее не будет, потому что мы сегодня заставим вас, русское быдло, отказаться от собственной свободы, от собственной воли, заставим стать нашими рабами". Напрасно стараетесь: нашу веру не сломить. В течение своей истории Россия множество раз попала в тяжелейшие, немыслимые ситуации, но каждый раз из них выкарабкивалась и становилась еще сильнее, а своих врагов размазывала по стене. Поэтому нас теперь ничем не сломить и не испугать: мы знаем, что и на этот раз Россия выстоит, победит и сделается еще сильнее и краше, а тем, кто захочет этому помешать, придется удобрять ее землю своими костями.
Ненависть к российской самобытности и есть то общее, что объединяет всех врагов России. Одни пытались уничтожить ее, вторгаясь с оружием в руках, другие вредили изнутри, подавляя исконную культуру, натравливая на нее врагов со всего мира, разворовывая созданное трудом целых поколений, - при этом они говорили разные слова, проповедовали разные идеи, принадлежали к разным партиям, отчаянно грызлись между собой, - и только ненависть к России, к ее свободе и самобытности была у них общей.
Отрицать цивилизационную инаковость России - значит смотреть на Россию из пространства чужой культуры, выбрасывать себя за пределы российской цивилизации. За этим стоит либо незнание, либо ненависть к российской инаковости, нежелание видеть в России самостоятельный самоценный мир, со своими принципами и ценностями. Такое чувство возникает у людей, "обращенных" в иную культуру и ощущающих свою чужеродность русской почве. Они понимают, что здесь - другая планета, что их ценности и каноны здесь ничего не стоят, и в бессильной злобе желают уничтожить этот непонятный им мир, разровнять все бульдозером и с чистого листа копировать Запад. Чтобы обосновать эту нетерпимую позицию, они обливают грязью нашу историю и культуру. России, история которой в высшей степени наполнена смыслом, которая духовна и трагична, как ни одна другая история, они пытаются навязать образ бессмысленной "черной дыры" или "империи зла".
Те, кто не желают воспринимать инаковость России как позитивный фактор, находятся (независимо от происхождения и национальности) вне российской культуры, и все, что они делают, не имеет к ней никакого отношения. Отрицая российскую цивилизацию, т.е. внутренне не принадлежа к ней, не признавая за ней права на жизнь, они, конечно же, не способны воспринимать автохтонные культурные формы изнутри, в их истинном значении. На самобытные культурные феномены они смотрят подчеркнуто несправедливо, глазами другой культуры, не понимая их суть и превращая в карикатурный шарж. Человек, который понимает и любит свою страну, в простом сумеет увидеть глубокое, в страшном - великое, в уродливом - живописное, и даже в кажущейся бессмыслице найдет смысл и значение. События истории для него превратятся в эпос, победы он будет считать своими победами, а поражения - своими поражениями, и даже личная трагедия для него наполнится смыслом. Сам его взгляд на свою историю и свою культуру наделяет их смыслом. И наоборот, чужой, посторонний человек во всем увидит лишь уродство, бессмыслицу и ненужность, потому что сам этот взгляд, холодный и враждебный взгляд колонизатора, превращает все в бессмыслицу. В чужой истории он увидит лишь цепь ударов, которые она наносит лично ему, он здесь - лишь претерпевает, сопричастность ему не дана, он - по другую сторону баррикад. Понять чужую культуру трудно, особенно если не иметь к этому желания, поэтому в культуре большинство таких чужаков доходит лишь до уровня стилизации и симуляции.
Они, отрицатели России, по-своему правы. Для западников существование России условно - для них, укорененных в другом мире, имеет право на существование только "хорошая", "добрая" Россия. "Плохая", "нехорошая" по меркам Запада Россия для них права на существование не имеет, они готовы ее предать и уничтожить. И наоборот, для нас Россия - это отдельный самоценный мир, а критерии добра и зла к существованию мира как целого неприменимы. Россия, как будущее человечества, превыше добра и зла. Добро и зло получают свой смысл только при условии, что этот мир, Россия, существует.
Не бывает Света без Тьмы, у каждой вещи есть своя тень. Зло, которое приносит в мир Россия - это оборотная сторона приносимого ею Добра. Мы сами - порождение этого Зла и Добра, наш первый долг - быть достойными ее и в плохом, и в хорошем. А кто не может простить Россию в плохом, тот не может любить ее и в хорошем. Мы знаем - русская земля "светло светлая и красно украшенная" - но она же - кровавый морок для своих врагов. Для своих врагов она - жестокое чудовище, которое миллионами вгоняло их в землю. Нужно принимать ее и в этом, в ее суровости и силе, а не только в ее доброте. Как Запад и его величие мы не поймем без крестовых походов, колониализма и третьего рейха, так и Россию мы не поймем без ее тени, без ее имперской мощи, которая далеко не всегда разила только виновных. Патриотический символ веры объемлет и Свет и Тень. Это нужно помнить всегда: в истинном патриотизме есть не только светлая, но и темная сторона, и иногда эта темная сторона берет верх. Для того, чтобы не потерять разум и не подпасть под ее влияние, нужно понять разницу между патриотизмом и фундаментализмом.
Итак, когда мы говорим о самобытной российской цивилизации, речь идет действительно о символе веры, о "русской вере", где это есть самый первый и главный постулат. Как и любой символ веры, он не остается пустой фразой, а дает человеку новые глаза, превращается в универсальный герменевтический принцип. "Вера в Россию" - это умение видеть все позитивное, что здесь есть, знать, что опираясь на это позитивное, мы когда-нибудь компенсируем и наши недостатки, отыщем за этими недостатками какие-нибудь новые достоинства, оборотной стороной которых они являются. Цивилизация, которая еще не достроена, еще в проекте, еще только начинается, не может обойтись без этой веры, - только вера удерживает ее строителей от желания все бросить и разбежаться. Если мы не хотим верить, что дом будет достроен, разве мы сможем его достроить? Если мы не верим, что Россия - это хорошо, что Россия должна быть Россией, что она должна быть самостоятельной и процветающей, - разве у нас получится сделать ее такой?
Часто повторяемая фраза о том, что "в Россию можно только верить", это не курьез и не констатация русской странности, а неизбежное следствие молодости цивилизационного проекта. Самобытная российская цивилизация - это еще не реальность, она наполовину состоит из нашей веры в нее, она нуждается в нашей вере и заботе, чтобы вырасти и расцвести. Убить эту веру - значит убить Россию, ее будущее. Тот, кто разрушает эту веру - он разрушает не "мысль", не "иллюзию сознания" - он разрушает будущую Россию, стирает с карты мира еще не построенные города, сжигает еще не написанные книги и картины, разрушает еще не задуманные храмы и дворцы, отправляет в небытие сотни миллионов ее не родившихся граждан, - потому что без веры эту Россию не построить. А тот, кто поддерживает эту веру в своей душе и воплощает ее в своей жизни, приближает момент, когда эта замечательная Россия наконец станет реальностью.
Сергей Корнев
май 1999 - июнь 2000