п÷я─п╬пЁп╬п╩п╬я│я┐п╧я┌п╣ п╥п╟ я█я┌п╬ п©я─п╬п╦п╥п╡п╣п╢п╣п╫п╦п╣ |
ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА Величайшая ошибка отечественного патриотического движения, которая дорого будет строить нашему народу, - то, что ценности патриотизма искусственно противопоставляются ценностям свободы, - как будто возможна свобода без самобытности и самобытность без свободы. Физиономия наших патриотов сегодня такова, что "патриотизм" в сознании большинства (и что самое страшное - в сознании молодого поколения) прочно отождествляется с идеей полицейского государства. Между тем, именно в истории России патриотизм и самобытность были самым тесным образом связаны с идеей свободы. Вспомним старообрядцев-беспоповцев Поморья и Поволжья: наиболее автохтонное и самобытное сообщество русского народа в то же время было и самым вольнолюбивым, самым решительным на эксперименты в области духовного, самым непреклонным в своей свободе, предпочитая покорности неправедным властителям жизнь в глухой тайге или мученическую гибель.
3. Свобода и собственный путьСвобода и самобытность - просто разные названия для одного и того же. "Самобытной" культура или отдельная личность становятся тогда, когда живут по собственной воле, не оглядываясь на других, подчиняясь только своей совести и движениям своей души. Без свободы для каждого отдельного человека не может быть самобытной и культура в целом. Самобытность - это не этнографический музей для туристов, а живое разнообразие, она требует максимального развития всех возможностей и задатков, заложенных в культуре данного народа. Этого разнообразия невозможно добиться без свободы. И наоборот, защищая самобытность России, мы защищаем в том числе и свободу личности, право на собственный выбор, право стоять на своих ногах, думать своей головой, следовать собственной воле. Мы защищаем право на творческую свободу, право построить в России такую жизнь, которая больше всего устроит нас самих, а не кого-то другого, мы защищаем наше право жить так, как нам нравится.
У каждого народа, у каждой цивилизации свои представления о свободе. Например, то, что кажется свободой жителю мегаполиса, обитателю степных просторов покажется тяжким рабством, и наоборот. Нам дорого именно то представление о свободе, которое укоренено в российской ментальности. Нам нужна не абстрактная свобода, а русская свобода: такое состояние общества, где российский по духу человек находит больше всего возможностей проявить свои способности; такое, чтобы энергия его души входила в резонанс со средой существования, чтобы среда существования стимулировала, а не подавляла его природные задатки. Российский фундаментализм - это такой строй, который предоставит максимум свободы человеку с российской душой. Здесь на первом месте стоит свобода созидательного труда, свобода духовного поиска, свобода непосредственного и неподконтрольного общения со своей природой, своей землей, своим Богом, и не ценится высоко комфорт и свобода безграничного потребления, столь дорогие для западного человека.
Настоящая свобода - это свобода быть самим собой. Свобода невозможна без самобытности; свобода - это и есть право на самобытность. Человек может реализоваться по-настоящему лишь в рамках родной ему самобытной культуры, которая максимально соответствует его базовой ментальности. Полноценная свобода, дающая человеку шанс раскрыть все свои способности и задатки, затруднительна в рамках чуждой ему культурной среды, которая его угнетает и сковывает. В рамках чужой культуры свобода быть самим собой будет неизбежно ограничена, человеку придется быть кем-то другим, насиловать себя, отказываться от своей сущности. Его образование и культурный рост в чужой среде будут идти не по принципу развития, когда укорененное с детства становится фундаментом для взрослого опыта, а по принципу вытеснения, когда базовая ментальность вовсе уничтожается, подавляется и замещается чем-то другим. При этом он не становится полноценным представителем другой культуры, а повисает где-то посередине, оторванный от истоков собственной души. Его личность становится убогой и примитивной.
Настоящая свобода - это право на уникальность, право на личную судьбу, право быть личностью. Это свобода личного свершения, свобода оставить после себя заметный и важный след. Максимум свободы достигается там, где все духовные и природные способности человека подвергаются наибольшему испытанию, где сам он как свободная личность нужнее всего, где он незаменим. В рамках своей цивилизации, особенно если она молодая и развивающаяся, эту свободу осуществить проще, чем в рамках чужой, тем более если она зрелая и переразвитая. В богатой и разнообразной чужой культуре человеку предоставлено множество уже готовых типовых возможностей выбора, созданных другими людьми, а в еще молодой и бедной готовыми возможностями своей культуре за каждый выбор нужно бороться, - ему приходится не столько вписываться в уже готовые альтернативы, сколько самому их создавать на пустом месте. Зато появляется возможность себя проявить, зато это будет именно его выбор, а не чей-то другой, зато результат его труда, его след в жизни будет по-настоящему весомым. Понятно, что тот, кто дорожит свободой личного выбора, выберет именно последнее. Только участие в строительстве собственной самобытной цивилизации делает человека по-настоящему свободным.
Вестернизаторы пытаются подменить настоящую свободу, т.е. свободу творчества, свободой потребительского выбора, свободой выбирать между пепси и кока-колой, между разными жвачками, сигаретами и звездами поп-культуры. Они хотят лишить человека уникальной возможности самому творить свою жизнь, свою культуру, свою судьбу, самому создавать свою страну, и вместо этого предлагают заняться перебором возможностей, придуманных другими. Они пугают, что иначе нам придется идти по неизведанному пути и учиться на собственных ошибках. Они не понимают, что собственный путь - это и есть главное позитивное содержание жизни. Они не понимают, что главное в жизни - самому своими руками строить собственную судьбу, и строить так, как нравится, как хочется, как сам считаешь нужным.
Главное в свободе, что не понять рабу, - это право на ошибку. Этим и отличается свободный от раба: раб скован страхом, он отказывается от собственной воли и перекладывает ответственность на другого, а потом, в случае неудачи, так же торопливо спешит от всего отречься: "Это не я, меня попутали, меня заставили". Свободный сам берет на себя ответственность за свои ошибки, он и этими ошибками дорожит: "Это мои ошибки, в них проявилась моя свободная воля, я сам". Свободный доверяет себе и сам себя не боится: "Пусть я десять раз ошибусь, но зато, если найду правильный путь, это будет мой путь, а ней чей-то еще." А раб - он себе не доверяет, он своего не любит и не ценит, он всегда зарится на чужое. Свободный лучше рискнет ошибиться, чем откажется от своей воли: он понимает, что главное в жизни - быть самим собой, и поэтому своя ошибка ему дороже, чем чужой успех, - потому что это его ошибка, его жизнь. А раб готов вообще отказаться от своей жизни и вместо этого прожить чужую.
Свобода личности невозможна без духовой самостоятельности, без права думать собственной головой, самому решать, что любить, а что ненавидеть, чего избегать, а чему поклоняться. Но такое обращение к собственной совести неизбежно будет и обращением к национальным корням, потому что в каждой культуре общечеловеческая мораль имеет свои нюансы: отличаются представления о добре и зле, о справедливости, отличаются идеалы и образ жизни. То, что кажется идеальным в рамках одной культуры, в рамках другой может показаться странным или даже безнравственным. Так, например, русскому православному сознанию никогда не понять двоемыслие и двойные стандарты западных людей, когда очевидную подлость и каннибализм в отношении других культур они сочетают с верой в собственную добропорядочность и чистую совесть. Не понять, как они могут игнорировать тот колоссальный груз вины перед всем человечеством, который оставила на их совести история Запада. С точки зрения русских, никакие доводы не могут оправдать насилие, агрессию, развязывание войны и втягивание в нее миллионов ни в чем не повинных людей, - потому что для русских война сама по себе является самым страшным преступлением, а "худой мир" всегда лучше "доброй ссоры". А западному человеку человекоубийство "ради гуманности и прогресса" кажется вполне обыденной вещью, оно укоренено в западной культуре со времен крестовых походов и колониализма. У нас в России им подражают только вестернизаторы, когда дорываются до власти, до кнопок и рычагов, - чужеродные нашей почве и потому органически неспособные разумно решать наши внешние и внутренние проблемы, они в истерике начинают бомбить, стрелять, уничтожать собственный народ и другие народы.
Точка максимальной искренности человека с самим собой достигается именно при восхождении к базовым архетипам родной культуры, к тому, что заложено в нас с детства. А значит, отказ от самобытности неизбежно приведет и к разрыву с собственной совестью, к отказу от собственной способности суждения. Вне самобытности может быть только духовое холопство, рабское следование чужому разуму, отказ от собственного права решать, что есть добро, а что - зло. Такой человек неизбежно превращается в холуйствующего подонка. Увидеть таких не сложно - достаточно включить телевизор.
Духовного холопства в средние века требовали от христиан римские папы, угрожая непокорным крестовыми походами. Сегодня этого требуют от всего мира в Вашингтоне и Брюсселе, пытаясь навязать всем свою волю, свои стандарты, свои методы решения проблем, свое представление о справедливости. Мы должны защитить духовную суверенность России, ее самостоятельность в вопросах совести, духовную свободу ее граждан, их право полагаться на свой разум, свой жизненный опыт и свое чувство справедливости. Чтобы защитить нашу свободу быть самим собой, мы должны защитить свободу и самостоятельность нашей страны, нашей культуры. Будет Россия сильной, самостоятельной и свободной - будет свободным и каждый из нас.
Сергей Корнев
май 1999 - июнь 2000