TopList п╞п╫п╢п╣п╨я│ я├п╦я┌п╦я─п╬п╡п╟п╫п╦я▐
п═я┐я│я│п╨п╦п╧ п©п╣я─п╣п©п╩п╣я┌
п÷п╬я─я┌п╟п╩ | п║п╬п╢п╣я─п╤п╟п╫п╦п╣ | п· п╫п╟я│ | п░п╡я┌п╬я─п╟п╪ | п²п╬п╡п╬я│я┌п╦ | п÷п╣я─п╡п╟я▐ п╢п╣я│я▐я┌п╨п╟ | п■п╦я│п╨я┐я│я│п╦п╬п╫п╫я▀п╧ п╨п╩я┐п╠ | п╖п╟я┌ п²п╟я┐я┤п╫я▀п╧ я└п╬я─я┐п╪
п÷п╣я─п╡п╟я▐ п╢п╣я│я▐я┌п╨п╟ "п═я┐я│я│п╨п╬пЁп╬ п©п╣я─п╣п©п╩п╣я┌п╟"
п╒п╣п╪я▀ п╢п╫я▐:

п°п╦я─ я│п╬п╠п╦я─п╟п╣я┌я│я▐ п╬п╠я┼я▐п╡п╦я┌я▄ п╠п╣я│п©п╬п╩я▒я┌п╫я┐я▌ п╥п╬п╫я┐ п╡ п╫п╟я┬п╣п╧ Vselennoy! | п÷я─п╣п╥п╦п╢п╣п╫я┌я┐ п÷я┐я┌п╦п╫я┐ п╬ я│п╬п╥п╢п╟п╫п╦п╦ п≤п╫я│я┌п╦я┌я┐я┌п╟ п≤я│я┌п╬я─п╦п╦ п═я┐я│я│п╨п╬пЁп╬ п²п╟я─п╬п╢п╟. |п²п╟я│ п©п╬я│п╣я┌п╦п╩п╬ 40 п╪п╩п╫. я┤п╣п╩п╬п╡п╣п╨ | п╖п╣п╪ п╥п╟п╫п╦п╪п╟п╩п╦я│я▄ я─я┐я│я│п╨п╦п╣ 4000 п╩п╣я┌ п╫п╟п╥п╟п╢? | п п╬п╪я┐ п╢п╟п╡п╟я┌я▄ пЁя─п╟п╫я┌я▀ п╦п╩п╦ я│п╨п╬п╩я▄п╨п╬ п╡ п═п╬я│я│п╦п╦ п╪п╬п╩п╬п╢я▀я┘ я┐я┤п╣п╫я▀я┘?


п÷я─п╬пЁп╬п╩п╬я│я┐п╧я┌п╣
п╥п╟ я█я┌п╬ п©я─п╬п╦п╥п╡п╣п╢п╣п╫п╦п╣

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет


Сергей Корнев

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
*. Введение
1. Источник проблем
2. Самобытность и развитие
3. Свобода и собственный путь
4. Справедливость и соборность
5. Где искать "национальную идею"?
6. Китеж против Четвертого Рейха
7. Духовная суверенность
8. Символ веры
9. Краткая сумма российского фундаментализма


3. Свобода и собственный путь

Величайшая ошибка отечественного патриотического движения, которая дорого будет строить нашему народу, - то, что ценности патриотизма искусственно противопоставляются ценностям свободы, - как будто возможна свобода без самобытности и самобытность без свободы. Физиономия наших патриотов сегодня такова, что "патриотизм" в сознании большинства (и что самое страшное - в сознании молодого поколения) прочно отождествляется с идеей полицейского государства. Между тем, именно в истории России патриотизм и самобытность были самым тесным образом связаны с идеей свободы. Вспомним старообрядцев-беспоповцев Поморья и Поволжья: наиболее автохтонное и самобытное сообщество русского народа в то же время было и самым вольнолюбивым, самым решительным на эксперименты в области духовного, самым непреклонным в своей свободе, предпочитая покорности неправедным властителям жизнь в глухой тайге или мученическую гибель.

Свобода и самобытность - просто разные названия для одного и того же. "Самобытной" культура или отдельная личность становятся тогда, когда живут по собственной воле, не оглядываясь на других, подчиняясь только своей совести и движениям своей души. Без свободы для каждого отдельного человека не может быть самобытной и культура в целом. Самобытность - это не этнографический музей для туристов, а живое разнообразие, она требует максимального развития всех возможностей и задатков, заложенных в культуре данного народа. Этого разнообразия невозможно добиться без свободы. И наоборот, защищая самобытность России, мы защищаем в том числе и свободу личности, право на собственный выбор, право стоять на своих ногах, думать своей головой, следовать собственной воле. Мы защищаем право на творческую свободу, право построить в России такую жизнь, которая больше всего устроит нас самих, а не кого-то другого, мы защищаем наше право жить так, как нам нравится.

У каждого народа, у каждой цивилизации свои представления о свободе. Например, то, что кажется свободой жителю мегаполиса, обитателю степных просторов покажется тяжким рабством, и наоборот. Нам дорого именно то представление о свободе, которое укоренено в российской ментальности. Нам нужна не абстрактная свобода, а русская свобода: такое состояние общества, где российский по духу человек находит больше всего возможностей проявить свои способности; такое, чтобы энергия его души входила в резонанс со средой существования, чтобы среда существования стимулировала, а не подавляла его природные задатки. Российский фундаментализм - это такой строй, который предоставит максимум свободы человеку с российской душой. Здесь на первом месте стоит свобода созидательного труда, свобода духовного поиска, свобода непосредственного и неподконтрольного общения со своей природой, своей землей, своим Богом, и не ценится высоко комфорт и свобода безграничного потребления, столь дорогие для западного человека.

Настоящая свобода - это свобода быть самим собой. Свобода невозможна без самобытности; свобода - это и есть право на самобытность. Человек может реализоваться по-настоящему лишь в рамках родной ему самобытной культуры, которая максимально соответствует его базовой ментальности. Полноценная свобода, дающая человеку шанс раскрыть все свои способности и задатки, затруднительна в рамках чуждой ему культурной среды, которая его угнетает и сковывает. В рамках чужой культуры свобода быть самим собой будет неизбежно ограничена, человеку придется быть кем-то другим, насиловать себя, отказываться от своей сущности. Его образование и культурный рост в чужой среде будут идти не по принципу развития, когда укорененное с детства становится фундаментом для взрослого опыта, а по принципу вытеснения, когда базовая ментальность вовсе уничтожается, подавляется и замещается чем-то другим. При этом он не становится полноценным представителем другой культуры, а повисает где-то посередине, оторванный от истоков собственной души. Его личность становится убогой и примитивной.

Настоящая свобода - это право на уникальность, право на личную судьбу, право быть личностью. Это свобода личного свершения, свобода оставить после себя заметный и важный след. Максимум свободы достигается там, где все духовные и природные способности человека подвергаются наибольшему испытанию, где сам он как свободная личность нужнее всего, где он незаменим. В рамках своей цивилизации, особенно если она молодая и развивающаяся, эту свободу осуществить проще, чем в рамках чужой, тем более если она зрелая и переразвитая. В богатой и разнообразной чужой культуре человеку предоставлено множество уже готовых типовых возможностей выбора, созданных другими людьми, а в еще молодой и бедной готовыми возможностями своей культуре за каждый выбор нужно бороться, - ему приходится не столько вписываться в уже готовые альтернативы, сколько самому их создавать на пустом месте. Зато появляется возможность себя проявить, зато это будет именно его выбор, а не чей-то другой, зато результат его труда, его след в жизни будет по-настоящему весомым. Понятно, что тот, кто дорожит свободой личного выбора, выберет именно последнее. Только участие в строительстве собственной самобытной цивилизации делает человека по-настоящему свободным.

Вестернизаторы пытаются подменить настоящую свободу, т.е. свободу творчества, свободой потребительского выбора, свободой выбирать между пепси и кока-колой, между разными жвачками, сигаретами и звездами поп-культуры. Они хотят лишить человека уникальной возможности самому творить свою жизнь, свою культуру, свою судьбу, самому создавать свою страну, и вместо этого предлагают заняться перебором возможностей, придуманных другими. Они пугают, что иначе нам придется идти по неизведанному пути и учиться на собственных ошибках. Они не понимают, что собственный путь - это и есть главное позитивное содержание жизни. Они не понимают, что главное в жизни - самому своими руками строить собственную судьбу, и строить так, как нравится, как хочется, как сам считаешь нужным.

Главное в свободе, что не понять рабу, - это право на ошибку. Этим и отличается свободный от раба: раб скован страхом, он отказывается от собственной воли и перекладывает ответственность на другого, а потом, в случае неудачи, так же торопливо спешит от всего отречься: "Это не я, меня попутали, меня заставили". Свободный сам берет на себя ответственность за свои ошибки, он и этими ошибками дорожит: "Это мои ошибки, в них проявилась моя свободная воля, я сам". Свободный доверяет себе и сам себя не боится: "Пусть я десять раз ошибусь, но зато, если найду правильный путь, это будет мой путь, а ней чей-то еще." А раб - он себе не доверяет, он своего не любит и не ценит, он всегда зарится на чужое. Свободный лучше рискнет ошибиться, чем откажется от своей воли: он понимает, что главное в жизни - быть самим собой, и поэтому своя ошибка ему дороже, чем чужой успех, - потому что это его ошибка, его жизнь. А раб готов вообще отказаться от своей жизни и вместо этого прожить чужую.

Свобода личности невозможна без духовой самостоятельности, без права думать собственной головой, самому решать, что любить, а что ненавидеть, чего избегать, а чему поклоняться. Но такое обращение к собственной совести неизбежно будет и обращением к национальным корням, потому что в каждой культуре общечеловеческая мораль имеет свои нюансы: отличаются представления о добре и зле, о справедливости, отличаются идеалы и образ жизни. То, что кажется идеальным в рамках одной культуры, в рамках другой может показаться странным или даже безнравственным. Так, например, русскому православному сознанию никогда не понять двоемыслие и двойные стандарты западных людей, когда очевидную подлость и каннибализм в отношении других культур они сочетают с верой в собственную добропорядочность и чистую совесть. Не понять, как они могут игнорировать тот колоссальный груз вины перед всем человечеством, который оставила на их совести история Запада. С точки зрения русских, никакие доводы не могут оправдать насилие, агрессию, развязывание войны и втягивание в нее миллионов ни в чем не повинных людей, - потому что для русских война сама по себе является самым страшным преступлением, а "худой мир" всегда лучше "доброй ссоры". А западному человеку человекоубийство "ради гуманности и прогресса" кажется вполне обыденной вещью, оно укоренено в западной культуре со времен крестовых походов и колониализма. У нас в России им подражают только вестернизаторы, когда дорываются до власти, до кнопок и рычагов, - чужеродные нашей почве и потому органически неспособные разумно решать наши внешние и внутренние проблемы, они в истерике начинают бомбить, стрелять, уничтожать собственный народ и другие народы.

Точка максимальной искренности человека с самим собой достигается именно при восхождении к базовым архетипам родной культуры, к тому, что заложено в нас с детства. А значит, отказ от самобытности неизбежно приведет и к разрыву с собственной совестью, к отказу от собственной способности суждения. Вне самобытности может быть только духовое холопство, рабское следование чужому разуму, отказ от собственного права решать, что есть добро, а что - зло. Такой человек неизбежно превращается в холуйствующего подонка. Увидеть таких не сложно - достаточно включить телевизор.

Духовного холопства в средние века требовали от христиан римские папы, угрожая непокорным крестовыми походами. Сегодня этого требуют от всего мира в Вашингтоне и Брюсселе, пытаясь навязать всем свою волю, свои стандарты, свои методы решения проблем, свое представление о справедливости. Мы должны защитить духовную суверенность России, ее самостоятельность в вопросах совести, духовную свободу ее граждан, их право полагаться на свой разум, свой жизненный опыт и свое чувство справедливости. Чтобы защитить нашу свободу быть самим собой, мы должны защитить свободу и самостоятельность нашей страны, нашей культуры. Будет Россия сильной, самостоятельной и свободной - будет свободным и каждый из нас.

Назад -- Дальше


Сергей Корнев
май 1999 - июнь 2000



Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100