04.01.2008 17:43 |
Немного воспоминаний (как я стал верующим) Я всегда затрудняюсь ответить на
вопрос "как я стал верующим и с чего началось мое воцерковление?".
То, что мир создал Бог, а не дедушка Ленин, в отличие, от многих моих
сверстников, я знал с детства. Но в школьные и университетские годы о Боге
заставили забыть.
До школы моя бабушка иногда водила меня в храм по воскресеньям, и даже время от
времени я причащался.
Я был уверен, что Бог находится за алтарной перегородкой. Когда из окна в
алтарь падал широкий луч солнечного света, мне казалось, что я видел в клубах
кадильного дыма какие-то светлые существа, похожие на бабочек, кружившихся
вокруг невидимого Бога.
Бога я боялся, и, совершая всякие проказы, просил не наказывать меня. Глядя на
икону архангела Михаила с огненным ╚мечем╩ в руке, я думал, что Бог очень
строг, если у него такие грозные слуги.
Помню, с каким ужасом я ждал наказания за раздавленного мною кузнечика. Потом,
даже совершая смертные грехи, я уже не испытывал и сотой доли того горячего
раскаяния и жалости.
После бурных студенческих лет я стал все чаще задумываться о смысле дарованной
мне жизни.
О Боге в моей среде говорили больше из протеста - уж больно тоскливо и
бессмысленно жили мои сверстники, уверовавшие в коммунистическую идею. Для меня
"светлое будущее", призванное освещать "темное настоящее",
всегда казалось мрачным и пошлым бредом - еще более бездарным, чем фальшивая
действительность, в которую мы были погружены. Из нее нельзя было выбраться.
Можно было лишь выпрыгнуть, устремившись душою вверх.
В семидесятые годы в Петербурге появились христианские кружки. Я знал о них, но
ни разу не посетил их.. Религиозное диссиденство не привлекало. В то время я и
квартирные посиделки не жаловал, и в храм не ходил. Разве что на Пасхальное
богослужение. Но со временем "захаживать" в храм стал все чаще. И к
концу семидесятых почувствовал, что без воскресной литургии не могу жить.
Укреплению религиозного чувства способствовало знакомство с одним замечательным
человеком из Тбилиси. Он был большим интеллектуалом, гомеопатом, гностиком и
антропософом. Лечил бесплатно пол-Тбилиси, вел бесконечные споры и с друзьями,
и с недругами о христианстве, об оккультизме, коммунизме и прочих
"измах".
В его доме часто бывал известный ныне архимандрит Рафаил Карелин. Он деликатно
пытались отвратить нашего друга от антропософии. Но у антропософа был
убедительный аргумент - идеи Штайнера работали: и в медицине, и в сельском
хозяйстве. Лекарства, изготовленные по Штайнеру, лечили, а овощи, выращенные по
его методике, давали огромные урожаи и не травили землю-матушку.
Но, поскольку отец Рафаил был и образован, и деликатен, и в то же время тверд в
отстаивании правды Христовой, наш друг довольно скоро увидел неправду
антропософии и стал христианином. Но сдаться полностью он не мог в силу
невероятного упрямства и постоянной привычке быть в оппозиции. Поэтому
христианство он выбрал себе "по вкусу", став католиком.
Эти споры дали мне очень много. Тбилиси мне казался оазисом интеллектуальной и
духовной свободы. Отец Рафаил ходил по городу в старом подряснике, никогда его
не снимая. Видел я и других батюшек, не боявшихся ходить по городу в
подрясниках и с наперсным крестом. В ту пору в Петербурге или Москве такое
увидеть было немыслимо. Мои знакомые священники и монахи после службы
переодевались в "гражданское", а если и оставались в подрясниках, то
заправляли их полы за пояс, чтобы не видно было из-под пальто.
А в Грузии многие бравировали открытым приветствием того, что запрещалось
властями. Правда, в те годы запрещения там были вялы и формальны.
Однажды мы поехали с моей приятельницей Дуданой в монастырь Шиомгвиме.
По дороге заехали к одному священнику, служившему в одном из сел неподалеку от
монастыря. Он со смехом поведал нам о том, как накануне был разбужен среди ночи
громкими сигналами. Выйдя во двор, он увидел за воротами черную
"Волгу" с цековскими номерами. Стоявший за воротами человек властно
приказал ему быстро отворить ворота. Батюшка мысленно стал прощаться с семьей,
стараясь вспомнить, чем прогневил коммунистическое начальство. Он отодвинул
засов, открыл ворота и чуть не был сбит с ног - огромный баран с жалостным
блеянием метнулся ему под ноги. Взревел мотор. Человек, втолкнувший во двор
барана, громко крикнул: "Покойника звали Гиви!"
Вот так в Грузии партийное начальство под покровом ночи подбрасывало на
молитвенную память жертвенных животных. Днем они были верными слугами
атеистического режима. А по ночам, на всякий случай, пытались замолить свои
партийные грехи. С Богом они думали поладить так же, как и со своим вышестоящим
начальством - при помощи взяток.
В Гелати я познакомился с отцом Торнике. Он был знаменит тем, что окрестил в
Черном море весь пионерский лагерь. Об этом знали все. Начальство негодовало,
но никаких репрессий не последовало. А родители были в основном рады, несмотря
на клятву пионера "бороться с Богом изо всех молодых сил" и на то,
что некоторые из детей были крещены во второй раз.
В те годы в Грузии стали открываться монастыри. Мне посчастливилось побывать в
только что открывшемся монастыре Бетани. Один иеромонах, несколько послушников
и мы с моим приятелем - вот и все молитвенники. Но той тихой радости, которую я
испытал во время долгой ночной службы, мне никогда не забыть. Это была радость
освобождения от сиротства, радость ощущения близости живого Бога.
И когда сейчас я слышу о политическом противостоянии властей Грузии и России,
то вспоминаю искренних добрых людей, с которыми познал радость молитвенного
единения с Господом.
Сегодня по обеим сторонам Большого Кавказского хребта православные люди молятся
Господу нашему Иисусу Христу о ниспослании мира, любви, тихого жития во всяком
благочестии и чистоте. А я прошу еще о даровании нам мудрости и духовного
зрения, позволяющего отличить врага от друга для того, чтобы никакие
политические баламуты не могли нас обмануть и вовлечь в междоусобную смуту.
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2580
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
278888 |
2008-01-04 17:47:00 |
|
|
-
|
278970 |
2008-01-09 16:04:59 |
|
|
-
|
279085 |
2008-01-16 03:34:24 |
|
|
-
|
- А я затрудняюсь ответить на вопрос, когда меня спрашивают Веришь ли ты в Бога?. Ведь что, значит, верить в Бога? Это не просто знать, что Он существует. Можно знать, что Бог есть и не верить в него. Можно ходить в церковь, соблюдать все церковные праздники и прочее И тем не менее это не признак веры. Для меня истинно верующий в Бога это человек, который испытывает в душе чувство любви к Всевышнему (не умиление). А что это за любовь такая? Я не знаю.
Оттого и затрудняюсь ответить на вопрос Веришь ли ты в Бога?.
Есть чувство любви к Родине, родителям к женщине к Богу и т.д.
Кто испытывает любовь к Богу тот и есть истинно верующий.
Не понимаю атеистов, которые утверждает, что Бога нет. Утверждают без Увы, но Бога нет!, а как-то равнодушно Бога нет! (чуть ли не радостно).
Пойму тех атеистов кто искал пути, но пришел к выводу и сожалеет, что Бога нет, а равнодушных атеистов не понимаю. Да и что это такое равнодушный атеист? Не понимаю. Что плохого в том, что Бог есть?
Повторюсь для меня истинно верующий человек это тот, кто испытывает любовь к Господу Богу. Человек испытывает любовь и ему не важно, куда он попадет после смерти в рай или в ад. Он об этом не задумывается. Он верит в Бога и не трясется над своей душой. При настоящей вере в Бога нет корысти.
Верю лишь ради того, чтобы черти не жарили на сковороде. Грош цена такой вере.
Мы подчас воспринимаем Бога как последнюю инстанцию при разрешении жизненных затруднений.
Проблемы рассеялись, свечку в знак благодарности поставим и забыли и при этом считаем себя верующими.
Любовь к Богу подчас путаем с состоянием умиления, когда птички поют, солнышко светит, а на душе спокойствие и благодать.
А бывает, что банальный страх перед смертью заставляет обратиться в веру. Может это и есть причина возникновения религии? Плохо если так и есть на самом деле.
|
285085 |
2008-12-15 21:42:03 |
Юрий
|
|
- Автор текста вышел из религиозной семьи, в которой, естественно, существовало предубеждение по отношению к власти. Противопоставить себя ей в то время было легче всего с помощью религии. Этот вид протеста был единственно доступным. Появление соответствующих эмоций (восторга, умиления, благодарности) при таком мироощущении естественно. Я не увидел из текста ответа на главный вопрос: преодолевал ли автор себя, боролся ли с собой в процессе становления? Насколько я понял, он стал верующим также естественно, как некоторые пионеры восприняли себя будущими строителями коммунизма. Неужели его как образованного человека не смутила фантазия, без которой не существует религия, и он ушёл в эту фантазию, как в сладкий сон, без колебаний?
|
- Неужели его как образованного человека не смутила фантазия, без которой не существует религия, и он ушёл в эту фантазию, как в сладкий сон, без колебаний?
Мы - люди темные, забитые, малограмотные, колхозные. Нам без фантазий никак нельзя.
|
|