TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

     

    Озаглавил после того, как написал до конца.

    Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс. Так я б хотел, чтоб меня читали рабочие и крестьяне, а я б их рафинированностью своей поднимал до своего уровня (ибо сам с их уровня начал, значит, и они могут), что оказалось невозможным: нужны копии меня в народе (зануды), а их нет или почти нет. А провал у меня (я и эти слова вписал после окончания писания), что креативный класс не только по самоназванию рафинирован. И я у них, тех кто около искусства, намеревался брать их формализм (ЧТО ЧЕМ выражено в искусстве, т.е. КАК сделано) и приделывать к нему неформалистскую добавку – ЗАЧЕМ ТАК сделано да ещё и под влиянием какого подсознательного идеала.

    Поэтому меня удравшие из России из-за СВО сильно интересуют.

    Один из них кинокритик Антон Долин.

    И вот – прокол.

    Я нашёл, что он ведёт подкаст (звуковой файл) “Истории кино”. И там была ссылка на выпуск, посвященный российскому кинематографу. Я кликнул и стал слушать. Слышу: эге, внимание сосредоточено на фильмах, имевших зрительский успех, который меряется суммой вырученных денег от проката, но, правда, не только, а и о хороших, но не имевших этого успеха, говорится. Главное, в конце там был перечень фильмов, о которых заходила речь. И я взял последний по списку – “Кто я?” (2010) Шипенко.

    Посмотрел его и разозлился. Это оказался детектив, а я их ненавижу. И не просто детектив, а замаскированный под историю любви. И не просто замаскированный, а издевающийся над тем, кого называют замыслившимися.

    Там, видите ли, персонажи всё копаются в себе: “Кто я?”. Вслух, перед собеседником. Но главное издевательство – это наглое использование киношной возможности подстроить.

    Парень из Гурзуфа приехал по приглашению девушки в Севастополь, а она его не встретила и отшила по телефону. Он и сел на скамейку на набережной посидеть. И к нему подсела другая. Красавица. Замыслившаяся. Они поладили вплоть до попадания в одну постель и ванну. Перед этим выиграв огромные деньги в казино. А потом, уйдя от неё с деньгами на рассвете, парень обнаруживает себя у вокзала не помнящим, кто он. (Имеется в виду, что моральное потрясение от своего поступка ввело его в амнезию.) Его забирают в полицию, зовут к нему психиатра, журналистку (чтоб сфотографировала, может, кто его, пропечатанного в газете, опознает и позвонит). Опознала мама в Гурзуфе. Позвонила. Парень сел в автобус ехать к ней (и деньги ему вернули). А всё, что с ним было, это флэшбэк – авторское то, что было, но парень не помнит. Но до Гурзуфа парень не доезжает (вспомнил, видно – но это не показано – а быстро выходит из автобуса), отправляется на вокзал, садится в поезд, где его в вагоне встречает та, с кем он сошёлся вчера (они договорились, понимай, встретиться в вагоне московского поезда проживать выигранные деньги в столице). И это вторая версия, ибо перед финалом проворачивают первую версию. Парня действительно не встретила та, кто его пригласила в Севастополь. Она на той же набережной, где уселся переживать парень, познакомилась с кем-то другим. И первый это видел и стал следить и неосознаваемо хотеть мстить. И парочка быстро шла по дороге любви. И это они в казино выиграли огромные деньги. А наш парень их отнял на рассвете, выследив соперника, убив и, деньги отняв, отчего потерял память, прийдя на вокзал, чтоб в Москве деньги с подругой спустить. И т.д.

    Ультрахитро, чего не бывает.

    И что есть на самом деле? – Принципиально не известно. Всё-всё-всё, мол, как у Ницше – есть Неизвестное.

    Ну наглое киноиздевательство. И над заумью замыслившихся и над ожиданием здравого смысла.

    Понимай, в лучшем случае – постмодернизм, т.е. нет ничего, что достойно числиться в ранге идеала и потому достойно насмешки.

    А ещё вернее – насмешка и над постмодернизмом и просто развлекаловка.

    Так это хоть что-то от толкования.

    А что сообщили об этом фильме представители креативного класса?

    Они рассудили, что в России почти нет такого котла-фестиваля, в котором бы от взаимного общения рождались фильмы и элитные, и для массового зрителя.

    "- Я навскидку вспоминаю только один пример (их гораздо больше [наверно, не российские примеры, раз в России производство элитных и массовых официально разделено]), что режиссёр Клим Шипенко, автор самого феноменального, успешного прокатного фильма “Холоп” и перед этим весьма успешного фильма “Текст” когда-то со своей маленькой картиной “Кто я?” она называлась…

    - Ещё и “Непрощённые” на Кинотавре.

    - Я помню, мне не нравились эти [детективные] фильмы. Все мои коллеги воротили нос и говорили: “Ну что это такое?” – Он, видимо, словил этот сигнал и пошёл делать большое кино.

    - Да. Мне кажется, вы привели самый важный пример.

    - Очень наглядный.

    - Он наглядный. Он очевидный, потому что мы отобрали картину: а) мало дебютов (выбор у нас был небольшой), б) вот пришёл такой выпускник американской школы с а ля Тарантино бандит из Севастополя. Мне понравилась его позиция: снимать кино для зрителя в свои 24 года. Такое бывает. И человек этот делал, как мог. Но при этом [игнорируя разделение в минкульте фильмов на массовые и элитные]… И поэтому Клим Шипенко, который вообще тогда не претендовал на фестивальную свою успешную судьбу или призы, честно сказал: “Я, наоборот, стал режиссёром только благодаря провалу на Кинотавре. Потому что это меня так стимулировало и так вдохновляло, что я просто всё, что я есть сейчас, это благодаря провалу [“Непрощённых”] на фестивале Кинотавр”. Мне понравилась его честность… Вкус у него присутствует, и он всё про кино понимает. В Америке действительно учат неплохо. Вот это я поняла” (https://tehnikarechi.studio/episodes/2020/10/15/istoriya-o-rossiyskom-kino-s-kotorym-ne-poverite-na-samom-dele-vse-neploho-i-chto-zhe-posmotret-krome-zvyagintseva).

    Сделать вид, будто фильм с глубиной, но в то же время смотрибельный. Ну как же – кааак во вроде глубоких разговорах он и она на наших глазах влюбляются друг в друга, кааакие постельные и ванные сцены – ого!

    А там есть глубина в разговорах?

    "- Как ты думаешь, вода грязная?

    - Наверно. Здесь много грузовых кораблей проходит.

    - Я лицо хотела протереть этой водой.

    - Лучше не рисковать.

    - Жалко. Так красиво, а вода грязная. Ты местный?

    - Не совсем. Из Гурзуфа.

    - Это где?

    - Недалеко от Ялты.

    - Ждёшь кого?

    - Да нет, просто сижу.

    - Я тоже просто.

    - Нравится?

    - Да. Очень мило. Грустно. Что ты тут делаешь?

    - Я в гости приехал. На день.

    - Почему тогда один сидишь?

    - Сказала, что меня здесь не ждали. Знаешь, так бывает… Иногда тебя зовут в гости и трудно понять, действительно приглашение или это такой способ попрощаться.

    - Что ты будешь делать?

    - Не знаю. Домой поеду. У меня, правда, следующий автобус только завтра утром.

    - У меня тоже поезд только завтра. Меня Аней зовут.

    - Как? Аня? Меня Паша. Знаешь, похожа на одну актрису.

    - На Левину?

    - Да.

    - Мне часто говорят.

    - Это не сон, правда?

    - Да.

    - Я сразу так подумал, что это вы.

    - Почему со мной на вы? Я, может, и старше тебя, но не намного. Тебе сколько лет?

    - Двадцать пять.

    - Выглядишь старше. Всё равно меня не надо на вы.

    - Хорошо. Я тебя сразу узнал. Ещё когда там… вдалеке появилась.

    - Что: я так издалека заметная?

    - Ты ж популярна в наших краях. Я сам недавно твоё интервью читал. А как ты здесь оказалась?

    - Я в кино одном снималась. Сегодня мою сцену быстро отсняли. Я вот не знаю, чем себя занять. Хожу вот фотографирую.

    - Любишь фотографировать?

    - Да. Меня это расслабляет. Не то, чтоб я хорошо это делала, конечно. Но через фотоаппарат мне интересно смотреть на новые места.

    - Я раньше тоже фотографировал. Вчера в школе был. Там вся аппаратура была: для проявки, печати. Должно быть стану фотографом.

    - Слушай, а не хочешь сходить в какое-нибудь кафе?

    [То есть она уже забыла свой интерес смотреть через фотоаппарат на новые места. Это режиссёрская халтура или он знает, что содержание разговоров в кино воспринимается темно и там можно не церемониться о содержании. Главное – общее впечатление приязни друг к другу этой пары никому не нужных тут, в Севастополе, людей. Продолжение удовлетворения интереса смотрения через объектив отдалит её от него, а она явно хочет его приблизить. Актриса – любит в себя влюблять.]

    - Можно.

    - Я тут проходила одна… В той стороне кафе. Могли б съесть чего-нибудь. (встают) Ты голодный?

    - Не так уж.

    - Я б поела. (Идут)

    Почему ты не стал фотографом?

    - Когда отец умер…

    - Извини

    - Ничего. Пришлось остаться в Гурзуфе. Я до его смерти думал ехать в город побольше: ну так в Москву, Киев, Питер, - всерьёз заняться фотографией. Сначала мать не хотел одну оставлять. Казалось, она от одиночества с ума сойдёт.

    - А здесь?

    - Здесь? Знаешь, что такое провинциальный фотограф? Вот смотри.

    (Они проходят мимо пляжного фотографа.)

    Кому они нужны? Фотографии почти никто не покупает. Фотографировать свадьбы только, дни рождения, праздники. Над ними только смеются.

    - Кем был твой отец?

    - Фотографом. Таким вот, как этот. Когда он умер, я продал все его фотографии. Вот так сидел три месяца. Всё лето просидел возле такого стенда.

    (А жизнь – вообще тоска зелёная. Об этом говорит образ пустынных осенних пляжей у безумно красивого синего безразличного моря, лениво плещущего крошечными волнами у самого берега, под менее синим пустым небом.)

    Он же наделал фотографий больше, чем обычно. Обещали огромное количество приезжих, а приехало мало. Даже меньше, чем обычно. Я когда последнюю фотографию продал, сломал стенд и выбросил в море. К фотоаппарату больше не прикоснулся.

    Извини, нагрузил.

    - Не, нормально.

    [Ну что? Вполне. Тактика вызова жалости к себе опытного ловеласа. Кем Паша ни в жисть не является. У него и вид соответствующе наивный – взъерошенного воробушка, которого хочется погладить по его кудрям. Это, да, от американского мастерства Шипенко. Которого, мастерства, совершенно не замечаешь, утопая в натуралистическом – потому заражающем – показе, КАК пара влюбляется друг в друга. {А какой холодный душ ждёт его, зритель, впервые смотрящий вещь, ни за что не подозревает; ну и, да, парень объективно вполне потерян в жизни, и ему впору спросить себя: “Кто я?”. Шипенко технически таки очень силён.}]

    - Мы пришли. Вот это.

    (Сидят за круглым столиком и смотрят меню)

    - Значит, ты приехал к девушке, а она тебя не ждала…

    - Не буду скрывать. Я ей даже духи купил в подарок.

    - Аж духи купил для неё… Я обожаю, когда мне дарят духи. Ты какие купил?

    (Достаёт и протягивает ей. Но это угадываешь, ибо оператор то и дело заслоняет их колонной, что стоит в этом заведении; дразнит зрителя)

    М-м. Мой любимый аромат.

    - Тебе нравится? Возьми, себе.

    - Тебе они нравятся?

    - Я в них ничего не понимаю. Если честно, я их не нюхал.

    - Что? Буквально?

    - Возьми, мне будет приятно. Правда.

    (Она ими надушилась под подбородком с двух сторон)

    - Хочешь почувствовать, как он звучит?

    - Звучит?

    - Ну да. Этот аромат. На мне.

    - Хочу.

    - Давай. (Она встала наклонилась над столом к нему, и то же проделал он в направлении её и понюхал её шею)

    - Красиво.

    - Красиво, правда? (И их губы чуть не касаются друг друга) Ты уверен, что хочешь мне подарить? (Садятся на свои стулья)

    Смотри, твоя девушка прибежит, попросит прощения, и тебе нечего будет ей подарить.

    - Не прибежит.

    - Я от духов никогда не отказываюсь.

    Так ты решил, что ты будешь?

    Ты должен мне подсказать, что у вас есть на юге.

    - Думаешь, я знаю.

    - Ааа. Хочу чего-нибудь морского. Чего у вас здесь ловят?

    - Рапанов ловят. Сам даже в детстве ловил.

    - Хорошо. Буду рапана есть.

    . . . . . . . . . . . . .

    - Сама смотришь то, в чём снималась?

    - Очень редко. Я терпеть не могу смотреть себя на экране. Нет серьёзно. Я б на месте режиссёров вообще меня не снимала.

    - Ну тебя ж часто показывают по телевизору.

    - Видел меня по телику?

    - Да. Я тебя даже в кино видел.

    - Даже в кино… И чего? Тебе нравится эта ерунда?

    - Я некоторые вещи не понимаю. Ну да, нравится.

    - А что там может нравиться? Я играю на автопилоте, а все хлопают. Все хвалят. Но я-то знаю, что ничего гениального не сделаю. Эти комплименты только сбивают. Я всё чаще думаю, а мои ли это вообще.

    [Опять этот вопрос “Кто я?”]

    Знаешь одно, чего я хочу? Зачем мне это нужно? Всё было просто и понятно. А сейчас всё стало сложно и как-то запутано. И всё труднее понять, кто я на самом деле.

    - Многие мечтают быть на твоём месте.

    - Да, я знаю. Но что меняет?

    - Да ничё, наверно. Мне кажется, важно, что ты думаешь об этом. О таких вещах лучше думать, чем только зарабатывать на жизнь.

    (Она впечатлена им и смотрит на него, не отрываясь. Это впервые. Влюблять в себя заразительно: можно самой влюбиться.)

    Интересно, что ты думаешь, что ты хочешь… Когда телефон не звонит. Так автоматом пашешь, как робот.

    - Конечно, ты прав. Всё-таки хорошо иногда сменить обстановку. Перестать копаться в себе.

    С тобой не скучно разговаривать. Неожиданно встретить такого парня, как ты”.

    В общем, приковывает внимание зрителя: и глубиной (бессмысленность жизни человеческой), и внешне.

    Долин и его визави оказались правы: у Шипенко американская выучка делать фильмы. Но я провалился в своём ожидании получить формалистскую конкретику ЧТО ЧЕМ выражено

    Пришлось самому открывать, что натуралистичным показом увлекают… никуда: в развлекаловку.

    14 августа 2023 г.

     

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в . . .

28.10.2024
20:27

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

    "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”. Я начну издалека для разгона. На излёте первой . . .

19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности… Дело в том, что я взялся что-то . . .

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

22.09.2024
20:03

Я похож на курицу

    Она в куче мусора что-то выклёвывает, и я… в массе каляк-маляк Розановой. Каких только безобразий для глаза она ни накалякала, но однажды я наткнулся на каляки, в . . .

20.09.2024
18:49

Ограничения на публикацию о Высоцком

    Дзен-портал, мол, святее папы римского. . На день смерти Высоцкого я выпустил заметку (см. тут, там я сравнивал украинский и русский варианты песни “Правда ведь, . . .

18.09.2024
10:54

Хватаюсь за соломинку

    - Вы мне выглядите как человек, по неведению открывший математический анализ через 350 лет после Ньютона. Зам. директора Одесского музея западного и восточного . . .

15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100