TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает . . .

29.08.2023
22:56

Укор Сергею Миронову

    Только что услышал из телевизора, что Сергей . . .

25.08.2023
10:28

Эх-ма!

    Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею . . .

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я . . .

18.08.2023
08:39

Поиздеваться над собою, что ли?

    Взять и начать писать о том, что никак не требует никакого писания, о песне Феличита. В переводе – счастье. Произведение прикладного искусства, которое я предлагаю . . .

16.08.2023
10:37

Гребенщиков оказался духовным трусом

      Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по . . .

12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

10.08.2023
11:48

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

    Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм? "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне . . .

09.08.2023
16:42

Вот и это не публикуют

     

    Тоже, наверно, из-за войны на Украине.

    Вот так и побеждаема бывает Россия – от предательства бывших своих.

    Рассуждаю посредством “запросто”.

    Следите за мыслями

    Всё, ниже написанное, происходит из такой цитаты из Лили Брик, сожительницы Маяковского и жены Осипа Брика (такой у них сложился “прогрессивный” тройственный брак):

    "В тот же вечер [9 мая 1913 года] я видела, как Володя стоял перед портретом Репина “Толстой”

    Репин. Портрет Льва Толстого. 1887.

    и говорил окружавшей его кучке джентльменов: “Надо быть хамом для того, чтоб так написать”.

    Мне и Брику всё это очень понравилось, но мы продолжали возмущаться. Я в особенности, скандалистами, у которых ни одно выступление не обходится без городового и сломанных стульев, и меня так и не удалось ни разу вытащить проверить, в чём дело” (Лиля Брик. Пристрастные рассказа. Деком. 2003. С. 22).

    Лиля Брик – штучка тонкая и умная, и ни одно её слово не стоит оставлять втуне. Но, чтоб понять, чем руководствовался Маяковский, так вякнув, надо вникнуть в Маяковского.

    Помогает вниканию некий Филатьев. Он страстный антикоммунист, антисоветчик и антисталинист. Это помогло ему очень доказательно показать, что Сталин, написав: "Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи”, дезориентировал публику. Будучи правым фактически, добавлю я.

    Я это добавляю как эстетический экстремист. (Я считаю, что художественностью обладает только то произведение, в странностях которого расшифровывается содержание подсознательного идеала автора. Такой идеал у Маяковского был. Сначала: скорей бы вернулась революция. То есть он имел к революции претензию, что она, потерпев поражение в 1905-6 годах, всё не приходит. Претензия и ко всем, её предавшим. Выражается – хулиганством. – Это есть защитный механизм психики, называемый “реактивное образование” {низший механизм: жёлтая кофта, скандал, эпатаж публики} или высший – сублимация {неприменяемые предударные рифмы, корёжение стихов}. Филатьев доказал, что охранка, посадив ещё юношу Маяковского в тюрьму за большевистскую агитацию обработала его, перенаправив с политической деятельности на творчество: рисование, сочинение стихов. Реактивное образование "преобразовывает негативное чувство в позитивное". Например, ненависть к себе за предательство революции и ненависть к революции за то, что она не возобновляется, превращается в позитивное переживание новизны предударной рифмы, вообще революции в культуре. А двигателем всего является подсознательный идеал Маяковского в 1913 году, идеал революции без изъянов, например, без её промедления после первого поражения. В последующие годы были другие изъяны у революции и советской власти. Если б не было изъянов – не было б футуриста, лефовца и т.д. Маяковского. Он и с собой покончил оттого, по большому счёту, что подчинил себя советской власти во множестве случаев сочинения стихов. То есть, из-за того, что стал преимущественно просоветский, а не в чём-то антисоветский. А Сталин этого или не понял, или притворился, что не понял. Объективно частная правота Сталина была в том лишь, что в течение советской эпохи Маяковский успел всё же сколько-то вещей написать от всей души – выражая свой подсознательный идеал, а не только плоские агитки.)

    Так вот в порядке эпатажа публики в 1913 году Маяковскому нужно было Льва Толстого третировать.

    "…в раннем творчестве Маяковского Толстой приобретает свойства некоего знака, с которым связано много смыслов: Толстой – популярное явление, Толстой – объект поклонения, Толстой – символ уходящего отвергаемого мира, Толстой – божество на небосклоне не только литературы, но и общественной жизни.

    Именно таким Толстой впервые появляется в произведениях молодого Маяковского – в стихотворении “Ещё Петербург” (1914). Приводим его полностью, чтобы был понятен контекст, в котором Толстой оказывается едва ли не центральной фигурой:

    В ушах обрывки тёплого бала,

    а с севера – снега седей –

    туман, с кровожадным лицом каннибала,

    жевал невкусных людей.

    Часы нависали, как грубая брань

    за пятым навис шестой.

    А с неба смотрела какая-то дрянь

    величественно, как Лев Толстой

    Серый, унылый, туманный городской пейзаж Петербурга, поглощаемые туманом люди, звучащие сквернословия, а с неба на всё это взирает “какая-то дрянь”, жалкая и беспомощная (свойственное раннему творчеству Маяковского кощунственно-пренебрежительное отношение к Богу – “Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик”, как это запечатлено в “Облаке в штанах”), зато “величественная, как Лев Толстой”. Причём несомненно, что в данной поэтической зарисовке писатель поставлен выше Господа Бога, поскольку именно Бог сравнивается с Толстым (можно даже сказать, что Господь становится величественным именно благодаря этому сравнению), а не наоборот. В то же время Толстой здесь упомянут несомненно с иронией. Его “величественность” не принимается поэтом и является объектом явной насмешки. Но при этом фигура Толстого оказывается для Маяковского ближе, понятнее и значительно выше, чем Бог – объект постоянной издёвки молодого поэта” (https://e-notabene.ru/fil/article_27927.html).

    Но то – в 1914-м. Главное – от сознания Маяковского скрыто, что он кусается из-за своего предательства революции и из-за той невозвращения.

    А в 1913-м он выпад делает против Репина (а не Толстого). И, собственно, по той же осознаваемой причине (Репин – велик, значит – свергать его). И по той же неосознаваемой причине, касающейся революции и вызывающей так называемое выше упомянутое реактивное образование, которое "преобразовывает негативное чувство в позитивное”.

    Негативное для Маяковского – страшное корёжение выражаемого (ультра“фэ” Толстому). Позитивное – новизна ультра“фэ”. Так Репин при таком условии не даёт этого ультра“фэ”! То есть, он – отсталый относительно футуристов. То есть, он хам по сравнению аристократами, так сказать, футуристами-прогрессистами. Ибо он, Репин, относительно Толстого ограничился простым “фэ”.

    В чём это простое “фэ”?

    Репин написал Толстого как чиканутого. Смотрите на эти глаза. Его таким и считала часть общества в 1887 году. Он же сковырнулся этим своим упрощенчеством, начавшимся в 80-е годы. А ведь как сладко было читать его “Войну и мир”. (Сужу по себе. Я несколько раз открывал роман абы где и начинал читать. И – не мог оторваться. Ну как живое всё перед тобой разворачивается. Словно не роман, а кино. Полнокровная жизнь!)

    Вот полнокровие Репин и применил для своего “фэ” новому Толстому с этим его толстовством. – Как? – Так: он преувеличил полнокровие. Сделал лицо Толстого красным, словно тот только что из парной.

    Третьяков, купивший этот портрет для своей галереи, тихо ужаснулся и пошёл на то, что сам внутренне осуждал, считая, что вещь, попавшая в музей, это уже национальное достояние, не подлежащее прикасанию даже самого автора. (Он даже такое распоряжение дал охране: не пускать Репина в залы с красками и кистями; ибо тот, любящий свои вещи исправлять, уже сделал несколько исправлений в других картинах, отчего Третьяков был просто в отчаянии.) И вот такой Третьяков – представьте себе! – взял тонкую кисточку и белилами уменьшил красноту лба хотя бы. (И таким мы этот портрет теперь и видим.)

    Чего совсем не мог исправить Третьяков, это общего зелёного тона портрета в фоне, в бликах света на чёрной рубахе и даже в бороде. А зелёное – символ тоски зелёной.

    Так Маяковскому такое глумление, какое учинил Репин над толстовством Толстого, представилось слабым. Слабым!!. Как только хамы (относительно прогрессистов) когда-то поступали, когда что-то ниспровергали.

    Вот он, Маяковский, и произнёс то, что Лиля Брик, ещё незнакомая с ним, услышала и донесла до нас.

    Примечательно, что мой эстетический экстремизм, описанный выше, солидаризируется с радикализмом Маяковского. Потому что Репин ничего социально нового не открыл, критикуя Толстого. "…выдвинутые идеи Л. Н. Толстого вызвали неприятие сразу после их появления. Его теория, являясь крайне негативным отношением к правовым основам регулирования общественной жизни, была раскритикована как революционными деятелями, так и церковью” (https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24334). То же было и с его сказками для крестьянских детей. Портрет Репина – произведение прикладного искусства, призванное, здесь, усилить отторжение от нового Толстого. Произведение второсортное, круто говоря. Не то, что “Бурлаки на Волге” или “Крестный ход в Курской губернии”, подсознательное открытие мощной перспективы у русского народа и подсознательное же открытие, что религиозным русский народ скоро не будет.

    Любопытен и этот нюанс воспоминаний Лили Брик: "Мне и Брику всё это очень понравилось, но мы продолжали возмущаться”.

    В этой связи вспоминается Захар Прилепин:

    "…за 9 месяцев им [телеканалу “Культура”] даже в голову не пришло позвать <…> или кого угодно. Поддержать, короче, свою армию”.

    Это тоже вмешался механизм психической защиты, называемый “отрицание”. "Человек пытается отрицать смерть близкого”. А не только в армии сейчас гибнут, но и, например, Юлия Чичерина, спозналась с другим механизмом психической защиты, называемым “отыгрывание”: ""отыграть" пугающую ситуацию, сменив роль с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую”. Непонятное затягивание с генеральным наступлением на Украине, не устраняющее смерти наших (как бы ни эффективна была тактика не спешить для сбережения солдат), отыгрывается в приятие смерти, "они как бы контролируют ситуацию”.

    Рвать

     

    Где-то далеко ведут бой в чужих городах.

    Наши мечты, погибает любовь и наш страх.

    Наши голоса навсегда остались во тьме.

    Где-то далеко умирать на войне.

    .

    И опять все готово для того что бы рвать.

    И легко наполняются яростью наши сердца.

    И плевать, что никто не хотел умирать.

    Нам не жалко себя, а, тем более, слов и свинца.

    .

    Нам бы осадить, нам уже все без тормозов.

    Мы с тобой умрем как ковбои из “Бешеных псов”.

    Обними меня перед тем как меня разорвать.

    Нам бы осадить, но некому это сказать.

    .

    И опять все готово для того что бы рвать.

    И легко наполняются яростью наши сердца.

    И плевать, что никто не хотел умирать.

    Нам не жалко себя, а, тем более, слов и свинца.

    .

    И опять все готово для того что бы рвать.

    И легко наполняются яростью наши сердца.

    И плевать, что никто не хотел умирать.

    Нам не жалко себя, а, тем более, слов и свинца.

    Приятие-неприятие Бриками Маяковского смахивает на поведение центральных российских телеканалов по отношению к песням о войне на Украине.

    Надо, правда, для полноты аналогии думать, что как у Маяковского идеал скорой революции и претензии к тому, что она не спешит, были в категории подсознательного, так и у Юлии Чичериной подсознателен идеал победы над укронацистами с претензией к ней, что она всё не наступает.

    10 декабря 2022 г.

08.08.2023
10:45

А эту статью за что не пропустили 2 главреда?

    За нацеленность меня против православия? Из-за защиты своего автора от моего упрёка в плохом подлизывании к православию? Просто от нежелания критиковать . . .

06.08.2023
09:29

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

    Проверяем, не врёт ли искусствовед. Аникиево Евангелие. Евангелист Марк. Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался . . .

05.08.2023
08:20

Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова

    Только что узнал (по ТВ) от бывшего участника “Аквариума” Решетина, добровольца на Донбассе, что знаменитую песню “Город золотой” (1972) Волохонского Гребенщиков . . .

04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100