"Ментальность — способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций". (Энцикл. словарь).
Когда всматриваешься в судьбы народов, помимо очевидных обстоятельств ощущаешь нечто, почти незримое, поначалу неочевидное, оказывающееся подчас решающим – судьбоносным.
Гонор - латинское слово, вошедшее в русский язык из польского: гонор на польском - честь.
Гонор - самомнение, заносчивость. (С. Ожегов. Словарь русского языка).
«Когда поляк идёт босой по пляжу, на его ногах звенят шпоры». Даниэль Ольбрыхский, актёр, плейбой.
"Нам ещё предстоит рассказать о неудаче их военных приготовлений и планов; о гоноре и ошибках их политики; об ужасных бойнях и лишениях, на которые они обрекли себя своим безумием". (Уинстон Черчилль. Вторая мировая война, т.1, ч. 1, гл. 18)
* * * * *
Утром 10 апреля 2010 г. правительственный самолёт польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском. На борту которого находились 96 человек - политическая и военная элита Польши. В результате авиакатастрофы не выжил никто. По предварительным сообщениям самолёт зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана.
История, как видим, не новая, но в нынешних международных обстоятельствах вполне может быть позволить "прилично подзаработать". В дореволюционной еврейской литературе не редкость такие (конечно, куда более примитивные) местечковые "продавцы воздуха" - Менахем Мендлы... Так вот, профессиональный провокатор Марк Солонин, учуяв конъюнктуру, "провёл собственное расследование" и объявил, что самолёт польского президента был взорван по указанию "из Кремля". Об этом он со вчерашнего дня распинается в эфире...
Восстановим факты.
Экипаж президентского Ту-154 сажал самолет в аэропорту Смоленска вопреки предупреждениям наземных служб о том, что посадка невозможна из-за густого тумана и самолет необходимо увести на запасной аэродром, куда подадут автобусы.
Экипаж сажал самолет с неверно отрегулированным высотомером почти вручную в густом тумане и, не отреагировав на предупреждения автоматики о приближении земли, продолжил снижение. В результате Ту-154 столкнулся с деревьями за километр до взлетно-посадочной полосы и развалился на части. Характер повреждений деревьев подтверждает это. Ни пожара, ни взрывов, ни разрушений на борту Ту-154 не было до момента столкновения с землей.
Решение о посадке, согласно представленным выводам расследования, было принято под давлением посторонних людей - главкома ВВС Польши Анджея Бласика, а также директора дипломатического протокола МИД Польши Мариуша Казана. Присутствие вне всяких правил главкома ВВС Польши в кабине пилотов вплоть до столкновения с землей оказало психологическое давление на принятие решения о снижении и посадке во что бы то ни стало". Бласик и Казан заявили командиру и членам экипажа понять, что президенту Польши не понравится, если самолет не сядет в Смоленске, уйдет на запасной аэродром и высокопоставленные лица прибудут в Смоленск на автобусах.
Зафиксированная в этот момент штурманом фраза "он (Качиньский) взбесится" свидетельствует о том, что командир воздушного судна и весь экипаж находились в психологически сложном положении. Ведущим пилотом был, кстати, второй пилот самолёта, летевшего ранее в Тбилиси, но приземлившийся из-за погодных условий - и противу приказных требований пана президента! - в Баку. "Своенравный" командир корабля был тогда исправно наказан - изгнан из правительственного авиаотряда...
Так что в случае ухода на запасной аэродром нынешнего командира воздушного судна ожидала такая же гневная реакция "главного пассажира".
Командующий ВВС Польши Анджей Бласик находился в напряженных отношениях с экипажем Ту-154, разбившегося под Смоленском 10 апреля. Именно Бласик находился в момент катастрофы в кабине пилотов. Помимо Бласика в кабине пилотов находился еще один посторонний человек - директор дипломатического протокола министерства иностранных дел Польши Мариуш Казана. Слова обоих чиновников на записях из "черных ящиков".
Пилотов предупреждали о том, что осуществлять посадку в таких условиях очень опасно, кроме того, один из пилотов говорил, что "садиться в такой ситуации невозможно". Однако, экипаж все-таки заставили пойти на снижение. Согласно последним расшифровкам стенограммы переговоров пилотов, командир экипажа Аркадиуш Протасюк произнес такую фразу: "Если мы (я) не приземлимся, то он (они) убьет меня". Следователи расшифровали эти записи с бортового самописца, на которых слышен разговор в кабине пилотов.
Записями подтверждается версия, что до момента катастрофы в кабине пилотов Ту-154 находился глава польских ВВС Анджей Бласик. Судя по записи, Бласик находился у пилотов до самого крушения и, оказывая давление на экипаж.
В работу экипажа также вмешивались третьи лица. За полчаса до катастрофы в кабине пилотов говорили о пиве, при этом были слышны голоса посторонних. За 20 минут до трагедии бортовой самописец зафиксировал несколько попыток успокоить присутствующих в кабине: от простого «Тссс» до «Оставьте меня» и нецензурной брани.
Cитуация трагическая, но не уникальная. Примерно те же обстоятельства привели некогда к гибели вертолёт с генералом Александром Лебедем и губернатором края...
Апломб превыше разума.