Капитан Владимир Роев не дожил до своего шестидесятилетия: 1927-1986 гг. «Мокрые паруса» - это лето 1959 г. Ну. а дальше?..
Сведений о жизни капитана оказалось немало. Легендарный яхтсмен Валентин Манкин (единственный в мире золотой олимпийский медалист в трёх различных классах: Финн, Темпест и Звёздный), человек сдержанный и немногословный, проникся к журналисту (ко мне) доверием лишь тогда, когда узнал, что я ходил по Балтике с Владимиром Роевым.
- Рыцарь паруса! – так назвал его Валентин.
В последующем Владимир Роев - помощник капитана на четырёхмачтовом барке «Крузенштерн»; во второй половине семидесятых – капитан этого легендарного судна, ныне единственного именуемого «wind jammer» (выжиматель ветра). На нём не раз ходил знаменитый бард - тогда молодой гидрограф Александр Городницкий («Паруса Крузенштерна»), мечтавший найти Атлантиду.
Исследования мирового океана, проведенные на этом барке, были ценны для создания первого отечественного четырёхтомного Атласа мирового океана.
Далее жизнь Владимира Роева была связана с воскрешением, спуском на воду и выходом в рейс другого барка - крупнейшего в мире (см. Книгу рекордов Гиннеса) учебного парусника «Седов».
Капитаном судна Владимир Тимофеевич оставался до 1981 г.
Но тут-то всё оказалось непросто...
«Седо́в» при спуске на воду на верфи «Германия» (Киль, март 1921 г.) именовался «Magdalene Vinnen II» — по имени дочери основателя судоходной компании.
В 1945 г. четырёхмачтовый барк был переименован в честь русского полярного исследователя Георгия Седова.
Полученное по репарациям судно ждали трудные времена. В начале 70–х планировалось сдать его на слом; в высоких инстанциях доказывалась бесперспективность обновления барка. Он стоял на приколе в Ленинграде в ожидании решения своей участи.
Вспоминал капитан Роев: «От старого судна остались только корпус, рангоут, водонепроницаемые переборки да воспоминания».
Капитан поднял на защиту ветерана более ста известных моряков. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля и трудности, и романтику странствий под парусами.
Призыв был услышан; судно поставили на ремонт в Кронштадт.
46-летний капитан II ранга Владимир Роев, командир крупного океанографического судна ВМФ (у меня нет сведений об этом отрезке жизни капитана – возможно, засекреченным), оставил военно-морскую карьеру, целиком отдавшись восстановлению «Седова».
«Спасешь корабль - собственную жизнь продлишь». Эту старую флотскую мудрость Владимир Роев не раз повторял своему экипажу в годы, когда казалось, что «Седову» уже не суждено было отчалить от заводской стенки...
Но - в декабре 1980 г. капитан Роев вывел барк в акваторию Финского залива. Все системы судна работали безупречно. На Кронштадтском морском заводе состоялся митинг. Обратившись к рабочим и к своему экипажу капитан "Седова" В. Т. Роев сказал: "Всем вам обязан наш барк своим новым рождением. Вы построили, повторяю - построили судно заново!"
Готовился рейс в международных водах. Планировалось участие в важнейшем международном праздновании 300-летнего юбилея датско-русского мореплавателя, капитана-командора Витуса Беринга...
Но... Победа была украдена. Еще бы! Предстоял заход в иностранные порты - с обычными при этом валютно-вещевыми «преференциями». Такие визиты весьма прибыльны для командиров, да и для экипажа: «тряпки», аппаратура, косметика, дорогие сувениры...
И с «Седова» по прибытию в Ригу, постоянный порт приписки, ленинградский экипаж во главе с отстоявшим весь ремонт капитаном Владимиром Роевым был списан с судна.
На их место нашлись местные, блатные кадры...
И спасенный барк ушел в море без тех, кто спас корабль. Несправедливость была такой очевидной, столь острой, что один из боцманов не выдержал и покончил с собой. Сам Владимир Тимофеевич тяжело заболел (сердце) и через несколько лет скончался, так больше и не поднявшись на мостик.
...Мне же суждено было ещё дважды пройти под парусом: по Чёрному морю (ничего существенного, чтобы рассказывать об этом) и опять по Балтике в июле 1974 г., когда «существенное» было столь обильно, что пришлось писать отдельный очерк – «Фата-моргана и „Бритва Оккама“»...