TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.08.2019
09:12

Разрыв Тарковского с Кончаловским

    В православии было так: чем хуже дела на земле, тем отрешеннее иконы. Уж как было плохо, когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия исчезла, а вот именно . . .

12.08.2019
17:38

Перевод

    Одна профессиональная филолог, опечалилась моей деятельностью: вы вторичны. Я не удосужился спросить, что первичного сделала она. Но жизнь меня свела с другим, в . . .

09.08.2019
12:43

Я обижен

    Чем я могу оправдать существование этой статьи? – Советом не читать книгу Ермакова “Голубиная книга анархиста” (2018). Ибо к её характеристике прицепляют слова Роднянской о другой вещи Ермакова: "Пластика письма удивительная, защищающая честь классической русской прозы” (http://textura.club/rodnjanskaja-itogi-2017/).

    Местами таки так. Но я могу спорить, что из всей России я единственный, кто книгу прочёл. Нет. Каюсь. В паре мест я не выдержал и пропустил. – Проспорю – невелика беда.

    Я думал, на соискание премии “Большая книга” выдвинута вещь… надо потерпеть. Ведь у меня есть опыт терпения читать великие книги с великим отвращением, а в конце – как бы облакам ходишь.

    У меня общее впечатление, что Ермаков осмелился применить нарочитую плохопись, чтоб выразить, как же плохо жить в современной России людям, чистым душою.

    Не рассчитанной плохописью является изображение того, как Вася неоднократно заражает смехом окружающих. Я ни разу не рассмеялся.

    Чтоб отомстить Ермакову за потерянное время я объясню пару странностей или недопонятностей текста.

    Дело в том, что такие места являются для меня признаком высочайшей оценки. Я – эстетический экстремист. Я художественностью произведения считаю только наличие следов подсознательного идеала автора. А это – или противоречивость или недопонятность. Сознание пишущего ведь не может адекватно подсознательный идеал выразить – он бессловестен. Муки слова кончаются удовольствием от странно написавшегося. Чуть не в трансе.

    Так первая странность была, что у Васи, удирающего в Валей от общества, какое-то выглядящее обычным для него отсутствие сексуального притяжения к спутнице при намёках, что та красивая, что его глаза это замечают, и при том, что она к нему льнёт и прямо призывает. Что за стойкость?

    Оказалось, что это элементарная интрига ожидания, когда Ганс получит свою Гретхен. – В конце книги странность объясняется. (И месть моя – в грубости пересказа.) – Валя ж удрала из банды попрошаек при пахане Мюсляе. Вася думал, что Валя была того подстилкой, грязная, плюс Вася девственник и идеалист.

    Этого не предполагаешь сразу, потому что автор сразу же оглоушивает: и Вася и Валя – с прибабахом, показываемым до чрезвычайности последовательно, разнообразно и подробно. Плюс реальность, описываемая прямым шрифтом, всё время тасуется с косым шрифтом напечатанными снами и видениями, которые – как и полагается быть снам и видениям – белиберда. Плюс манера письма, как бы натуралистическая, следящая за всем словно посекундно, парализуют читательскую волю. Что подают, то и принимаешь: странность – так странность. Это было б блестящее повествование, если б не было растянуто до совершенной непереносимости.

    Ещё одна странность при такой посекундности – умолчание, что Валю изнасиловал Эдик, подручный фермера, принявшего этих калик перехожих к себе на работу. Что изнасиловал, следует из мести Вали – она взяла и выпустила из клеток кроликов фермера. И Васе с Валей пришлось от фермера удирать.

    После этого продолжает нагнетаться интрига типа Ганса и Гретхен. Всюду, где их принимают, они спят в одной кровати. Валя Васю впрямую не соблазняет, что опять было б странно, если б читатель не был оглоушен длиннотой и нечитабельностью текста. Но интрига чувствуется и объясняется инерцией переживаний изнасилованной Вали.

    Которая, инерция, оказалась ложным ходом, прояснившимся в конце. Мюсляй имел Валю как мальчика, а Эдик – тоже извращённо: Валя ему доказала, что она девственница. Выходит, показала девственную плеву. И Эдик удовлетворился чем-то другим. Но всё это выясняется, повторяю, в конце.

    Для продления фабулы скитаний и поддержания интриги со всё более соблазнительной Валей Ермаков не постеснялся натяжки. На Валю позарился второй приютивший несчастных беглецов, птицелов. (Для несчастности они сделаны ограбленными, лодку и припасы отнял беглый зек. А непротвление злу Васи не позволяет птицелову зека на моторке догнать.) Натяжка состоит в том, что Валя, по всем признакам любящая Васю, поставлена в положение пожалевшей птицелова и готовой ему отдаться из жалости (тот рассказал очень читабельную историю, как он был по чьему-то заданию в Париже и влюбился – взаимно – в итальянку Витторию, но не судьба была ими сойтись; и не наличие любимой жены в России, а осознание чуждости русского Западу не позволило птицелову во Франции остаться).

    Впрочем, это не первая натяжка. Первая была готовность Вали остаться у безногой старухи (удовлетворить чувство нужности кому-то; Васе-де она не нужна). Ермаков тогда, наверно, не знал, что в конце он откроет (до тех пор неизвестную причину, почему Валя – с Васей), что Валя с первого взгляда влюбилась в Васю и потому встала и за ним пошла. А когда Ермаков писал конец с этой любовью с первого взгляда, он просто забыл, что делал Валю чуть было не бросившей Васю ради старухи.

    Нет, можно, конечно, вспомнить пушкинское а милый пол как пух легок… Но мне больше нравится думать, что Ермаков развращён сериалами, в которых нагромождение событий обосновывается не психологией, а большей оплатой длинного сериала. Рассчитывая на премию “Большая книга”, наверно, надо писать длинно. Вот и…

    Автор не оставил Валю с птицеловом, как она было уже решилась (Васе она не нужна).

    Со старухой она не осталась, испугавшись появившихся в деревне Эдика с фермером. А как тут её не оставить? – Пусть будет вспыхнувшая вновь любовь к Васе.

    Для той же премии нужно кончить драматически. И любовь к Васе может пригодиться. Она делает пакость птицелову – выпускает его птиц. Они удирают от птицелова на лодке птицелова. Их на острове догоняет Эдик и теперь уже насилует Валю по-обычному. В присутствии крепко избитого Васи. Теперь Эдику нечего жалеть девственность Вали, она ж сказала, что не может удовлетворить Эдика по-прежнему, так как они с Васей поженились. – Драма, хоть фермер и велел Эдику их отпустить.

    Я, повторяю, из мести так огрубил свой отчёт о чтении. Чтении того, что не имело следов подсознательного идеала, хоть недопонятного в книге уйма. Этот Ермаков чует, что без недопонятности нельзя, премии не получишь. А как недопонятность внедрить, если должного для художественности вдохновения нету? – А просто. Надо так же “посекундно”, подробно входить в разговоры персонажей в специальных сферах, в которых читатель не специалист: в философии, в религиоведении, в политологии, в классической и контркультурной молодёжной музыке, в искусствоведении.

    В последнем я секу. Так я написал в пику Васиной оценке статью (см. тут) о картине Ван Гога с эпиграфом: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”. Так я написал в пику Васиной же бодрой оценке статью (см. тут) о песне “Дом восходящего Солнца” группы “The Animals".

    Лажу ли говорят его персонажи, в подробностях и непонятностях из других сфер, я не знаю.

    Я, впрочем, понимаю, что автор вправе заставить персонажей говорить даже и ерунду, особенно, если ему непривычно углубляющееся в специальный предмет говорение нужно всего лишь для непереносимости чтения, как образа непереносимости жить в России.

    Главный герой, Вася, якобы анархист. А мой осознаваемый идеал – анархия, так как именно она является признаком наступления коммунизма в организационном смысле, а коммунизм я считаю будущим человечества, - человечества им, коммунизмом, спасущегося от смерти из-за материального прогресса, из-за перепроизводства и перепотребления. Этот идеал у меня смутный. Думается, что мирный. И думается мне, что колоссальный урон это мировоззрение претерпело оттого, что вопреки своей сути, его адепты вовлеклись в начале ХХ века (да и сейчас) в противопоказанные анархии силовые действия. Поэтому слова Васи: "А коммунизм мы не приемлем”, - я считаю профанацией, хоть я и не спец в политологии.

    Другое дело, что оттенков анархизма полно. Плюс Ермаков мог назначить своему анархисту молоть ерунду в рамках приданного Васе оттенка. Кое-что даже я, некомпетентный, засёк: Вася читает заученные на память заповеди Чжуанцзы. Пробуддийские. Так какое они имеют отношение к анархии как само- (не центральному) управлению? – Заморочить читателю голову? Ввести в переживание непереносимости. – Тогда понятно. Но вряд ли простительно.

    По-моему, ерундой является причина побега Васи от правоохранительных органов – экстремизм в сообщениях в соцсети. Он ведь говорит о коктейле Молотова (этом принятом на вооружение средстве анархистами Греции и Испании):

    "– Не, мое средство другое. Но тоже действенное. Слово”.

    Как факт, всю книгу он пытается – и бесполезно – разговором привлечь на свою сторону едва ли не каждого встречного, который на него не донесёт, по его мнению (фермера, безногую старуху, птицелова, аэромонаха, Валю). И его оценки – ой, как неприятны были б власти, если б слышала. Но писать той же остроты посты в соцсети абсурд же. Соцсеть же просматривается спецслужбами. Спецроботами этих служб. Это ж всё равно, что написать на себя донос.

    Все эти писательские ляпы, помимо возможно нарочитой плохописи, не должны допустить, чтоб вещь была награждена премией. Даже помимо отсутствия художественности, которую я понимаю очень специфически.

    Кому книга может всё же понравиться? – Экстремистским элементам в России. Им же плевать на отсутствие художественности. А зла на власть и церковь в книге полно. (Может, плохопись предназначена, чтоб это качество замаскировать.) Если выдёргивать на цитаты (плохопись опуская) – очень хлёстко иное. Мне, например, понравился такой выпад, если понимать его против советской власти:

    "— Я всегда говорил, — заговорил с жаром Вася, — что мы живем во вчерашнем дне. Это такое жутковатое кино. Новая эпоха должна была начаться после Второй мировой войны, после бомбежки Японии, после Гитлера, Сталина, — в эти годы человечество достигло дна зла. Должна была начаться новая эра разгосударствления. Этого не произошло по каким-то причинам. И время остановилось. Мы живем по ту сторону разума. Это мир наоборот”.

    Я сам дошёл до подобной мысли. Когда наступил ядерный паритет СССР со США, можно было начинать централизм в СССР начать постепенно ослаблять, если считать, что настоящий социализм – это ежедневное увеличение самодеятельности за счёт государства вплоть до полного его исчезновения, что обозначало б наступление коммунизма.

    Я тогда принялся лично самодеятельничать. На меня донесли в КГБ, и я изрядно претерпел.

    В свете публицистической пользы книги для экстремистов можно отметить ловкое её название. Это перекличка с просто “Голубиной книгой” (сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века). Если православие призвано утихомиривать мирские боли, эта книга, наоборот, призвана разжигать ненависть к несправедливости. И стала запрещённой.

    Но книге Ермакова из-за нечитабельности то же не грозит.

    9 августа 2019 г.

04.08.2019
09:15

По лезвию ножа

    Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова. Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996. Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И . . .

02.08.2019
13:31

Исповедь неудачника

    Неудачником меня считает моя ультраделовая дочка. И так называет – по-родственному откровенно. Другие, менее откровенные, молча так считают. Анекдот в том, что сам . . .

01.08.2019
12:31

Против себя самого

    Смею думать, что я не догматик. Хоть у меня полно догм. Я, признаюсь, сверяюсь с тем, что я написал ранее о ком-то, когда начинаю о нём писать новую статью. Так вот . . .

27.07.2019
09:30

Ещё один самоубийца

    Андрей Ширяев… Так случилось, что для “первого” самоубийцы, Бориса Рыжего, у меня нашлось (см. тут), чем мотивировать, что он “предвидел” смерть человечества от . . .

26.07.2019
10:59

На ноль делить нельзя, но...

    Разделить -- значит подобрать подходящее умножение. Для этого существуют специальные методы, но можно просто угадывать. Угадай, на какое число надо умножить 4, . . .

24.07.2019
13:15

Как-то жаль...

    Как-то жаль, что нет в интернете такой обслуги, как передача мысли на расстояние… То есть она есть – активная ссылка. Кликай и читай. Но надо ж читать. А я как-то . . .

23.07.2019
13:39

Нарвусь на неприятность? - Ну и пусть.

    Заглавие написал до начала чтения “Асфальта” (2008) Гришковца. Почему так? – Потому что не везёт. Беру читать книги, претендующие на премию “Большая книга” и раз за . . .

19.07.2019
10:11

Чернуха?

    Чернуху, по-моему, сочиняют о путинской России во исполнении социального заказа несистемной оппозиции. Та считает, что есть единственный магистральный путь . . .

18.07.2019
13:23

Опять очертя голову

    Хорошо быть непризнанным. Не связан с поддержанием своей репутации среди собратьев по цеху. В который, вообще-то, я не принят. Что я сейчас сделаю? – Я разверну . . .

17.07.2019
14:56

Непонятное понятное

    Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек . . .

15.07.2019
14:34

Опа. Ещё раз.

    Первый раз было с рязановским “С лёгким паром!” (см. тут). Теперь – с Гайдаем. Я поверил прилепинским словам: "Если вспоминать о войне, то классический момент из . . .

12.07.2019
10:14

Хорошо, что есть Дмитрий Быков

    Хорошо, что есть Дмитрий Быков. Он активный. То и дело попадается мне на глаза. А что он ни напишет, чаще всего оказывается ошибкой. И – я имею повод, проверяя, . . .

07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100