27.08.2004 |
|
01.07.2004 |
|
26.04.2004 |
Еще раз об <основах православной культуры>
|
11.04.2004 |
|
09.04.2004 |
|
24.12.2003 |
Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина
|
09.12.2003 |
|
03.10.2003 |
Кожинов: контуры русского духа.
|
04.08.2003 |
|
16.07.2003 |
|
08.07.2003 |
|
20.05.2003 |
Возвращение музыки Алексей ШОРОХОВ
Возвращение музыки(о поэзии Александра Кувакина) <Приближается звук, и, покорна щемящему звуку, Молодеет душа > А. БлокКогда в мир приходит поэт, мир раздвигается: в нем становится просторнее, потому что поэт <таит в себе такую даль, где иные исчезают дали>. Поэт есть дар Божий - дар языку, что по-древнерусски значит одновременно и народу. Нужно и в самом деле быть или изо всех сил стараться быть <американским поэтом>, чтобы выхолостить это промыслительное <совпадение> в терминах. Поэтому лингвистический кумир Бродского, тот оскопленный умозрительный персонаж его нобелевской речи, что уже вызвал к жизни десятки томов всяческих диссертаций, меньше всего является тем живым языком-народом, о котором у нас ниже пойдет речь. Язык-народ есть категория нравственная. Даже малейшего знакомства с русской поэзией достаточно, чтобы в этом убедиться. А русский язык-народ есть тем более категория нравственная, потому что само его формирование осуществлялось в лоне Православной Церкви, начиная с <аз буки ведал> Кирилла и Мефодия, включая <добро есть глагол> Достоевского и Распутина. В нем, в языке-народе, начальные и конечные смыслы русского бытия - ни в каких философских системах, ни даже в исторических аналогиях не найдем мы ответов о цели и предназначении нашего пути. Больше того, для ответа на эти вопросы окажется явно недостаточно знания толковых словарей и внушительных сборников русских пословиц и поговорок, потому что без человеческой плоти, которая несет это в себе и наполняет эти фонетические формулы собой, без русского народа - все это будет громкозвучной и мертвой латынью. Не будь в наше время подвига воина-мученика Евгения Родионова, не снявшего своего нательного креста перед чеченскими бандитами и не предавшего своих товарищей, чего бы стоила наша нравственная аксиома: <сам погибай, а товарища выручай>? Не знай мы сегодня о жертвенном труде сотен и тысяч смиренных сельских учителей и библиотекарей по всей России, как бы звучало великое русское: <правда выше солнца>? Русский язык стал плотью в русском народе, а русский народ стал словом в русском языке. И слава Богу, что это неотмирное двуединство языка-народа в нас не иссякло. Поэтому поэт, подлинный русский поэт, сегодня, как никогда, имеет право, и даже обязан воскликнуть: Ты уже не
школьник, ты - поэт, мой народ, беду
преодолевший, если: <Счастья
не было, и нет>, - говорит язык твой онемевший Это строки из стихотворения Александра Кувакина. Он один из немногих, кто своим словом сегодня оправдывает знаменитую поэтическую формулу Ходасевича: Кувакин идет <путем зерна>. Он буквально прорастает черноземную немоту своего времени. Как это не странно, но самыми немыми для поэта стали <говорливые восьмидесятые> - да-да, те самые, когда все вокруг, казалось, только и делало, что булькало и шипело: на прошлое, настоящее, а вкупе и на будущее. Вся эта непристойная и громкая возня скрывала от мира самое главное - звук прорастающего голоса. И, наверное, хорошо, что скрывала, потому что сегодня этот голос звучит твердо и внятно для слуха уже многих людей. * * * И, тем не менее, Кувакин, прораставший в молитвенной тишине собственной души, - поэт гула. И в этом смысле - его поэзия есть культурный, или, говоря словами Блока, <музыкальный> приговор немузыкальной цивилизации. Советской цивилизации: О судьбе Советского Союза, О любви и гордости своей, О слепых товарищеских узах Спой, как прежде, красный соловей. Ты взахлеб, бывало, заливался О рассветах нежных над Кремлем, Ты союзом нерушимым клялся, Пел, что саду цвесть в краю родном, Уверял, что человек - хозяин Необъятной Родины. И сам От Москвы до самых до окраин С песней кочевал то тут, то там Утопизм в чем-то очень глубоко сроден конструктивизму, из всего богатства поэтических школ серебряного века советская поэзия наследовала только одной - акмеистической. Остальные, за недостатком положительности, властью явно ощущались как неблагонадежные. Что уж тут говорить о символистской школе с ее пророческими заглядываниями в будущее, когда само будущее было строго регламентировано. Оставалось неприглядное настоящее - тут-то и пригодилась акмеистическая лепнина. Под старину. С благословения Ахматовой. Даже те из советских поэтов, что пополняли доблестные ряды кухонной <оппозиции режиму>, а то и вовсе оформляли себе длительные загранкомандировки в один конец на счет Государственного Департамента США - даже и они были плоть от плоти этой школы. (Я намеренно не говорю здесь о <тихой лирике> деревенщиков, равно как и о <громкой мимике> эстрадников, потому что первая, как феномен, оказалась глубже <культурного процесса>, а вторая - и вовсе за его скобками, как всего лишь одна из гримас времени). Так вот - и те, кто прославлял <режим>, и те, кто хулил, прослушали самое главное: подземный гул приближавшейся катастрофы. Не случайно, что предзнаменованием развала Советской России стали землетрясения в Армении. Земная кора, также как и обветшавшие покровы эпохи, уже трещала по швам, со стен, по которым побежали первые трещины, осыпалась акмеистическая лепнина и модернистские завитушки, и из разломов действительности пахнуло космосом и бедой и музыкой. Мир как бы съежился, с уходом эпохи на все лег неизгладимый отпечаток провинциализма - все стало меньше, пародийней: Не поднимая глаз, провинцией
столичной Иди. Смотри. И пой предельные слова,Смиренные слова о глупом счастье личном, Однако в гуле сгинувшей эпохи уже роятся звуки наступающей. Поэт Александр Кувакин слушает только их, он уже простился с прошлым, мы - еще прощаемся. Говорить о <православности>, <молитвенности> и т. д. поэзии Александра Кувакина попросту неуместно - все это глубоко соприродно тем отзвукам будущего, которым так жадно внимает поэт. И если кого-то сегодня еще слепят отдельные строки Кувакина, не приписывайте их искусности или мастерству поэта (это будет худшим для него комплиментом) - просто на его стихи уже пролились отблески будущего, лучи того креста, что встает на востоке и своим сиянием затапливает наше настоящее!
|
18.04.2003 |
|
03.04.2003 |
Упущенный шанс Президента Путина
|
05.03.2003 |
|
11.02.2003 |
|
04.02.2003 |
Возвращение Ярославского-Губельмана
|
23.01.2003 |
Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!
|
13.01.2003 |
|
23.12.2002 |
Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"