TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘

    (холст, масло)

    Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной платформы, дрейфующей посреди волн. Удар за ударом водных масс гордо и непреклонно отражают опоры этой сложной конструкции, прочно и виртуозно помещенной в бушующее пространство. Иногда даже начинает казаться, что она каким-то неведомым образом укоренена в окружающем ее стремительном непокое и глухом рокоте. Но это всего лишь обман зрения. Платформа дрейфует, иногда даже чуть-чуть заваливается на бок.

    Уже слишком далеко, даже сильные порывы ветра не доносят шипения ракушечника, опадающего вслед за водяными брызгами на прибрежную гальку от удара очередной волны. Да и самый гул прибоя давно не слышен. Вокруг √ жуткое, маслянистое, постоянно движущееся месиво из тысяч тонн воды, свиста воздуха, рева волн, ударяющихся о сваи, пелены водяной пыли, заполняющей небольшое пространство √ то сливающееся, то вновь распахивающееся √ что отделяет поверхность моря от быстро несущихся над ним облаков.

    Уже слишком поздно, при взгляде на платформу, на ее ажурную стальную паутину, подсвеченную с краев прожекторами и усеянную повсюду нитями цветомузыки, почему-то вспоминаются не Париж и Эйфелева башня, а Гомер и гнев Посейдона. В пелене тумана и водяных брызг даже самые яркие электрические блестки, облепившие платформу, кажутся блеклыми и призрачными. Столкнись сейчас с этим чудом инженерной мысли экипаж какого-нибудь древнего корвета, платформу без сомнения приняли бы за Летучего голландца с огнями Святого Эльфа на мачтах.

    И только море вокруг все то же. Но оно совсем не безъязыкое: то тут, то там разверзает оно свои недра, и тысячелетний глухой рокот доносится оттуда √ довременной, внечеловеческий. Острый запах гниющих водорослей, глубинной живой его плоти и влажной свежести резко ударяет в нос.

    Оказавшись посреди всего этого, в безопасном и близком соседстве с ним, вглядываясь в горизонт и прислушиваясь к голосу волн очень многое мог бы постигнуть задумчивый человек. Сколько вечных сюжетов, сколько иллиад и одиссей подслушал бы он у моря √ и уже никогда ⌠не вернулся бы в землю свою■ таким же, что и покидал ее!

    Но странное дело √ с многочисленных, как этажи небоскреба, палуб плывущей платформы ветер доносит обрывки музыки, женский смех, сладостное людское многоголосье, которое так неотрывно связанно с теплом, бездумностью, веселой уверенностью в своей защищенности, в незыблемости всего окружающего! Звенят звоночки, снуют официанты, разносят заказы в номера и на палубу, над перилами ограждения загораются и гаснут огоньки сигарет. Нежным звоном гудит, слегка натуживаясь, сталь опорных конструкций √ что ей это легкое волненье и немолчное ворчанье косматого седого пространства вокруг! Новейшие технологии! Минимум материи, максимум интеллекта √ высочайшая степень надежности!

    - Скажите, господин старший инженер, а если?..

    - Милейшие мои, никаких если! ⌠Титаник■ был тысячепудовым стальным чудовищем, порождением многовековой человеческой глупости, искавшей себе опоры то на небесах, то в земле √ в ее кажущейся прочности и незыблемости, в ее материальности. Если бы ⌠Титаник■ не утонул, его бы следовало утопить! Потому что вместе с ним утонула эра вульгарного материализма! Смотрите, √ старший инженер стучит по клавиатуре компьютера, и наверху возникают новые, ярко освещенные палубы, появление которых приветствуется радостными криками и женским визгом. √ Даже если все вокруг разлетится в клочья первородного хаоса √ а я думаю, что наши технологии уже в довольно скором времени достигнут такой степени защиты, когда и это нам будет не страшно √ ничего безнадежного: энергия солнечных батарей, миллионы снующих в пространстве атомов грубой материальности, вот, пожалуй, и все, что нам к тому времени будет нужно от окружающего нас сегодня. Конечно, если нам удастся сберечь главное открытие ХХ века, высший материализм, материализм духа √ интеллект!

    И пусть тогда вокруг нас со свистом носятся разрозненные и озлобленные атомы, мы сотворим √ господа и дамы, только для вас! √ новое небо, и новую землю, сколько угодно небес и земель, причем не пошлых и уязвимых в своей черноземной реальности, а звонких и торжествующих в своей высшей, сверхчеловеческой, но все-таки человеческой, виртуальности!

    Откуда-то появляются официанты с шампанским, раздается звон бокалов, крики ⌠ура■, ⌠виват■, и раскрасневшийся старший инженер вопросительно взглядывает на мостик √ изящный капитан в белых перчатках аплодирует ему вместе со всеми, и тогда, успокоившись, великий практик заканчивает:

    - Только одно ⌠но■, господа √ в наш грядущий рай попадут только лучшие, только те, кто лучше придумывает новое и необходимое, кто лучше развлекает (куда же без этого!), и, разумеется┘кто лучше зарабатывает. Поэтому, господа, учитесь зарабатывать по-новому. Кто сегодня самые богатые люди в мире? Программисты. Как раз те, кто совместил в себе все эти качества, и, придумывая, зарабатывает, а, зарабатывая, развлекает.

    Учтите, господа, что нефть и всякие алмазы скоро кончатся, и там √ старший инженер показывает за борт √ взять будет уже нечего. Поэтому, поторапливайтесь!

    - А как же будет со всеми теми? √ задавший этот вопрос тоже показывает за борт.

    - Ну, милейший, вы, оказывается, не знаете азбучных истин любой религии, в том числе и нашей сверхрелигии. Количество мест в грядущем нашем раю строго ограничено √ на всех чумазых и беспорточных не хватит. Да и что же это будет за рай √ вместе с ними?

    Старший инженер так натурально морщит нос, будто от дурного запаха, что конец его речи тонет в диком взрыве хохота. Правда, уже за несколько шагов от платформы становится не слышно ни остроумных речей, ни торжествующего хохота √ все покрывает глухой, вековечный рев волн и недовольный, рассерженный рокот мятущейся стихии.

    Платформа все плывет куда-то, мерцая во тьме огнями, а великое море по-прежнему катит рядом свои волны √ черные, грозные, с пенящимися по гребням барашками в ноздреватой и белой пене. Белопенное на черном фоне √ цвет древнегреческих трагедий. Но одних ли древнегреческих?..

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100