Изучение литературы в 10 классе
Иван Александрович Гончаров.
Урок 48. Очерк жизни и творчества Гончарова. Место романа "Обломов"
в трилогии "Обыкновенная история" - "Обломов" - "Обрыв".
Роман Гончарова "Обломов" возвращен в школу. И это справедливо, потому что без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, т. к. в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни.
Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа - проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в "страшной" роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.
В центре первого урока - очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная история" - "Обломов" - "Обрыв", которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразную трилогию. Этот материал можно изложить лекционно, либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.
Урок 49. "Наше имя - легион..." Обломов - "коренной народный
наш тип".
На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов - "коренной народный наш тип", и указать на гоголевские традиции изображения жизни.
Основной вопрос урока - прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из нас сидит значительная часть Обломова? Действительно ли Обломовых - "легион"?
Раскрытию основной проблемы урока поможет система вопросов и заданий:
Урок 50. "Что такое обломовщина?" Социальные и национальные
корни обломовщины.
Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.
Проблемный вопрос урока - почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
Вопросы и задания для обсуждения основной проблемы урока:
Урок 51. "Для чего жить?" Обломов и Штольц.
Урок дает возможность показать, что "лежание Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что "жизнь есть поэзия", отдых, покой.
Основной вопрос урока - антиподы ли Обломов и Штольц?
Вопросы и задания для обсуждения основной проблемы урока:
Урок 52. "Испытание любовью". "Обломов" как роман о любви.
"Обломов" как роман о любви - можно организовать как урок-семинар. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь - это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру. На уроке следует объединить школьников в рабочие группы:
1 группа. Обломов и Захар: любовь-вражда.
2 группа. Обломов и Штольц: любовь-дружба.
3 группа. Обломов и Ольга: любовь-любовь.
4 группа. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
5 группа. Обломов и природа: усадьба детства и дачный парк.
6 группа. Обломов и дети.
Вопросы для обсуждения:
Итог урока-семинара. Любовь есть смысл жизни для Обломова и - шире - для каждого человека.
Урок 53. Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
Этот урок дает возможность сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя. Урок позволит уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.
Два "лица" Обломова
Честность, совестливость, |
Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, "русская лень". |
Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду "лишних людей" и обличает "обломовщину" как общественный порок.
В критических взлядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа "Обломов": от положительных оценок до резкого неприятия.
А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной любви", называет его чудаком.
И. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.
Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду "странных" людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.
Итог урока. В критике мнения разделились на два "лагеря" в решении вопроса, что важнее: "художественность" или "социальная значимость" произведения.
Урок 54. Особенности композиции романа "Обломов". "К точке покоя".
В центр урока мы поставим обсуждение проблемного вопроса: что такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
Для выяснения смысловой роли композиции романа можно составить опорную схему:
1 и 4 части романа - его опора, почва. Взлет во 2 - 3 частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
1 часть романа внутренне связана с 4 частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление "к точке покоя" - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это "чудо искусства", это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
Иван Сергеевич Тургенев.
Урок 55. "Вся моя биография - в моих сочинениях". Слово о Тургеневе.
Это урок-лекция о страницах жизни и творчества Тургенева.
Основные положения лекции:
Страница первая - "Мать". Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям - заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа "Муму", Глафире Петровне из романа "Дворянское гнездо", властной бабушке из повести "Пунин и Бабурин". Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: "Какая женщина!.. Да простит ей бог все! Но какая жизнь!"
Страница вторая - "Несколько слов о любви". Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного "мещанского счастья". Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из "Севильского цирюльника" покорила Тургенева. В письме к ней читаем: "Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; - день, когда мне не светили Ваши глаза - день потерянный!" Ее обликом навеяно стихотворение в прозе "Стой!"
Страница третья - "Отец". Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. "Другим" оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести "Первая любовь "трепетно и влюбленно".
Страница четвертая - "Впечатления детства". Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери, Федор Иванович Лобанов, учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту.
Страница пятая - "Первое произведение". 1843 год - поэма "Параша". Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа "тургеневской девушки".
Страница шестая - "Записки охотника". 1852 год - Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает "Записки охотника" (рассказы отдельно печатались в "Современнике" с 1841 по 1851 год). За эти публикации и "нарушение цезурных правил" "по высочайшему повелению" Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 года. "Обвинительный акт крепостничеству" - так назвал Герцен "Записки охотника". Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о положении народа под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. "Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?"- спрашивает он в стихотворении в прозе "Сфинкс".
Страница седьмая - "Либералы". Большая дружба связывала Тургенева с "Современником", он тяжело переживал разрыв с ним. Тургенев - либерал, причем либерал 40-х годов. В 60-е годы это был уже другой либерализм. "Это слово "либерал" в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово "либерал" означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и наконец - пуще всего означало любовь к народу".
Страница восьмая - "Последняя". В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: "Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу". Скончался 22 августа 1883 года, покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге.
Урок 56. "И даль свободного романа...". Тургенев - создатель русского романа. История создания романа "Отцы и дети".
Задачи урока - выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.
"Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов", - писал Белинский.
Особенности романной формы - большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве, НО художественная завершенность).
Вопросы для беседы с классом:
Урок 57. "Я над всем, что сделано, ставлю "nihil". Базаров - герой
своего времени.
"И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером", - так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.
Вопросы и задания для беседы на уроке.
Уроки 58 - 59. "Меж ними все рождало споры...". "Отцы" и "дети" в
романе "Отцы и дети".
В самом названии романа выделены две силы: "отцы" и "дети". Работа на уроке пойдет по двум значениям этих понятий: социальному и общечеловеческому.
Вопросы и задания для обсуждения на уроке.
Базаров прав : Надо делать дело. Надо проверять любую истину. |
Павел Петрович прав : Нужна связь во времени, т. е. преемственность. |
Базаров не прав : В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь - физиология: природа - мастерская, красота - польза, мечта - гниль). |
Павел Петрович не прав : В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла. |
Общий вывод. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остается один, один и Павел Петрович, т. к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Дети отцов - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.
Урок 60. "За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье" .
Любовь в романе "Отцы и дети".
В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., Любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно провести, работая в 4-х группах.
I группа. Павел Петрович и княгиня Р.
Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая "сломала" жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.
II группа. Николай Петрович и Фенечка.
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
III группа. Базаров и Одинцова.
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова, на первый взгляд, похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не "растоптала" Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь "низводит" Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
IV группа. Аркадий и Катя.
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.
Уроки 61 -62. Смерть Базарова. "Умереть так, как умер Базаров, -
все равно, что сделать великий подвиг" .
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".
Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
Работа на уроке проходит, в основном, на материале XXVII главы, но с обращением к предыдущим главам.
Вопросы и задания для беседы:
Урок 63. "Кто ж вам милей: отцы иль дети?". Споры вокруг романа.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и Базарова. Заключительный урок по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.
I группа представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить .
II группа рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала "Русский вестник" [статьи "Роман Тургенева и его критики", "О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)"].
Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех .
I II группа. Взгляды Ф. М. Достоевского. Базаров - "теоретик", находящийся в разладе с "Жизнью", жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.
IV группа. Позиция М. А. Антоновича (статьи "Асмодей нашего времени", "Промахи", "Лжереалисты"). Очень резкая позция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе "... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами". Автор не расположен к молодому поколению и "отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей". Базаров, по мнению Антоновича, - обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман - клевета на молодое поколение". Позицию Антоновича поддержала "Искра" и некоторые сотрудники "Русского слова".
V группа. Взгляд М. Минаева (стихотворение "Отцы иль дети?" Параллель"). Ирония Д. Минаева по противостоянию "отцов " и "детей".
VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи "Базаров", "Нерешенный вопрос", "Прогулка по садам российской словесности", "Посмотрим!" "Новый тип"). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.
"Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен и идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера".
Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям "отцов" и "детей"; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа.
Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: "Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу". Однажды Тургенев сказал: "Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим". Незатихающие споры вокруг романа - лучшее доказательство этих слов.
Уроки 64 - 65. Зачетная работа за первое полугодие.
Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет.
Учащиеся 10-х классов встречались с лирикой Тютчева и Фета в начальной школе, читали несколько их стихотворений в 5 - 6 и в 9 классах. Однако черты личности и судьбы поэтов не были до 10 класса предметом пристального внимания. На 1 - 2 уроках школьники будут изучать лирику Тютчева, на 3 - 4 уроках - лирику Фета, а на 5-м уроке заниматься сопоставительным анализом их стихов.
Урок 66. Страницы жизни Ф. Тютчева. Философия природы в его
лирике. "Не то, что мните вы, природа,,,"
В центре урока - рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе.
Главная мысль урока - подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия - это, прежде всего, поэзия мысли.
Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:
1803- 1819 гг . - детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
1819- 1822 гг . - учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. "Pencees" ("Мысли") Паскаля - импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы .
1822-1837 гг. - служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем - в Турине.
1838 г. - смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 г. - второй брак с Эрнестиной Дернберг.
40-е годы - период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 г. - Возвращение в Петербург. Публикация политических статей "Россия и Германия", "Россия и революция", "Папство и римский вопрос".
1854 г. - выход первого сборника стихотворений Тютчева.
50-е - 60-е годы - усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864 г.)
1858-1873 годы - служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1873 г. - смерть Тютчева.
Специфика поэтики Тютчева:
Эти особенности поэтического стиля Тютчева учащиеся могут наблюдать и доказывать при анализе его лирики. При обучении интерпретации тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
Вопросы и задания к стихотворению "Silentium!":
Вопросы и задания к стихотворению "Тени сизые смесились...":
Вопросы и задания к стихотворению "Не то, что мните вы, природа...":
При изучении стихотворений о природе позднего периода необходимо обратить внимание на появление в них образа Родины, окрашенного настроениями грусти и невыразимого страдания. В этом ключе следует интерпретировать стихотворение "Эти бедные селенья...".
Дома учащимся можно предложить подумать над стихотворением "Как хорошо ты, о море ночное...", выяснить, что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души. Кроме того, интересно сопоставить стихотворение Ф. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." со стихотворением В. Жуковского "Море" и попытаться определить, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления.
Урок 67. Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа.
"Нежней мы любим и суеверней ..."
В центре урока - чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека. Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева, прочитать стихи, посвященные им.
Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
Для текстуального анализа можно выбрать стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, - Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее "Я помню время золотое" (1836 г.), посвященное 16-летней Амалии, и позднее "К. Б." - Крюднер баронессе - (1870 г.).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
В финальной части урока можно прослушать романс неизвестного автора на стихи Тютчева "Я встретил вас", а дома сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева "К. Б." и стихотворения Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".
Урок 68. Страницы жизни Фета. Стихи о любви. "Тебя любить,
обнять и плакать пред тобой ..."
Изучению лирики А. Фета также можно посвятить два урока: на первом - сообщить интересные факты биографии поэта, почитать и обсудить его стихи о любви, на втором - проанализировать несколько философских стихотворений поэта, посвященных теме человека и природы.
Эмоциональный рассказ учителя о личности и судьбе поэта должен включать в себя драматическую историю любви Фета и Марии Лазич, погибшей в юности. В начале урока уместен небольшой концерт, помогающий учащимся погрузиться в атмосферу удивительных стихов Фета, посвященных Марии Лазич. Это "Солнца луч промеж лип...", "Недвижные очи, безумные очи...", "Страницы милые опять персты раскрыли...", "В тиши и мраке таинственной ночи...", "Ты отстрадала, я еще страдаю...".
В центре урока - анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье...", в котором удачно проявились черты поэтики творчества Фета.
Вопросы и задания к стихотворению "Шепот, робкое дыханье...":
Как индивидуальное исследовательское задание опережающего характера можно предложить сопоставить стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье..." со стихотворением - альбой из лирики трубадуров "Боярышник в саду листвой поник..." и подумать, есть ли здесь основания для сопоставления.
В финальной части урока можно организовать наблюдения за стихотворением Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад..." и попытаться выявить в нем черты поэтики Фета.
Вопросы для обсуждения:
Урок 69. Философия природы в лирике Фета. " Но верь весне ..."
В центре урока - чтение и обучение интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы: " Облаком волнистым ...", " Еще майская ночь ", " Заря прощается с землею ", " Это утро, радость эта ".
В начале урока - беседа по анализу стихотворения " Облаком волнистым ..." (1843):
Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета. Работу можно организовать в трех группах:
Группа 1. Стихотворение " Еще майская ночь " (1857).
Группа 2. Стихотворение " Заря прощается с землею " (1858).
Группа 3. Стихотворение " Это утро, радость эта ".
Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического сти ля Фета?
Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
Урок 70. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
На заключительном уроке по лирике Тютчева и Фета можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева "Еще земли печален вид..." и стихотворения А. Фета "Еще весны душистой нега..." и подготовку к самостоятельной письменной работе.
Задания для сопоставительного анализа:
В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета.
Особенности поэтического стиля
Тютчев |
Фет |
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия. |
Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира. |
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни. |
Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности. |
Тютчев |
Фет |
Человеческое я по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы |
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности. |
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего. |
Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль "растворена" в музыке. |
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. |
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки. |
Николай Семенович Лесков
Урок 71. " Мятежный человек, полный бунтующих страстей " . Слово
о Лескове.
Урок посвящается биографии писателя и обзору его творчества. (Материал подробно изложен в учебнике). Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о личности писателя подчеркнут, что сам писатель был праведником .
В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием " Праведники " Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:
- По-вашему, небось, все надо хороших писать, - [якобы говорит Писемский], - а
я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
- Это у вас болезнь зрения.
- Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе
ничего, кроме мерзости, не вижу.
Мною овладело от его слов лютое беспокойство. " Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей: ни в его: ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, - без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, - все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, - или неправедны, - все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому " свято господу ".
Вопросы и задания для обсуждения в классе:
Такие акценты в изучении биографии Лескова помогут школьникам в восприятии характера героя повести " Очарованный странник ".
Урок 72. " Русский человек со всем справится " . Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.
В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом и внешней и духовной биографией героя. Ведь композиция произведения совпадает с композицией образа Флягина и посвящена движению героя от рядового конэсера к очарованности и праведности. Для этого можно предложить учащимся выделить ключевые эпизоды повествования и проанализировать их по следующему плану:
План рассказа о герое, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни.
Таким образом, повесть делится на довольно крупные эпизоды из жизни Голована, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки ( " гибели ", " падения " ) и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего.
Образ Ивана Флягина.
Характерные черты |
Духовный рост |
Бездумность Слепой азарт Сила молодости Смелость Наивность Смекалка Доброта Любовь Живучесть |
Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) Пробуждение духа Осознание грехов Проповедь Николая Чудотворца и Христа Борение плоти и духа Праведность
|
В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все " круги ада " , превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которой " очень за народ помереть хочется! "
Урок 73. Поэтика названия сказа "Очарованный странник". "Талант
чисто художественный" .
Название произведения - это доминанта смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть называлась " Русский Телемах " , что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную " Одиссею " . В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, а в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимана, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий - от кучера до солдата и артиста - ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!
Вторым названием повести стало " Черноземный Телемах " . Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека " от земли " , крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок " Очарованный странник " делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.
Вопросы и задания для обсуждения:
а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста );
б) живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика героя);
в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика
героя);
г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием " наперекором "
показалась ему редким чудом);
д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней, которая "так за душу и щиплет, так
и берет в полон");
е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом);
ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой), " вот она, - думаю, -
где настоящая-то красота, что природы совершенство называется ";
з) тишиной приобщения к Богу.
Сама речь героя в его рассказе становится в лесковском сказе выражением еще одного его очарования - восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется ".
Урок 74. Урок внеклассного чтения "Две Катерины" (А. Н. Островский
"Гроза" и Н. С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда").
На уроке можно сопоставить героинь Островского и Лескова, а наблюдения над текстом оформить в виде опорной схемы.
Драма Островского |
Очерк Лескова |
Катерина Кабанова |
Катерина Измайлова |
Общее |
|
|
Различие
Мечтательность |
Скука |
Ширь и красота Волги; народная песня; певучая речь |
Обход пустых комнат: спальня с пуховыми перинами |
Раскрепощенность души |
Душевная и духовная наразбуженность |
Любовь
Чистота, робость, самоотверженность, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога |
Напористость, жадность до любовных утех, убийство, месть за измену, полное забвение своей личности во имя "Сережечки" |
Гибель в Волге
Самоубийство |
Несчастный случай |
Красота, свет, высота любовного чувства |
Бездуховность личности, хищница, рабство любви |
"Горячее сердце", вечно чистая |
"Никогда не вспомнишь без душевного трепета" |
Николай Алексеевич Некрасов
Урок 75. "Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть
борцом". Личность и судьба Н. А. Некрасова.
В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих "песен" божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана "диктовать" поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой "мести и печали".
В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например, "Надрывается сердце от муки...", "Ты всегда хороша несравненно...", "Внимая ужасам войны...", "Праздник жизни - молодости годы...", "Поэту" ("Любовь и Труд - под грудами развалин..."), "Русскому писателю".
Вопросы классу на выявление восприятия:
Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема:
Одно из самых ярких стихотворений этого периода - " Еду ли ночью по улице темной".
Вопросы и задания для обсуждения стихотворения:
Индивидуальные задания.
"Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке ("Современника") меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил". (Из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).
"Кто способен написать стихотворения: "Филантроп", "Эпилог к ненаписанной поэме", "Еду ли ночью по улице темной", "Саша", "Живя согласно с строгою моралью", - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия". (Д. Писарев, 1861).
"Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления... Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете... Как будто уже нет более светлой стороны?" (Из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 г.)
Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847 - 1866 годов. Их жанровое многообразие:
Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:
Вопросы и задания к стихотворению "Зине":
Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова, отразилась в его творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству поэзии борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, т. к. подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, т. к. сердце поэта, открытое "песням", не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.
Урок 76. "Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой".
Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии
Некрасова.
В центре урока - анализ стихов Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка.
Вопросы и задания к стихотворению "Песня Еремушке":
В 1860 году Некрасов задумал большую автобиографическую поэму "Рыцарь на час" с главным героем под вымышленной фамилией Валежников. Но в печати появилось только два отрывка: первая часть поэмы под названием "На Волге" (Детство Валежникова)" и то стихотворение, которое сейчас известно под названием "Рыцарь на час". По первоначальному плану оно составляло 4-ю главу и называлось "Бессонница". Оно было написано Н. Некрасовым в альбом Л. П. Шелгуновой, подруги поэта, переводчика и публициста М. Л. Михайлова, который был арестован и сослан на каторгу за распространение прокламации "К молодому поколению". Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: "Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело... Честь и слава им - честь и слава тебе, брат! Н. Некрасов. 24 мая 6 часов утра". (1862).
Вопросы и задания к стихотворению "Рыцарь на час":
В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия "Современник", принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение "Ликует враг...", в котором сожалеет об этом политическом шаге.
4 марта 1866 г. он получил анонимное послание "Не может быть", подписанное "Неизвестный друг". Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом "Не может быть!" Стихотворение "Умру я скоро..." - ответ анониму.
Вопросы и задания к стихотворению "Умру я скоро ...":
По цензурным соображениям, Некрасов решил выдать стихотворение "Пророк", посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки "Из Байрона", "Из Ларры", "Из Барбье"). Подарив И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 года свой экземпляр "Последних песен", Некрасов зачеркнул название и написал "В воспоминание о Чернышевском".
Вопросы и задания к стихотворению "Пророк":
Выводы. Вольнолюбивая лирика Некрасова носит философский характер. Его призывы к крестьянской революции окрашены мотивами смысла жизни и высокого предназначения человека. В "Песне Еремушке" звучит открытый призыв к борьбе за свободу угнетенного народа. В стихотворениях же "Рыцарь на час" и "Умру я скоро..." герой сожалеет о том, что он "к цели шел колеблющимся шагом", что ему суждены были "благие порывы", но "свершить ничего не дано". Поэт упрекает себя в политической нерешительности по отношению к страдающему народу, но он не согласен с теми, кто обвиняет его в "торговле лирой". Идеалом человека, оправдавшего свое предназначенье, образцом решительности и последовательности в защите угнетенных и бесправных поэт считает Н. Г. Чернышевского и за перенесенные им страдания обожествляет его образ.
Урок 77. "Кнутом иссеченная муза". Некрасов о поэтическом труде.
В центре урока - анализ стихов Некрасова "Блажен незлобивый поэт...", "Поэт и гражданин", "Элегия", "О Муза, я у двери гроба...".
В начале урока можно вспомнить изученное ранее стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом..." и выяснить, какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.
Поэт не случайно показывает своей музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в стихотворении "Муза" из сборника "Последние песни" снова возвращается к этому образу:
О муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта,
Но вечен сон небытия,
Сестра народа - и моя!
В "Последних песнях" возрождается и образ "несжатой полосы" как символа незавершенного труда. Стихотворение "Сон" (1877) перекликается со стихотворением "Несжатая полоса" (1854). Таким образом, тема поэта и поэзии пронизывает все творчество Некрасова.
Вопросы и задания к стихотворению "Блажен незлобивый поэт...":
Это стихотворение - один из первых откликов поэта на проблемы писательского труда. Оно написано на смерть Гоголя, последовавшую 21 февраля 1852 года, и направлено против теории "искусства для искусства". Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который "любил - ненавидя", и провозглашает этим "гоголевское направление" в литературе 50-х годов. В 1855 году Н. Чернышевский в статье "Очерки гоголевского периода" напишет: "Никогда "незлобивый поэт" "не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, "питая грудь ненавистью" ко всему низкому, пошлому и пагубному, "враждебным словом отрицанья" против всего гнусного "проповедует любовь" к добру и правде".
Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признавался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.
Вопросы и задания к стихотворению "Поэт и гражданин":
"Не знаю я, на сколько ты можешь ненавидеть, - но насколько ты можешь любить, - я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, - только ты любишь без фраз и так называемых "излияний". Пусть не всякий это видит - то и бог с ним, кто не умеет видеть это". (Из письма В. П. Боткина Н. А. Некрасову от 7 декабря 1855года).
"Лично мне эти стихи очень симпатичны - я знаю, что необходимы в жизни минуты уныния - но не все имеют основание оставаться в унынии - или в отчаянии, если хотите более громкого слова - как в законном расположении духа. И вы не имеете права - с чего вы взяли, что имеете право унывать и отчаиваться?" (Из письма Н. Г. Чернышевского Н. А. Некрасову от 4 ноября 1856 года).
Вопросы и задания к стихотворению "Элегия":
В конце урока может быть прочитано стихотворение "О муза! я у двери гроба..." В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу "иссеченной кнутом".
Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли "красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать". Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая "искусство для искусства" с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического "гоголевского направления", Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Стихотворение "Отрывок" ("Ночь. Успели мы всем насладиться..." - 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, "чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам, погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям". Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, - беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.
Урок 78. "Кому на Руси жить хорошо?". Замысел, история создания,
композиция поэмы. Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская
ярмонка".
Основные положения рассказа учителя:
Вопросы и задания для обсуждения "Пролога":
Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп":
Вопросы и задания для обсуждения главы "Сельская ярмонка":
Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение "верхов", где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.
Урок 79. Многообразие крестьянских типов в поэме. "У каждого
крестьянина душа, что туча черная - гневна, грозна - и
надо бы громам греметь оттудова..."
На уроке можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения. Каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов.
1 группа. Яким Нагой (Ч. I, гл. 3).
2 группа. Ермил Гирин (Ч. I, гл. 4).
3 группа. Савелий, богатырь святорусский (Ч. III, гл. 3).
4- 5 группы. Матрена Тимофеевна Корчагина. (4 группа - Ч. III, пролог, гл. 1, 2;
5 группа - Ч. III, гл. 4 -8).
Для сопоставления результатов наблюдений можно предложить учащимся воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.
План сообщения.
Выводы. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе "Крестьянка" уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности - обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны - это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба "счастливее" других, несмотря на все испытания, т. к. ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, т.к. считалось, что это отход Некрасова от революционно-демократических идеалов. Может быть, это дань автора памяти матери, которую тоже звали Еленой. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.
Урок 80. Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
"Что значит, други милые, привычка-то помещичья!"
В центре урока - анализ приемов сатирического изображения помещиков в поэме.
Вопросы для беседы с классом:
Выводы. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение - лишь образ доброй губернаторши Елены Александровны. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.
Урок 81. Образы народных заступников в поэме. "...Жить для счастия
убогого и темного родного уголка".
В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова - человек, способный к самопожертвованию ради других.
Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий.
Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа? (Ч. I, гл. 2, 3). (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь ).
Задание 2. Охарактеризуйте "холопа примерного Якова Верного". Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на свое поруганное достоинство. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян ).
Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды "О двух великих грешниках". Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами "праведников" и "грешников" в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников).
Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революцинной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова. В центре урока - обсуждение этого образа.
Вопросы и задания для беседы:
Выводы. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в аллегорической легенде "О двух великих грешниках", в рассказе "О холопе примерном Якове Верном" автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо".
Урок 82. "Важен в поэме стиль, отвечающий теме...".Язык и стиль
поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"
Стиль - это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону.
Тема поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" - изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.
Главная мысль поэмы - отсутствие в народной России счастливых, идеал которых "покой, богатство, честь". По мысли автора - счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.
Для воплощения этой темы и главного смысла поэмы автор находит и создает оригинальные и новаторские способы и приемы:
В ходе урока необходимо подтвердить выдвинутые положения текстом, работая в группах, или используя для фронтальной беседы следующие вопросы и задания:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Урок 83. "...В высшей степени правдив и человечен". Страницы
жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна "Исполин".
Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка, изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, "приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке", висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение, Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
"Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, - глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это - глаза Щедрина.]
- Ваше превосходительство... - залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал.
И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:
- Раб, предатель и...
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями..."
Вопросы классу:
У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".
Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.
15 (27) января 1826 г. Родился в семье богатых помещиков тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян - ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в "Пошехонской старине".
1836 год. Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.
1838 год. В числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.
1844- 1848 гг. Служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть "Противоречия" (М. Непалов). Повесть "Запутанное дело".
26 апреля 1848 г. Лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.
1848- 1856 гг. 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, Бесправие, отсутствие друзей.
1856- 1857 гг. Из Вятки в Петербург. Книга "Губернские очерки" (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.
1857- 1863 гг. Циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.
1858- 1868 гг. Государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие "Современника".
1868- 1884 гг. Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в "Отечественные записки", где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. "Эзопов язык". Мысли о свержении существующего строя. Сатирический цикл "Помпадуры и помпадурши". Роман "История одного города".
70-е годы. Болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.
1880 год. Отдельное издание "Господ Головлевых".
80-е годы. Раздумья над судьбой русского народа. Сказки - итог. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
1884 год. Закрыты "Отечественные записки". Написана "Пошехонская старина".
28 апреля (10 мая) 1889 г. Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.
В заключение урока звучит стихотворение Пушкина "Пророк":
Итоговые вопросы:
Уроки 84 - 85. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
" Хотя животные, а все-таки цари... ".
Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками " для детей изрядного возраста " . На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:
Сказки Салтыкова-Щедрина |
Сказки русского народа |
Общие черты |
|
Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка |
|
Отличительные черты |
|
Сатира Сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному |
Юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных |
а) Разные способы смеха:
б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. " Эзопов язык " - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.
в) Гипербола - чрезмерное преувеличение.
На примере сказки " Дикий помещик " учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным.
В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в " Сказках " . Эти сведения школьники могут записать в виде таблицы:
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Проблематика |
Художественные особенности |
самодержавие и угнетенный народ ( " Медведь на воеводстве ", " Орел-меценат ") отношения мужика и барина ( " Дикий помещик ", " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ") положение народа ( " Коняга ", " Кисель ") подлость буржуазии ( " Либерал ", " Карась-идеалист ") трусость обывателя ( " Премудрый пискарь ") правдоискательство ( " Дурак ", " Христова ночь ") |
фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) гротеск (переплетение фантастики и реальности) " эзопов язык " (иносказание и метафоричность) социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) гиперболизация |
Дома можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и попытаться проанализировать ее, используя материалы урока.
На втором уроке главное внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие задания:
Примерный план анализа сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
В слабом классе можно организовать коллективный разбор сказки " Медведь на воеводстве " , т. к. она является переходным мостиком к изучению " Истории одного города ".
Параллели сказки " Медведь на воеводстве " (1884 г.) и романа " История одного города ":
Справка из словаря С. И. Ожегова:
Трущоба а) труднопроходимое место (лес, бурелом);
б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.
Особенности субъективно-авторского значения слова " трущоба " у Салтыкова-Щедрина:
Трущоба - это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, - но они приобретают дополнительные нюансы. Лев - враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию " нацарапал ".
Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.
Почему же сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства:
Урок 86. "Мрак времен". Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
"История одного города". Замысел, история создания,
жанр и композиция романа.
В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой "Опись градоначальникам".
Вопросы на выявление восприятия:
Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а "механизмы", вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа.
Что же такое "История одного города" в жанровом отношении?
Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?
Вопрос остается открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
Уроки 87 - 88. "Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!" Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.
В центре урока - размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:
Первая группа работает над главой "Органчик" и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.
Вторая группа - о Семене Константиновиче Двоекурове.
Третья группа - о Петре Петровиче Фердыщенко.
Четвертая группа - о Василии Семеновиче Бородавкине.
Пятая группа - об Иване Пантелеиче Прыще.
Шестая группа - об Эрасте Андреевиче Грустилове.
Седьмая группа - об Угрюм-Бурчееве.
В ходе ученических исследований школьники заметят приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:
Таким образом, перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит - страны), т. к. границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. "Голодный город", "Соломенный город").
Заключительную часть урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить внимание на проблемы развития речи и умения "вчитываться в текст", находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.
Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах "Органчик" и "Подтверждение покаяния". Это поломка головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска - органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две "мелодии", которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом.
При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на самом факте поломки органчика.
Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и "естества" доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат - катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку - нет. "Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за день тому назад".
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы - в проявлении Оно и "прекращении истории". Взбунтовавшееся "естество" сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что единственные цели, которые преследует идиот, - погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: "Север потемнел... История прекратила течение свое".
Таким образом, финал произведения остается "темным", о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:
а) Появление "Оно" означает предсказание народной революции.
б) "Оно" знаменует начало еще более жестокой реакции.
А, может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ непременно выживет: "Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!"
Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие, сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с "книгой книг": "Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот... Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести". Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: "Я не дам в обиду мужика!", свято верит в его силы, в его живую душу.
При наличии времени на уроке внеклассного чтения можно рассмотреть сказки Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и "Христова ночь" в контексте с Библией.