Ведет Владислав Отрошенко
20.08.2002 |
|
11.08.2001 |
|
12.07.2001 |
|
12.07.2001 |
Книга для комментариев на скрипке Мне всегда представлялось, что в мире объявится книга, которая разгадает тайну искусства Андрея Платонова. Разумеетя, эта книга не может быть сочинением какого-нибудь ученого или литератора. Ученые и литраторы уже сообщили нам все, что они могли собщить о Платонове ≈ что он гений, безумец, авангардист, эксперементатор, пророк, странный и великий писатель. Это должна быть книга либо самого Платонова, либо книга подобная той, о которой беспрестанно толковал Борхес ≈ книга написанная непосредственно Богом. Книга в которой раскрыты цель и смысл Творения, все загадки мироздания. В каком-то из ее бесчислнных параграфов должна быть растолкована и проза Платонова. Появление такой книги почти невероятно. Книга же Платонова о Платонове появилась. Она доступна. Но, прочитав ее, понимаешь: было бы лучше, если бы ее не существовало в природе.
Достаточно и того, что Платонов оставил в мире прозу, которая принадлежит к разряду самых непостижимых явлений духа. Теперь к этой привычной непостижимости, терзающей и вдохновляющей разноязыких исследователей, прибавлена новая непостижимость. Двадцать четыре записные книжки Платонова 1921 ≈ 1944 годов, изданные в полном объеме, не прекратят споров вокруг романов Платонова. Потому что и сами эти книжки, собранные в один том, читаются как роман, ≈ предельно откровенный роман Платонова о Платонове. Предельно здесь не означает очень. Речь идет именно о пределе. Со дня выхода в свет этой книги, вероятно, уже не остается источника, который бы подвел нас ближе к Платонову, приоткрыл бы в большей степени тайны его мышления, мироощущения и языка. Граница обозначена. Записные книжки содержат в себе всё, что мы можем знать о Платонове ≈ его сны и детские воспоминания, мимолетные и неотступные мысли, свернутые в кокон сюжеты, экспозиции и наброски к написанным и не написанным произведениям, заметки о поездках по стране, технические чертежи и схемы, размышления о Боге и революции. И тем не менее ≈ всё нужно понимать в том смысле, что ничего другого уже не будет. Подлинную летопись жизни и творчества писателя, утверждают исследователи, мы не сможем восстановить никогда. Не сможем, потому что, во-первых, Платонов не вел дневников. Во-вторых, у Платонова не было своего Душана Петровича Маковицкого, то есть такого добродетельного и аккуратного гения, который бы составлял по горячим следам хронику жизни писателя наподобие ⌠Яснополянских записок■. И в-третьих, никакие воспоминания современников не способны сообщить о Платонове ничего существенного, если, конечно, не считать в высшей степени существенным тот факт, что все современники, писавшие о Платонове, твердили в один голос об одном и том же ≈ о его ⌠поражающей воображение неразговорчивости■. Что ж, если бы Платонов заговорил с потенциальными воспоминателями в том духе, в каком он говорил наедине с собою в записных книжках, то это, вероятно, не только поразило, но и парализовало бы их воображение. Во всяком случае, воображение перестает работать в обычном режиме, когда читаешь, например, вот эту запись, сделанную Платоновым в 1942 году:
⌠Щенок Филька в Уфе: один, без имущества, лежит на полу на холоде. Все, что можно сделать в таком состоянии, ≈ весь инструмент должен заключаться лишь в собственном живом туловище: ни бумаги, ни пера!!■
Воображение, если оно только мгновенно не станет на какой-то особый путь восприятия реальности, вынуждено будет задавать здесь на каждом шагу вопросы. Что значит ≈ ⌠в таком состоянии■? Щенок это ≈ что: состояние? В каком смысле? В том смысле, что щенок ≈ это проявление, воплощение чего-то или кого-то, находящегося теперь в состоянии (теле) щенка? Тогда ≈ кого и чего? Души животного? Или некоего тонкого невидимого духа, подобного Атману, который, согласно великой формуле Упанишад ≈ tat tvam asi (буквально: ⌠то ≈ ты еси■, или ⌠всё живущее ≈ это ты■), ≈ пронизывает, не меняя своей изначальной сущности, любое ⌠живое туловище■, какую бы зримую форму оно ни имело и кому бы ни принадлежало ≈ щенку Фильке, который ⌠лежит на полу на холоде■, или русскому писателю Платонову, который смотрит на этого щенка. Смотрит каким-то очень странным способом, видит его каким-то особым зрением ≈ не ощущая никакой разницы между ним и собой, кроме разницы в удобстве туловищ. У щенка туловище неудобное. Неудобное для чего? Для того, чтобы что-то ⌠сделать в таком состоянии■. А что, собственно говоря, должен делать Филька? Он должен пользоваться ⌠инструментом■. Каким, с какой целью? У Фильки нет ⌠ни бумаги, ни пера!!■ Об этих ≈ писательских ≈ инструментах идет речь. То есть щенку чрезвычайно трудно делать тоже самое, что делает, находясь в удобном для этого туловище, писатель Платонов. Щенок не может взять перо и писать им по бумаге. Но почему щенок Филька должен писать?! Почему в нем вообще должна подозреваться (или прозреваться) такая способность? Потому что ≈ tat tvam asi. Потому что ≈ всепроникающий дух. И потому что в ⌠живом туловище■ Платонова этот дух обладает неизбежным индивидуальным свойством, которое заключается в том, что дух постоянно совершает особую земную работу ≈ он мыслит и пишет, и более естественной работы в любом другом туловище ≈ пусть даже и щенка Фильки ≈ он для себя не представляет, хотя явственно видит себя в щенке. ⌠Этот Атман, скрытый во всех существах, не проявляется, но острым и тонким рассудком его видят проницательные■, ≈ говорит Катха-упанишада.⌠Люди и животные одни существа: среди животных есть морально даже более высокие существа, чем люди. Не лестница эволюции, а смешение живых существ, общий конгломерат■. ≈ Это уже слова Платонова из записной книжки 1939 года, и смысл их таков, что они могли бы беспрепятственно войти в любую из упнишад. Комментировать некоторые записи Платонова, не выходя за рамки академического благоразумия, предполагаемого строго научным изданием, каковым является эта книга, невозможно. В самом деле, способен ли кто-нибудь уверенно объяснить, о чем думал, что чувствовал, что видел и что подразумевал Платонов, когда вписывал в записные книжки такие слова:
⌠Великая старуха руководит миром. ■⌠Сторож центра мира (ребенок на бумагах).■ ⌠Мучение вещества.■ ⌠Рыбы дышат ветром, останавливающимся в воде.■ ⌠Для того, кто понимает, ≈ вселенная не существует.■
Лучшим комментарием к подобным изречениям была бы, пожалуй, пометка самого же Платонова, сделанная им в записной книжке 1931 ≈ 1932 годов по неизвестному поводу: ⌠Все это рассказать нельзя ≈ можно только на скрипке сыграть!■ Записей, о которых предпочтительней было бы не говорить, а играть на скрипке, в книге немало. К ним можно отнести и те, в которых зафиксированы обособленные образы.
⌠Стерва-белоглазка.■ ⌠Мальчик-горбун.■ ⌠Костлявая земля.■ ⌠Кот, топающий ногами.■
Эти записи не комментируются по другой причине ≈ не потому, что комментарий невозможен, а потому, что они обладают такой же художественной самодостаточностью, какая свойственна, скажем, японским хокку:
⌠Мальчик целует свое отображение в стекле.■ ⌠Идет древний старик и беспрерывно кланяется.■ ⌠Звезды над темным лесом и белой, снежной землей.■ ⌠Летчик в воздухе один с машиной, как монах, как святой техники.■ Иногда язык в записных книжках достигает у Платонова предельной плотности. И тогда в записях, как в сдавленном веществе, возникает потенция взрыва ≈ развертывания мгновенных образов в рассказы, повести, романы:
⌠Старуха 82 лет, ведьма, спит от голода, пьет от голода воду, увидя ребят, детей ≈ вся сияет! Прекрасная, милая жизнь! Возраста нет! А ребята от нее бегут.■
⌠Любовь: она на 4 этаже, он снизу. Он: Плюнь, ну плюнь сюда! Она плюет. Он ловит плевок в ладонь и съедает его.■
⌠Слепой спит, обняв кошку, всю ночь. Утром ласкает цыпленка, живущего под загнеткой; он пищит от одиночества без слепого.■
⌠Баба, которая такая по характеру, что сама себе делает аборты.■
Пожалуй, отдельной исследовательской (а может быть, драматургической или кинематографической) работы заслуживают записи, в которых выражается дух и тональность времени. Это обрывки разговоров, слышанных Платоновым на улице, в трамвае, в пригородном поезде, в учреждениях; это ⌠агитки■ и лозунги; это фрагменты выступлений и отчетов на всевозможных собраниях, ≈ словом, это язык, на котором бредила, вскрикивала и бормотала эпоха, рожавшая страну Советов. Хорошо ли понимал Платонов язык этой роженицы? Был ли он вовлечен в поток той странной речи, которой сопровождалось свирепое и воодушевленное строительство социализма, или он стоял над потоком, улавливая все его колебания? Записные книжки не дают ответа и на эти вопросы, хотя в них есть достаточно много записей, которые таят в себе возможность ответа, как, например, вот эта запись начала 30-х годов:
⌠Лозунг: ⌠100%-ное участие работников в ⌠торжествах! ■ ≈в час с закуской пришли 12 1/2 %. Тогда объявили ⌠бедствие■ ≈ пришли 12 1/2 %. Единый % ⌠действующих■. Что это такое?■.
Да, что это такое? Что в этом вопросе Платонова ≈ искреннее желание вникнуть в смысл? Или обморочное изумление перед торжествующей бессмысленностью слов и знаков? Другая запись того же времени как будто бы приближает нас к разгадке. Здесь даже чувствуется взгляд Платонова, выражение его лица. Вот он записывает, всматриваясь, вероятно, в газетную статью:
⌠⌠ГЛАВНОЕ теперь Организационно подойти к проблеме некоторого УЛУЧШЕНИЯ■. (Смысл весь в шрифте)■, ≈ помечает в скобках. Какой смысл? Смысл чего? Ясный и мощный смысл вдруг обнаруживается сам собою там, где эпоха замолкает, где лозунги утрачивают свою силу, где говорит живущая вне времени, вне социального строя, обнаженная человеческая природа, ≈ где человек обнажен даже буквально, телесно, как в нижеследующей записи Платонова:
⌠Разговор в бане: ⌠Человек, как хуй ≈ он сбрасывает нечистоты и производит будущее. Хуй ≈ самое яркое выражение жизни■■
Любил ли Платонов людей и их жизнь? Любил ли он людей так же, как созданные ими машины? Любил ли он вот этого вечного, неистребимого Человека Живущего, которого изобразил в записной книжке 1939 года: ⌠Академия, строгость, наука звания, а он живет кудрявый с гармоникой, поет, пьет, ебет ≈ другой мир, ничего общего и как будто более счастливый■? Презирал ли он это немудрствующее счастье? Удивлялся ли ему? Считал ли его высшим даром? На все эти вопросы можно ответить лишь одно: Платонов выказывал задумчивое внимание, глядя на жизнь человеческого существа, которая при каком-то особом устройстве внутреннего глаза, выглядит как явление незнакомое и даже мистическое. Только такое, не смешанное с земной жизнью, видение мира могло порождать слова, которые как будто бы не принадлежат человеку: ⌠Человек ≈ плохое существо, но странно, что он, ничтожный, вдруг представляется значительным в своем каком-либо деянии, и тогда видишь, что через его существо действует что-то другое, ему несоответственное, ≈ это похоже на мистику, но так это нужно понять и объяснить.■ И тут же ≈ через пробел ≈ другая запись: ⌠Тупое чувство жизни.■ Смешанность взгляда с жизнью. С кудрявым гармонистом, гармоникой, пением... С отупляющим земным счастьем-несчастьем. Записные книжки Платонова, быть может, в большей степени дают возможность развиться тому преобладающему впечатлению, которое вызывают его художественные творения, ≈ впечатлению, что Платонов это посторонний дух на Земле, постигающий способ жизни в теле, в материи. И все же эти разрозненные записи, собранные в одну книгу, всего лишь обломки, шлейф пролетевшей над миром сокрушительной кометы ≈ прозы Платонова. Принцип жизни этой прозы остается неразгаданным. Неразгаданной остается главная тайна Платонова, ≈ тайна его языка, которая является следствием тайны его мышления и устройства души. Записи Платонова о собственном языке и письме ≈ самые драгоценные в этой книге. Их очень мало. Понять до конца их трудно: ⌠Сущностью, сухой струею, прямым путем надо писать. В этом мой новый путь.■ Но Платонов и не предполагал, что эти слова кто-то, кроме него, должен понимать. Записные книжки, к которым он относился без всякого трепета, называя их ⌠заготовительными пунктами литературного сырья■, не предназначались для печати; они даже не предназначались для дальнейшего хранения. Они должны были исчезнуть из мира, чтобы не умножать его тайны. Но не исчезли, сохранились и теперь обречены существовать.
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
11.07.2001 |
|
09.07.2001 |
1 |
Архив Обозрения | Добавить статью |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"