TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Культура

07 декабря 2012 года

Евгений Васильев

 

"КРИЗИС РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА". МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

1.   КРИЗИС РОССИЙСКОГО КИНО?

 

Когда историки грядущего будут изучать наше время, то среди самых изумительных заблуждений, получивших широкое хождение среди жителей России в начале XXI века, будет твердая убежденность о том, что "российское кино находится в глубочайшем кризисе". Этот трюизм стал настолько обыденным, что стал цитатой в золоченой рамочке, которую можно повесить на стеночке рядом с портретом Че Гевары.

 

"Русское кино в жопе. Только Федя Бондарчук - крутой", - произнес Валя в фильме Кирилла Серебрянникова "Изображая жертву" и отравил японской рыбой фугу свою семью. Все с ним согласились. И полицейские, и селянки, и маркетологи, и кинокритики. Тысячи статей, десятки круглых столов и даже совещания в Правительстве соглашаются с Валей в том, что русское кино - извините, цитирую: "в жопе". Опровергнуть эту мысль - невозможно, да и не нужно. Миллионы мух не могут ошибаться.

 

Давайте не будем уподобляться насекомым, а попытаемся спокойно поговорить "о кризисе российского кино". Для начала разделим вопрос на две части:

 

"Кризис интереса к российскому кино"

"Художественный кризис в российском кино".

 

С первым вопросом разобраться будет легче. Со вторым, - довольно трудно, поскольку никакие доводы не смогут переубедить человека, который считает, что все отечественные фильмы, снятые после 1991 года, не стоят всего-навсего одной сцены расставания в киноленте "Летят журавли". Тут уж такое дело. Может, и не стоят, а может и стоят. Ценности - соизмеримы. Однако, оставим лирику и вернемся в вопросу первому - то есть к популярности российского кино в России.

 

Правда в том, что Россия входит в очень узкий круг стран, где местное кино пользуется небывалой популярностью. Не верите? А вот давайте отбросим все эмоции в сторону, и медленно, аккуратно проанализируем ситуацию.

 

 

2.   РОССИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИДЕР ПО ПРОДАЖАМ БИЛЕТОВ НА ФИЛЬМЫ МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Ресурс CINEUROPA каждый год собирает информацию о продаже билетов по всем фильмам, которые вышли в прокат в европейских странах. http://www.cineuropa.org/

 

Самые полные данные собраны пока за 2009 год. В 2009 году в России было продано 132 миллиона билетов в кино при населении 140 миллионов человек. http://www.kinopoisk.ru/level/42/year/2009/type/rus/cur/USD/ Доля проданных билетов на фильмы отечественного производства составила 19%. Имеются данные о 36 российских кинолентах, вышедших в прокат. Всего на них было продан 31 миллион билетов. Простой подсчет показывает, что в среднем на 1 российский фильм пришлось около 860 тысяч зрителей. Много это или мало?

Это - лучший показатель в Европе среди исследованных государств. Ни в одной другой европейской стране в 2009-м году в среднем на 1 национальный фильм не приходило больше зрителей, чем у нас. "Свое" кино также любят во Франции, Великобритании, Италии, Германии, Польше и Скандинавии. Меньше всего фильмы местного производства смотрят в Восточной Европе. Общее количество зрителей на 1 национальный фильм в Европе составляет около 160 тысяч человек.

 

Таблица 1. Количество зрителей на 1 фильм национального производства (в тысячах зрителей).

 

1 Россия 860

2 Франция 382

3 Великобритания 256

4 Польша 231

5 Италия 194

6 Германия 186

7 Дания 124

8 Норвегия 109

9 Швеция 85

10 Финляндия 83

11 Словакия 67

12 Чехия 63

13 Греция 48

14 Испания 47

15 Венгрия 45

16 Исландия 39

17 Австрия 29

18 Латвия 28

19 Румыния 25

20 Литва 18

21 Болгария 18

22 Португалия 15

24 Швейцария 7,7

25 Эстония 7,4

26 Словения 4,6

23 Хорватия 3

 

Ради объективности следует сказать, что 2009-й год был одним из наиболее успешных годов для российских продюсеров. В дальнейшем популярность отечественных фильмов пошла на спад. Тем не менее, несмотря некоторое охлаждение интереса российский зритель все равно ходит на отечественные фильмы гораздо охотнее, чем средний европеец на свои национальные фильмы.

 

Кроме того, относительно высокая посещаемость местных фильмов в России обусловлена и тем, что в большинстве европейских стран не делают коммерческого кино. Потенциальный рынок - мал. Куда тут разбежишься? В Дании живет около 5 миллионов человек. Поэтому и не делают.

 

А в России делают. Приносит ли это кино прибыль продюсерам или приносит Aston Martin-ы и дачи в штате Флориде чиновникам от культуры - вопрос для прокуратуры, а не для суровой статистики. Быть может "Самые лучшие фильмы" и "Елки" - не лучшие образцы кинематографа, скажем мягко. Однако, Amicus mihi Plato, sed magis amica veritas. Жители России сравнительно много ходят на российские фильмы, а португальцы и испанцы ходят на португальские и испанские - мало, и это - медицинский факт.

 

Более того, если смотреть на ситуацию масштабно, то видно, что с каждой пятилеткой количество зрителей местной кинопродукции в России растет. Если до 2004 года только 2 фильма производства России смогли собрать кассу более, чем 1 миллион долларов, а именно: "Сибирский цирюльник" и "Брат "2, то после 2004-го отечественных фильмов с кассой более, чем 5 миллионов долларов было, как минимум, 75. Среди 100 самых кассовых картин в постсоветской России 45 было местных.

 

 

 

Если посмотреть на ситуацию еще шире, сравнить посещаемость кинотеатров уже не только в Европе, а во всем мире, то положение кино России будет хотя и не столь радужно, как описано выше, но и не так плачевно, как мы привыкли думать.

 

Берем данные другого масштабного исследования. http://greenash.net.au/thoughts/2011/07/world-domination-by-box-office-cinema-admissions/. На ресурсе Greenash представлена информация по количеству проданных билетов в 31-ой стране мира. Как минимум, 20 миллионов в каждой из них. Население этих стран составляет в совокупности 4 миллиарда 467 миллионов человек или 65% от предполагаемого количества жителей Земли. Совокупная мощь экономик этих стран (в терминах ВВП ППП по данным МВФ) составляет 65,5 триллионов долларов США. Это - 78% от всего мира http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_GDP_(PPP). Грубо говоря, представлена информация почти обо всех кинозрителях Планеты Земля.

 

Прелесть этого сайта заключается в том, что помимо информации об общем количестве проданных билетов, указана доля проданных билетов на фильмы по 4-м или регионам, в которых эти фильмы были произведены. А именно:

 

1)   Фильмы производства США

2)   Фильмы производства стран Европейского Сообщества

3)   Фильмы местного производства

4)   Фильмы всех других регионов мира в целом.

 

К сожалению, для стран ЕС показано только общие продажи билетов на фильмы стран ЕС без разбивки на национальные картины и картины других стран Европы, но, поскольку эта детализация имеется на сайте Cineuropa, то недостаток сей с лихвой компенсируется широтой охвата. Если Вы знакомы с арифметикой, то путем несложны вычислений легко подсчитать, сколько билетов было продано на тысячу наcеления в каждой стран по каждой категории.

 

Давайте здесь возьмем такой показатель - количество зрителей на тысячу жителей, а не на 1 картину. Данные о количестве зрителей на Greenash несколько отличаются от данных сайта "Кинопоиск". Если "Кинопоиске" доля местных фильмов в России в 2009 году определена в 19%, то на Greenash - 23,9%. Общее аудитория на "Кинопоиске" по России - 132 миллиона человек, на Greenash - 138,5 миллионов. Но на Greenash дана общая информация по России и СНГ. Поэтому давайте будем отталкиваться от достоверной оценки - в 132 миллиона от "Кинопоиска".

 

Таблица 2. Количество зрителей национальных фильмов в разных странах мира на 1 тысячу человек (в тысячах зрителей).

 

1

США

5310

2

Индия

2204

3

Южная Корея

1530

4

Япония

764

5

Гонг Конг

603

6

Египет

256

7

Турция

253

8

Тайвань

228

9

Россия

211

10

Малайзия

204

11

Сингапур

160

12

Таиланд

135

13

Австралия

132

14

Аргентина

130

15

Мексика

117

16

Филлипины

105

17

Китай

91

18

Канада

88

19

Бразилия

83

20

ЮАР

75

21

Индонезия

31

22

Колумбия

28

23

Венесуэла

4

 

 

По количеству проданных билетов на тысячу населения на фильмы местного производства Россия взяла 9-ое место среди 23 стран. 211 билетов на 1 тысячу человек. Вполне приличный показатель. Свои фильмы больше всего любят в США, Индии, Азии в целом, и в Египте, который хотя и находится в Африке, но принадлежит к арабской цивилизации.

 

 

Таблица 3. Количество зрителей на фильмы производства США в разных странах мира на 1 тысячу человек (в тысячах зрителей).

 

1

США

5310

2

Сингапур

3807

3

Канада

2811

4

Австралия

2233

5

Великобритания

2154

6

Гонг Конг

2010

7

Франция

1529

8

Испания

1514

9

Южная Корея

1442

10

Мексика

1405

11

Бельгия

1232

12

Малайзия

1225

13

Италия

1184

14

Германия

1168

15

Нидерланды

1062

16

Тайвань

769

17

Польша

712

18

Аргентина

618

19

Филлипины

560

20

Россия

554

21

Япония

510

22

Колумбия

484

23

Бразилия

438

24

ЮАР

361

25

Турция

209

26

Индонезия

169

27

Индия

143

28

Таиланд

65

29

Китай

61

30

Египет

51

31

Венесуэла

29

 

 

Как и во всем мире, россияне любят американские фильмы. Их доля в 2009 году в России составляла 60%. Однако, если сравнить Россию с другими странами мира, то можно отметить, что российский зритель плетется здесь в хвосте. В большинстве крупнейших странах мира фильмы США - гораздо популярнее, чем в России. Если у нас было 554 зрителей американских фильмов на тысячу человек, то в Великобритании - 2233, в Германии - 1168, во Франции - 1514. По этому показателю Россия занимает скромное 21-ое место среди 31 самых мощных кинорынков мира.

 

В целом, американское кино, кроме США, больше всего любят, либо страны, которые принято называть "англо-саксонскими": Канада, Австралия, Великобритания, либо которые входили раньше в Британскую Империю: Сингапур, Гонконг. Меньше всего на американские фильмы ходят в Китае, Индии, Таиланде, Египте и Венесуэле.

 

С европейскими фильмами ситуация такая: их смотрят в основном Европе. Безоговорочным лидером здесь выступает синфильская Франция - 1542 билета на 1000 населения. На других континентах (кроме Северной Америки) популярность европейского кинематографа срамиться к нулю. Меньше проданных билетов на 1 тысячу населения в Китае, Индонезии, Египте и Таиланде. Россия здесь находиться здесь почти по серединке - 13-ое место и 110 билетов на тысячу жителей.

 

 

Таблица 4. Количество зрителей на фильмы производства ЕС в разных странах мира на 1 тысячу человек (в тысячах зрителей).

 

1

Франция

1542

2

Бельгия

778

3

Испания

745

4

Германия

606

5

Великобритания

601

6

Нидерланды

546

7

Италия

544

8

США

417

9

Польша

300

10

Австралия

265

11

Канада

254

12

Сингапур

126

13

Россия

110

14

Гонг Конг

86

15

Южная Корея

78

16

Малайзия

59

17

Колумбия

59

18

Бразилия

58

19

Аргентина

56

20

ЮАР

50

21

Венесуэла

45

22

Турция

29

23

Филлипины

28

24

Япония

26

25

Тайвань

20

26

Индия

19

27

Мексика

15

28

Индонезия

8

29

Китай

6

30

Египет

6

31

Таиланд

3,6

 

Неевропейская, неамериканская и неместная кинопродукции пользуется наимньшим спросом во всем мире. Ее доля колеблется от 0% до 7% и не играет существенной роли. Однако! Россия здесь неожиданно оказалась в лидерах. Доля зрителей подобных кинокартин в России составила 4,1% (3 место в мире) или 37 билетов на тысячу жителей в год (9 место в мире).

 

Данные Greenwash близки данным Cineuropa. Они однозначно свидетельствуют, что в России сравнительно охотно ходят на фильмы местного производства. По-крайней мере, гораздо охотнее, чем любой европеец на фильмы своей страны.

 

 

4.   ГДЕ И КАК СМОТРИТ "КИНО" ЖИТЕЛИ РОССИИ?

 

Забудьте, все, что было написано выше. Все это имеет мало значения уже сейчас и не будет иметь никакого значения в скором будущем. Кино в кинотеатрах во всем мире смотрит, на самом деле, узкая прослойка населения - школьники, студенты и часть молодежи. Делают они это в силу разных причин, порой далеких от кино. Да, и не в этом дело.

 

Говоря о кризисе кинематографа в мире, особенно о кризисе авторского кино киноведы оперируют цифрами бокс-офиса "авторских" фильмов. Потом посыпают голову пеплом и кричат о закате культуры, совершенно не осознавая того, что доля зрителей кинотеатра это - капля в океане зрителей вообще. Самый популярный в России в 2011 году фильм "Пираты Карибского моря. На странных берегах" посмотрело 7,5 миллионов человек - 5% населения России. А 301-ую серию мультфильма "Приключения Лунтика и его друзей" на YouTube "Ягодопровод" посмотрело 7,5 миллионов малышей. У "Лунтика", как минимум, 389 серий. У каждой серии миллионы просмотров. А будет еще больше. Просто в 3 года малышей мамы пичкают "Лунтиком", чтобы покормить манной кашей, а в 15 лет тинейджеры смотрят "Пиратов", чтобы раскрепостить подростковые печали. Ни одна современная, даже голливудская картина в России не может похваться аудиторией в 40-70 миллионов зрителей как сотни советских фильмов. Нигде в мире фильмы, кроме США и Индии, в кинотеатрах не смотрят, так как 30-40 лет назад.

 

Но что тогда смотрит взрослый житель Земли? Можно ли то, что он смотрит назвать кинематографом?

 

Здесь мы сталкиваемся с непреодолимым противоречием.

 

Для большинства киноведов "кино" - это то, что человек видит в кинотеатре, а мелькание фильма на экрана ноутбука для них - "некино", "псевдокино", "эрцаз кино". Такой, позиции придерживается, например, прославленный киновед Сергей Лаврентьев. Эта позиция заслуживает уважения. С ней нельзя не согласиться. Проблема в том, что современный человек каждый день и помногу смотрит "нечто" - то есть то, что мы в обиходе называем "фильмами". Аудитория этого "псевдокино" превышает кинотеатральную аудиторию в 20-30 раз. Это "нечто" - телефильмы, видеофильмы, ДВД-фильмы и фильмы, скачанные с торрентов. Они волнуют, затрагивает и формирует культурный код современного человека, осознанно или неосознанно. Это "недокино" для львиной доли населения - и есть "кино". Именно его они смотрят и о нем говорят.

 

Ради чистоты и святости кинематографа давайте оставим киноведам право на то, чтобы дать дефиницию термину "кино", а сами начнем разговор о "псевдокино". Ради легкости чтения далее по тексту будем называть "псевдокино" словом "кино". Тем более, что "псведофильмы" составляют 95% того, что смотрит современный человек, (и даже многие киноведы, как показала практика. Но честь мундира не позволяет им признаться в том, что они безбожно скачивают и смотрят фильмы из торрентов, утверждая при этом, что видели их, на самом деле, в кинотеатре).

 

Я провел социологическое исследование, опрашивая соврешенно незнакомых людей из разных регионов России. Людей из разных социальных групп. Всего было опрошено 84 человека. В последние годы социальные сети охватили равномерным слоем города и веси необьятной страны. Практически 75% взрослых граждан России имеют там свои аккаунты. В одной из социальных сетей, чтобы избежать тенденциозности, я взял вначале соврешенно случайного человека - некого Александра Иванова. Затем методом случайного тыка, опрашивал одного его "френда". Потом френда его френда, и так далее. Всем респондентам был разослан одна и та же анкета. Целью исследования было определение того, что, где и как смотрят граждане России.

 

Было отобрано 5 категорий фильмов. По 4 фильма в каждой группе. Всего 20 кинокартин.

 

Первая группа включала 4 картины, которые условно можно назвать, российское "авторское" кино России. Это лауреаты - национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон" в категории лучший фильм в последние 4-5 лет.

 

А именно:

 

1.Волчок. Василий Сигарев

2.Груз 200. Алексей Балабанов

3.Елена. Андрей Звягинцев

4.Кочегар. Алексей Балабанов

 

Вторая группа: 4 лауреата "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля в последние 4-5 лет не из России, и не из США. "Древо жизни" американца Терренса Маллика ради чистоты эксперимента было исключено.

 

А именно:

 

1.     Белая лента. Das weiße Band. Eine deutsche Kindergeschichte Михаэль Ханеке. Австрия, Франция, Германия, Италия.

2.    Любовь. Amour. Михаэль Ханеке. Австрия, Франция, Германия

3.     Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни. Loong Boonmee raleukchat. Апитчанпон Виресетакун.

4. Класс. Entre les murs. Лоран Канте. Франция

 

Третья группа: 4 фильма производства США, которые шли у нас в кинотеатрах, и которые заняли 9 или 10 места по количеству зрителей в кинотеатрах в России в течение того года, когда они демонстрировались. Мы назовем их условно "коммерческими". Почему 9-ые и 10-ые? А не первые или 30-ые? Просто для того, чтобы уравновесить шансы коммерческих и некоммерческих фильмов. Для того, чтобы иметь хотя бы начальное представление о том, что смотрят граждане России, и чтобы подстегнуть дальнейшие, масштабные и корректные социологические исследования по этому вопросу. (Автор этого исследования понимает, что его анкетирование - весьма далеко от строгой научной методологии и несовершенно).

 

Итак третья группа фильмов:

1. Форсаж 4. Fast & Furious. Джастин Лин.

2.  Хроники Нарнии: Принц Каспиан. The Chronicles of Narnia. Prince Caspian. Эндрю Адамсон.

3.  300 спартанцев. 300. Зак Снайдер.

4.  Повелитель стихий. The Last Aibender. Найт М. Шьямалан.

 

 

Четвертая группа: Российское, коммерческое фильмы, которое заняли 9 или 10 места по сборам в течение года среди отечечественных кинокартин.

 

А именно:

1.  В ожидании чуда. Виктория Держицкая.

2. Звёздные собаки: Белка и Стрелка. Святослав Ушаков, Инна Евланникова.

3.  Индиго. Роман Прыгунов.

4.  Царь. Павел Лунгин.

 

 

И, наконец, пятая группа фильмов: 4 российских телесериала, которые заняли 1-2 места по количеству телезрителей в течение года показа этого телесериала:

 

А, именно:

1.  Маргоша. Сергей Арсланов.

2.  Закрытая школа. Альберт Ассадулин.

3.  Ликвидация. Сергей Урсуляк.

4.  Сваты. Юрий Морозов.

 

 

Далее, все виды просмотра были разбиты на 4 группы, а именно

 

1)   Просмотр в кинотеатре

2)   Просмотр по телеканалам (аналоговым, кабельным, государственным, коммерческим)

3)   Просмотр на видемагнитофонах, DVD и Blu-ray, UDO и их аналогах.

4)   Просмотр в Интернете или посредством скачивания через торренты и прямо из Интернета

 

Остальные способы просмотра были проигнорированы.

 

Автор дерзнул разделить согласно своему разумению на фильмы "авторские" и "коммерческие". Некоторые респонденты смотрели 1 картину сразу на 2 носителях, например, в кинотеатре и через торренты. Таких случаев было 5. Здесь предпочтение было отдано первому виду просмотра.

 

Самый главный вывод таков:

 

Просмотры фильмов в кинотеатре составляют настолько мизерную долю в общем количестве просмотров на иных носителях, что говорить, о кинотеатре, как мало-мальски пригодном критерии успешности и значимости той или иной картины попросту бессмысленно. Можно лишь говорить о финансовом успехе. Однако, воздействие якобы "провальных проектов" на культуру страны, на эстетический вкус, на нравственность зрителей весьма - разнообразно и не определяется кассовыми сборами. Например, самым популярным фильмов из 20-ки оказался знаменитый "Груз-200" Алексея Балабанова. Если экстраполировать результаты анонимного опроса на население страны, то окажется, что Балабанов обошел 4-х голливудских конкурентов с (10-го места по сборам) и даже телехиты вроде "Сватов". Аудитория "Груза 200", по самым скромным подсчетам, составляет около 25 миллионов человек.

 

Итак, 20 фильмов. 84 человека. 396 отдельных просмотров. Самый популярный вид кинопросмотра (и не только телесериалов) - пресловутый телевизор. 184 просмотров или 47%. На втором месте видео/DVD/аналоги DVD - 110 просмотров или 28%. На третьем месте - интернет/торренты - 85 просмотров или 22%. И на четвертом месте с жалкими 17 случаями просмотра или 4% взял кинотеатр. Иначе говоря, количество зрителей у среднего фильма вне кинотеатра в 23 раза больше, чем в кинотеатре. Кинотеатр - это лишь вершина огромного айсберга, размеры которого ни продюсерам, ни режиссерам, ни чиновниками Министерства Культура попросту не видны.

 

Таблица 5. Виды просмотра фильмов

Вид просмотра фильма

Количество просмотров

Доля

1

Телевидение

184

46

%

2

Видеомагнитофон, DVD, Blu-ray, UDO и аналоги

110

27

%

3

Интернет-сайты и торренты

85

21

%

4

Кинотеатры

17

4

%

 

4,73 кинокартины на 1 человека. 1 фильм (из этой анкеты) видело - в среднем 0,21 человека.

 

Какое кино больше всего смотрят россияне? Ответ - российские телесериалы. 122 отдельных просмотра или 31%. На втором месте - американское коммерческие фильмы - 29 %. Российские авторские фильмы - 15%. Это даже больше, чем у мирового арт-хауса 8%. Отечественный зритель смотрит кино в основном дома - по телевизору, на DVD или скачивая его из интернета.

 

На первый взгляд, статистика эта противоречит распространенным представлениям о непопулярности российского авторского кино и выглядит абсурдной. Согласно ей лауреаты "Белого слона" всего в 2 раза менее популярны, чем телесериалы и голливудские блокбастеры. Однако, если рассмотрим ситуацию более подробно, то все сразу встанет на свои места.


 

 

5.   ЧТО СМОТРЯТ РОССИЙСКИЕ ЗРИТЕЛИ?

 

 

Таблица 7. Просмотры фильмов по сегментам кинопродукции

Название сегмента

Количество просмотров

Доля

1

Российские телесериалы

122

31

%

2

Американские коммерческие фильмы

117

29

%

3

Российские авторские фильмы

65

15

%

4

Российские коммерческие фильмы

60

15

%

5

Авторские фильмы других стран

31

8

%

 

 

Больше всего, "россияне" смотрят отечественные телесериалы. Можно ли считать телесериал разновидностью кинематографа? Единого мнения среди киноведов по этому вопросу - нет. Некоторые полагают, что кино - это только то, что показывают в кинотеатре, что даже "Сатанинское танго" Беллы Тарра - на дисплее компьютера - это вовсе не кино, а суррогат, имитация. Для иных же и ролик на Youtube - тоже кино. В любом случае, большинство киноведов согласны с сайтом IMDB, который считает телесериалы частью кинематографа.

 

Проблема в том, что сейчас даже незатейливые драмы и мелодрамы современный зритель считает махровым "арт-хаусом". На рубеже веков на месте традиционного, старинного "мейнстрима" образовался вакуум. "Просто хорошее кино", кино о современниках, фильмы, в которых не ставились бы ребром вопросы человеческого существования, вопросы Бытия, смысла жизни, фильмы, в которых авторская индивидуальность и эстетическая изощренность не требовала бы от зрителя больших эмоциональных затрат и культурного бэкгранунда, но которые бы талантливо и доступно говорили о "малом" (на самом деле о "большом"): о проблеме взросления, о столкновении характеров, о болезнях, о профессиональных буднях, о досуге, о превратностях любви в рамках традиционного мировоззрения, которое разделят большинство зрителей, постепенно иссякло, стало дефицитом.

 

Потребность же в нем все равно осталось. Грубо говоря, зритель желал бы видеть фильм не о том, что "Женщина - есть Мировое Зло", а о том, как жить и дружить хорошей невестке и тоже хорошей свекрови.

 

Да, телесериал - это "кастрированное" кино, если хотите "недокино", но в любом случае - это явление, которое формирует этику и эстетику нации. "Недокино", в котором изображение, музыка и драматургия играют второстепенную роль. Это - картины о наших современниках, об их повседневных проблемах. Телесериал - предельно прост, доступен для понимания большинства зрителей. Фразы в нем повторяются по нескольку раз с большими паузами. Смысл здесь - однозначен, а "картинка" - уныла как вид из окна панельного дома со второго этажа. Меньше изысков - больше серий на 1 миллион рублей бюджета. Интересно же, что "скажет Петр в 74-ой серии, когда узнает, что Кристинка забеременела?" Большинству - интересно.

 

 

 

Таблица 8. Количество кинопросмотров по отдельным фильмам

Количество просмотров

1

Груз 200. Алексей Балабанов. Россия.

38

2

Хроники Нарнии: Принц Каспиан. The Chronicles of Narnia. Prince Caspian. Эндрю Адамсон. США

37

3

Форсаж 4. Fast & Furious. Джастин Лин. США

34

4

Царь. Павел Лунгин. Россия

33

5

Маргоша. Сергей Арсланов. Россия.

33

6

Ликвидация. Сергей Урсуляк. Россия

33

7

300 спартанцев. 300. Зак Снайдер. США

32

8

Сваты. Юрий Морозов. Роосия

29

9

Закрытая школа. Альберт Ассадулин. Россия

27

10

Повелитель стихий. The Last Aibender. М. Найт Щьямалан. США

14

11

Любовь. Amour. Михаэль Ханеке. Австрия, Франция, Германия

14

12

Кочегар. Алексей Балабанов. Россия

13

13

Индиго. Роман Прыгунов. Россия

13

14

Елена. Андрей Звягинцев. Россия

12

15

В ожидании чуда. Виктория Держицкая. Россия

10

16

Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни. Loong Boonmee raleukchat. Апитчанпон Виресетакун. Таиланд

7

17

Белая лента. Das weiße Band. Eine deutsche Kindergeschichte Михаэль Ханеке. Австрия, Франция, Германия, Италия.

6

18

Класс. Entre les murs. Лоран Канте. Франция

4

19

Звёздные собаки: Белка и Стрелка. Святослав Ушаков, Инна Евланникова. Россия

4

20

Волчок. Василий Сигрев. Россия

2

 

 

 

Таблица 9. Виды просмотра российских телесериалов на разных носителях

Количество просмотров

Доля

1

Телевидение

101

83

%

2

Видеомагнитофон, DVD, Blu-ray, UDO и аналоги

12

9

%

3

Интернет-сайты и торренты

9

7

%

4

Кинотеатры

0

0

%

 

 

Как это ни странно, но голливудские хиты, которые предназначены для просмотра в кинотеатрах, среди 84 опрошенных людей, почти никто не видел в кинотеатре. 7 просмотров всего или 6%. Иначе говоря, даже аудитория американских фильмов вне кинотеатра в 16 раз больше, чем в кинотеатрах.

 

Самый популярный вид просмотра здесь - это видео/DVD/аналоги - 46%. Торренты/интернет дышат в затылок - 37%. По телевидению американские коммерческие фильмы смотрят мало - 10%, но все равно гораздо больше, чем в кинотеатрах.

 

 

Таблица 10. Виды просмотров американских коммерческих фильмов

Количество просмотров

Доля

1

Видеомагнитофон, DVD, Blu-ray, UDO и аналоги

54

46

%

2

Интернет-сайты и торренты

44

37

%

3

Телевидение

12

10

%

4

Кинотеатры

7

6

%

 

Как это не удивительно третьим по популярности сегментом кинопродукции после российского телесериала и голливудского блокбастеры является "богомерзкий и страшный" русский арт-хаус. Можно как угодно относиться к вредному Александру Гордону и его одиозному "Закрытому показу", но именно в этой передаче большинство опрошенных видели "Белую Ленту" Микаэла Ханеке, а также большинство российских авторских фильмов. Даже одна телетрансляция, которая идет после полуночи, собирает у экрана 3-4 миллиона зрителей за раз. 3, максимум 4 трансляции "Закрытого показа" дали больше зрителей авторского русского кино, чем все кинотеатры за все время существования Российской Федерации (1992-2012).

 

Так или иначе главным способом просмотра для отечественного серьезного кино для обычного жителя РФ является именно телевидение - 43%. Видео/DVD/аналоги принадлежит треть просмотров 33% и второе место. Интернет идет на третьем месте - 14%. А вот в кинотеатрах местные авторские фильмы в России никто из опрошенных не видел.

 

Можно, что в среднем нетеатральная аудитория русского арт-хауса приблизительно раз в 100 больше, чем в кинотеатрах.

 

Таблица 11. Виды просмотра российских авторских фильмов.

Количество просмотров

Доля

1

Телевидение

34

47

%

2

Видеомагнитофон, DVD, Blu-ray, UDO и аналоги

22

35

%

3

Интернет-сайты и торренты

9

15

%

4

Кинотеатры

0

0

%

 

Русские блокбастеры уже стали притчей во языцех. Однако, не так страшен черт, как его малюют. Как и в случае с американскими коммерческими лентами аудитория их довольно ограничена. Все сплошь школьники и студенты, переживающие пубертатную самоидентификацию. 4 место среди 5-ти сегментов кинопродукции.

 

После краха СССР рухнула система кинопроката. Ее обломками завалило не только авторские фильмы, но и коммерческое кино, которое якобы было рассчитано на самый широкий круг зрителей. Ставка на новые темы, жанры и художественные приемы, которые советская цензура в той или иной степени притесняла, исчерпала себя невероятно быстро - в течение 3-4 лет и еще при жизни КПСС. После 1992 года ни секс, ни насилие, ни скабрезный юмор не смогли сорвать кассу.

 

Низкопробные, малобюджетные жанровые фильмы, преимущественно комедии и криминальные боевики выдохлись уже на старте. Эйрмаджановщина и чернуха запечатлела себя в таких легендарных произведениях искусства как "Жених их Майами", "Маленький гигант большого секса", "Импотент", "Мафия бессмертна", "Исповедь содержанки". (Можно еще накинуть сюда народные "Ширли-мырли", "Все будет хорошо", "Любить по-туркменски", но делать я этого не буду, чтобы не навлечь справедливый гнев читателя), но зрителя в кинотеатры так и не заманила.

 

1 января 2004 года в российском кино взорвалась бомба. На экраны страны вышел фильм Тимура Бекмамбетова "Дневной Дозор". C этого времени география отечественного кинематографа изменилась окончательно. На карте появилось новое государство - "Российское коммерческое кино". Коммерческое кино России, это, по существу, жанровый кинематограф, сконструированным по голливудским чертежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 12. Виды просмотра российских коммерческих фильмов

Количество просмотров

Доля

1

Телевидение

25

41

%

2

Интернет-сайты и торренты

20

32

%

3

Видеомагнитофон, DVD, Blu-ray, UDO и аналоги

11

18

%

4

Кинотеатры

6

8

%

 

Ни один из 84 опрошенных не видел ни одной из исследованных картин, удостоенных "Золотой пальмовой ветви" в кинотеатре. Трудно поверить в то, но и здесь самым популярным видом просмотра для мировых нетленок является "зомбоящик". Увы, но это - правда. 54% опрошенных видели лауреатов Канн по телеку. Видео/DVD/Аналоги и здесь держать почетное второе место 35%. Интернет/торренты - третье место 8%.

 

Авторские фильмы производства не США и не России

Количество просмотров

Доля

1

Телевидение

17

54

%

2

Видеомагнитофон, DVD, Blu-ray, UDO и аналоги

11

35

%

3

Интернет-сайты и торренты

3

8

%

4

Кинотеатры

0

0

%

 

6.    КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ.

 

В этом тексте автор затронул только первую часть вопроса "Кризис интереса к российскому кино", и никак не коснулся второй части, многотрудной и важной - "Художественный кризис в российском кино", но и эта часть вопроса будет рассмотрена во второй части. Здесь же замечу, что все не так однозначно, как привыкли думать у нас в стране. А думать у нас привыкли крайностями или: "Разве Россия не белый рай" или "Прогнило что-то в русском королевстве". Полутонов - нет. И спокойного, трезвого отношения не наблюдается.

 

Даже самый поверхностный и, признаю, ненаучный анализ зрительских предпочтений населения России - говорит о том, что никакого отсутствия интереса зрителя к российскому кино - нет. Есть кризис кинотеатра как формы просмотра. Цепляться за кинотеатр - недальновидно, глупо и бесполезно. Развитие технологий и неизбежное удешевление широкоформатных экранов окончательно похоронит его как общественно значимое явление.

 

Можно, кончено, посетовать, что, мол, советские фильмы, например, собирали по 30-40 миллионов зрителей даже в кинотеатрах, а иногда и по 70-80 миллионов. Однако вспомним, какие фильмы смотрели в СССР в кинотеатрах. Вот данные о количестве зрителей разных фильмов в советскую эпоху от одного из самых дотошных киноведов России - Сергея Кудрявцева. У нас впадают в глубочайшее заблуждение, думая, что сволочи прокатчики (фашисты-капиталисты) дебилизируют современного зрителя. Это вовсе не так. Во все времена и эпохи с коллосальным перевесом побеждало, побеждает и будет побеждать массовое кино, кино помоечное, которое уже никто сейчас и не вспомнит, ни его, ни его создателей.

 

http://kinanet.livejournal.com/27544.html#cutid1

 

http://kinanet.livejournal.com/14172.html#cutid1

 

 

Вот примеры аутсайдеров кинопроката в СССР

 

1.Пять вечеров Михалков 9,9 миллионов зрителей

2 Из жизни отдыхающих Губенко 9,1 миллионов зрителей

3 Сто дней после детства Соловьев 7,4 миллионов зрителей

4 Тени забытых предков Параджанов 6,5 миллионов зрителей

5 Валентина Панфилов 5,4 миллионов зрителей

6 Портрет жены художника Панкратов 4,6 миллионов зрителей

7 Короткие встречи Муратова 4,4 миллионов зрителей

8 Сталкер Тарковский 4,3 миллионов зрителей

9 Зеркало Тарковский 2,2 миллионов зрителей

10 Слуга Абдрашитов 2 миллионов зрителей

11 Легенда о сурамской крепости Параджанов 0,4 миллионов зрителей

12 Одинокий голос человека Сокуров 0,3 миллионов зрителей

 

А вот примеры некоторых лидеров

 

1 Есения Кревен 91,4 миллионов зрителей

2 Свадьба в Малиновке Тутышкин 74,6 миллионов зрителей

3 Бобби Радж Капур 62,2 миллионов зрителей

4 Белое Платье (Египет) Рамзи 61 миллионов зрителей

5 Мститель Чакраворти 60 миллионов зрителей

6 Мачеха Бондарев 59,4 миллионов зрителей

7 Русское поле Москаленко 56,2 миллионов зрителей

8 Освобождение Озеров 56 миллионов зрителей

9 Спортлото 82 Гайдай 55,5 миллионов зрителей

10 Трембита Николаевский 51,2 миллионов зрителей

11 Цветок и камень Ральхан 46,4 . миллионов зрителей

 

Даже граждане Cтраны Советов, несомненные образы самого гуманистического и передового общества в мире, любили великого мексиканского режиссера Кревена в 304 раза больше, чем Сокурова, а Тутышкина в 180 раз, чем Параджанова. Так было, есть и так будет. Исключения лишь подтверждают это правило. Просто сейчас, когда есть рынок, прокатчик цинично лег под зрителя. Он дает то, что хочет зритель. Никак иначе.

 

Почему кинотеатр умирает?

 

Благодаря развитию цивилизации. Досуг землянина заметно разнообразился за 50 лет. Если раньше кино, футбол, книги и радио были единственно возможными формами времяпровождения для многих, то сейчас возникли сотни новых культурных феноменов, а свободное человеческое время - ограничено. Люди теперь гораздо дальше и больше путешествуют, пишут блоги, играют в компьютерные игры, форсируют автомобили, ходят в экзотические рестораны, играют в пейнтбол и эльфов, разводят пит-булей и ризеншнауцеров, делают икебану, смотрят матчи "Челси" с "Манчестер-Сити", бои без правил и керлинг, строят джакузи и сауны, ныряют под водой и прыгают на тарзанке, ездят на маунтинбайке и скутере. Все эти формы (и еще сотни иных форм) досуга, если и существовали, то были доступны для немногих и по чуть-чуть. А ныне - для многих и вдоволь.

 

Жизнь усложнилась. Энтропия, специализация, фрагментизации культуры и досуга увеличивается и каждая отдельное явление культуры теряет свой прежний вес. Вот кинотеатрам и пришлось потесниться. Кроме того, уже в рамках самого кинематографа, кинотеатры были вытеснены телевизором, видео и интернетом.

 

Далее, когда мы сравниваем российское кино с мировым, то мы сравниваем, как правило, типичные российские фильмы с мировыми шедеврами или блокбастерами. Происходит смещение перспективы. Сранивают выдающееся с типичным. Если взять на вскидку 20 кинолент наугад 2011 года из любой страны (Испании, Германии) и дать их посмотреть нашему зрителю, то он увидит, что и там не каждый фильм - нетленка. Эта как, если бы кто-то посмотрел Чемпионат Мира по футболу, а потом увидел матч "Мордовия" - "Краснодар" и решил, что во всем мире играют в футбол в разы лучше, чем у нас. Но это иллюзия.

 

Авторское кино - не популярно? Господи, оно никогда и не было популярно, кроме 60х, когда кроме кинотеатра и телевизоров у многих не было. На самом деле, никогда в истории человечество не уделяло такого внимания к авторскому кино как сейчас. Современный зритель смотрит арт-хаус в таком количестве, о котором и не могли мечтать никакие синефилы 60-х. Необычайное развитие получил дискурс о кино. Никогда еще в мире не создавалось такого количества письменных текстов и мини-рецензий о кинематографе, никогда не существовало такой орды пишущих о кино полупрофессионалов.

 

Статистический анализ google дает тысячи, десятки тысяч ссылок на обсуждение сотен, тысяч, десятков тысяч кинофильмов. Вот, что говорит знаменитый американский киновед Lee Marshal из Screen Daily

 

http://www.screendaily.com/14-april-2008/40.issue

 

"С одной стороны, сложилась неумолимая тенденция. Американские газеты и журналы в течение последних двух лет уволили около 30 кинокритиков. Зарплатная кинокритика неумолимо сокращается под натиском сетевых бесплатных авторов и полупрофессиональных фрилансеров.

 

С другой стороны, как отметили несколько колумнистов, статистика пресс-аккредитаций говорит о том, что все больше и больше людей кормятся с помощью публикаций о кино. Можно с уверенностью утверждать, что количество читателей кинорецензий - сейчас такое, как никогда в истории. Безвременно ушедший Александр Уокер, серый кардинал британской кинокритики, любил говорить начинающим автором, что во времена его юности все лондонские кинокритики могли поместиться на заднем сидении автомобиля "Mini".

 

Что же делать с киноиндустрией? Как она должна работать в рамках свободного рынка?

 

Есть два решения. Очевидно, что лавинообразное нарушение авторского права сделало бессмысленным инвестиции во все формы искусства, которые можно легко скопировать, - литературу, кинематограф, музыку, журналистику и так далее.

 

1)   Можно бороться с пиратством самым жестоким образом. И только тогда, после полного уничтожения всех пиратов, доля которых в России достигает 80% населения, можно будет говорить о коммерческом успехе или провале того или иного фильма. Это - логично и естественно, но невозможно и бессмысленно. Более того, в таких странах как Россия, где коррупция и произвол правоохранительных органов признаны одной из самых главных бед государства даже самой властью, закончится эта инициатива посадками рядовых и случайных граждан и дальнейшим ростом напряжения в стране.

 

2)   Можно сделать некоммерческий кинематограф (театр, музыку и так далее) - общественным достоянием, как, например, аэропорты, школы или автодороги. И финансировать его умеренно государством. Коммерческое искусство же может и будет существовать за счет собственных ресурсов. Этот путь пусть и не самый справедливый будет стоить стране копейки. Кроме того, на самом деле, он - единственно возможен. Критерием успеха того или иного фильма, книги, концерта должны стать социологические исследования, международные премии, степень цитируемости произведения искусства. В принципе та система финансирования авторских фильмов, которая сейчас существует в России, - не так уж и плоха. Ничего принципиально нового изобрести невозможно и не нужно. Деньги, слава и почет, все равно, достануться не всем. Недовольных не убавиться, как не старайся, а все склоки и борьба отвергнутых творцов за финансы никогда не прекратится. Амбиционных бездарей - большинство. Кто-то из подлинных дарований незаслуженно будет отодвинут на обочину, но жизнь - несправедлива.

 

Вспомним лишь слова Оскара Уайльда по этому поводу: "В жизни возможны только две трагедии: первая - получить то, о чем мечтаешь, вторая - не получить". 

 

Высказаться в Дискуссионном клубе

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
302873  2012-12-07 21:54:47
александр
- Сколько статистики!!! Автор явно не подозревает, что есть просто ложь, есть большая ложь. И еще есть статистика.

303024  2012-12-15 12:22:11
Счастливчик
- Прочитал Проникся. И скуксился. Опять мы во всем мире первые и лучшие. Но придешь в кинотеатр - и оказывается, что хоть и маленькую, что часть своей жизни потерял в холостую (в лучшем случае) или во вред себе. Но кому из киночиновников до этого дело? Чиновник считает цифры - и на их основании почитает себя полезным людям. Не понимает чиновник, что люди прутся на его кино потому лишь, что больше смотреть нечего. Отечественные фильмы смотрятся только советские, а на нынешние русские фильмы на самом деле в кинотеатрах никто не ходит - достаточно их телевизионных дебильных аналогов. Потому приведенные автором цифры нам вольно почитать приписками и услугой самолюбию байкера Путина и пьяницы Медведева. Кстати, самые кассовые фильмы России 0 это фильмы самые безнравственные: "Сволочи!, например, "Бригада" и прочие поэмы вол славу уголовного мира. Последними приличными телесериалами были "МУР есть МУР" и "Ликвидация". Но для чиновника с калькулятором в руках лучшими фильмами всех времен и народов являются "Брат" и "Брат-2" с бесстыдными русскими героями нашего времени. А вот гениальную притчу о русско-чеченской войне "Война" никто из них даже не упоминает.

303029  2012-12-15 23:12:18
ВМ /avtori/lipunov.html
- Не буду спорить о коммерческих успехах наших фильмов - не очень это интересно. Да и в кино не хожу.

А вот смотрю в последнее время канал TV1000 - крутят только русские фильмы последнего десятилетия. Даже средний уровень очень высокий. Потихоньку выздоравливаем от чернухи.

Хорош, кстати и фильм по книге нашего автора - Андрея Саломатова - "Отторжение". Его несколько раз уже крутили по TV1000.

303280  2013-01-10 09:03:33
Алексей Курганов
- Солидное исследование. Его нужно не просто читать - ИЗУЧАТЬ, Цифры, конечно подавляют, но смысл, думаю, в том, что всё происходящее в нанышнем российском кинематографе (как и в культуре в целом) -глубоко логично и предсказуемо: исчезла идеологическая стставляющая, а поскольку "свято место пусто не бывает", то место идеологии заняли ДЕНЬГИ (тоже своего рода идеология). Совмешать коммерцию и т.н. "высокое искусство" - зантяие сомнительное, лично я в такое совмешение не верю (возможно, что и ошибаюсь - но примеров не вижу). В результате имеем то, что имеем.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100