Проголосуйте за это произведение |
НА ПОРОГЕ БУДУЩЕГО - УТОПИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Будущее за Россией? Лет десять назад ответ для многих из нас был очевиден - старые системы хозяйства и власти себя исчерпали, процесс пошел и все будет хорошо. Но в последние годы чаще говорят об ожидающих нас бедах. Россия уменьшится в размерах или распадется, население сократится и деградирует, богатства наших недр вычерпают и разворуют. Все эти страхи вполне оправданы.
В Доме Журналистов состоялась очередная дискуссия о будущем. Один из участников дискуссии - писатель и телережиссер Армен Зурабов - твердо верит, однако, в великое будущее нашей Родины. История подобна штопору, в развитии человечества чередуются духовные и материальные витки. Мы сейчас в самом конце материальной эпохи, начало ее совпадает с 70-м годом нашей эры - окончательной победой Римской империи над восставшей Иудеей. Тогда римляне разрушили иерусалимский Храм, после чего обездоленный, лишенный государственности и главной святыни, иудейский народ сосредоточился и создал то, что могло бы компенсировать ему утраченные реальные богатства. Воплотил себя в безличном эталоне любых богатств - в деньгах и денежном обороте, заложив основы последующей товарно-денежной цивилизации. А уж в процессе ее развития возникло все остальное: наука, техника и, наконец, невидимая финансовая империя, по существу подчинившая себе к концу ХХ века весь мир.
Эта материальная цивилизация дала человеку новые возможности, насытила ими его жизнь. И одновременно - породила то, что принято называть свободой личности. Которая в наше время обернулась крайним индивидуализмом, невиданным до сих пор рабством человека перед собственным его эгоизмом. Но эпоха этой цивилизации заканчивается, считает Армен Арамович. Просто потому, что она развилась до такого уровня, когда неконтролируемый эгоизм, новые материальные достижения грозят уничтожить все человечество, сам мир. И выход только один - преодолеть разъединенность людей, заменить конкуренцию взаимопомощью. Поставить экономику под общественный контроль, преодолеть ту рыночную систему, в которой, по словам французского разведчика морских глубин Жака Кусто, все имеет свою цену и ничто не имеет ценности.
Причем наша Россия - это именно та страна, которая призвана (так считает Зурабов) возглавить новую духовную цивилизацию. К этой роли она подготовлена всей своей историей и тем национальным характером, который сложился, когда христианство выявило истинную суть русского народа. Залог тому великая наша литература XIX века, все главные герои которой - рыцари печального образа. Только они не смешны, как Дон-Кихот, а трагичны. Потому что за ними стоит серьезная авторская уверенность в возможности более справедливого переустройства жизни и читатель, разделяющий эту уверенность.
Прогноз оптимистичен, но, к сожалению, не находит пока полного подтверждения в текущей реальности. Кто-то даже скажет - утопия, идеалистическая мечта, которой вряд ли суждено осуществиться. К тому же возможна одна поправка.
С ХХ веком заканчивается зодиакальная эра Рыб, начало которой положено все-таки не разрушением иерусалимского Храма. Иисус из Назарета, его учение и мученический конец Его земной жизни - вот что определило двухтысячелетнее развитие христианской, европейской цивилизации. Которая в конце концов оторвалась от своих религиозных основ, стала светской и научно-технической и именно в этом качестве распространилась сравнительно недавно на весь мир.
Известный публицист Ксения Мяло - православная христианка, для нее ответ на обсуждаемый вопрос неоднозначен. Потому что в христианской традиции судьба человека не предопределена, личности дана свобода. Дана возможность выбрать - расти или деградировать, духовно возвыситься или навеки утратить то, к чему человек призван. И то же самое относится к нашей стране, которая в каком-то смысле тоже личность.
Эта коллективная личность слагается из наших душ, наших решений и она тоже может выбрать себя, причем по-разному. Один из решающих своих выборов Россия сделала на наших глазах - речь идет о конце коммунистической системы и распаде Союза. И, по мнению Ксении Григорьевны, этот недавний выбор равносилен отречению, предательству и измене. Чему же изменила Россия и мы вместе с ней?
Страна вернулась к границам XVII века, отдала присоединенные с тех времен территории вместе с 25 миллионами живущих на них русских людей. Мы получили наследство и от него отказались - сейчас мы не имеем на него права. И этот свой отказ, свое отречение почему-то назвали возрождением России. Почему - загадка. Пока мы ее не разгадаем, будущего у нас нет.
А вместе с утраченными пространствами Россия списала и прокляла те самые 70 лет. Народ, который отказывается от такого куска своей истории, - его не существует. Потому что народ - преемственность поколений, с разрушением истории эта преемственность распадается.
И еще одно - о той, отвергнутой нами, идее. Человечество сотни лет имело ее как компас, который указывает полюс земного идеала, осуществим он или нет. Сейчас стрелка компаса начинает метаться в хаосе магнитной бури. В перспективе угроза полного утверждения мировой финансовой империи, тотального мирового неравенства. Если существовавший 2000 лет полюс добра и идеала перестанет быть ориентиром - будущее человечества ужасно. Чтобы оно было другим, людям и народам потребуется опора. И, скорее всего, на тот блок идей, от которых мы отреклись десять лет назад.
Какие страны осуществят поворот к преданным нами идеям, в каких формах они будут осуществляться - этого Ксения Мяло не знает. Но уверена: если среди этих стран не будет России, говорить о ее будущем бессмысленно. Потому что грубый социальный дарвинизм, культ денег в самой постыдной форме в нашей стране нежизнеспособен, непродуктивен и Россия на этих основах не выживет. Значит, выход для нее один - очередной новый поворот, если, конечно, потенциал для него еще существует. В чем Ксения Григорьевна, правда, не вполне уверена.
Получается очень по русски - пан или пропал, все или ничего. Либо вернем себе роль мирового лидера (пусть духовного), либо наши пространства окажутся слишком велики для утратившей свое предназначение страны. Мы рождены чтоб сказку сделать былью, в качестве гигантской Польши России не сохраниться.
Утопизм всегда был свойственен русской душе и российской культуре. В простом народе поминали град Китеж и Беловодье, в образованных сословиях - Москву как Третий Рим или прыжок из мира постылой необходимости в царство свободы. Предновогодняя дискуссия была организована журналом "Дельфис", изданием так называемого Рериховского движения. Русский художник Николай Рерих всегда пытался соединить трудносочетаемое. Духовные традиции Индии и Тибета с православием, науку с оккультным знанием, буддийских лам с кремлевскими комиссарами. А в начале 20-х годов мечтал о создании на центральноазиатских просторах Новой Страны - духовно ориентированного государства-общины с кооперативной системой хозяйствования. Именно для обоснования этого проекта проводились знаменитые рериховские экспедиции, к реализации своих планов художник был готов привлечь американских министров, осевших в Китае белогвардейцев и представителей Коминтерна. Об этом в Доме Журналиста рассказал петербургский исследователь Владимир Росов.
Для самого Рериха Новая Страна была земным воплощением мистической Шамбалы. Но в Центральной Азии осуществлялась реальная политика. Советизированная Монголия искореняла ламаизм, в Маньчжурии утвердились японцы, на остальной территории Китая Гоминдан сражался с вчерашними союзниками - коммунистами. Места для рериховской утопии не было.
И в Советском Союзе - естественном, по замыслу Рериха, партнере будущей Новой Страны - все быстро менялось. Немногочисленные российские рериховцы разделили судьбу других идеологических меньшинств, будь то теософы, анархисты или толстовцы. В лучшем случае идейное подполье, сплошь и рядом Соловки или Дальстрой. Ведь победившая Система искореняла все формы не контролируемого ею утопизма - народные и интеллигентские мечтания заменялись Программой партии и Генпланом.
Пора подвести итоги. Переделать народ и культуру никакая система не в силах. В 60-е годы национальный утопизм был воплощен Иваном Ефремовым и ранними Стругацкими в романах о светлом космическом будущем человечества, в конце 80-х пришел черед бе c численным проектам обустройства и переустройства России. Но сейчас уже ясно - циркулирющие в умах идеи сформированы историей, а их востребованность и осуществимость в основном определяются тем, что осмеянный нами бородатый классик называл материальным базисом общества. Не испытай Германия поражения 1918 года и последующих экономических бедствий - немецкий национализм законсервировался бы на уровне невинных факельных шествий во славу древнеязыческого их Зигфрида.
Коллективные прыжки в царство свободы маловероятны и предсказать их невозможно. А люди всегда делятся на живущих в мире идей и поглощенных материальной стороной реальности. Жизни, обществу нужны те и другие, сам прогресс во многом заключается в том, что все больше людей могут, заработав себе на жизнь, подумать о чем-то возвышенном. И никакое будущее для России невозможно без сильной экономики, способной обеспечить каждого из ее жителей. Дать хорошую зарплату трудящимся, достаток тем, кто свое отработал или трудиться почему-либо не способен, образование и возможность поискать свое будущее - молодым и неспокойным.
Сейчас для многих наших людей эти простые нормы существования реальны не более, чем полеты к другим планетам. Нормальная жизнь для всех граждан - это в России тоже утопия, золотой век, которого не было. И одновременно - вызов национальной совести и неискоренимой российской тяге к справедливости. Та самая национальная идея, за ради которой нация уже крушила свое государство. В начале и конце ушедшего века - пока два раза. Подождем третьего?
Проголосуйте за это произведение |